Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Ребёнок всё воспринимает по-своему, и процесс рисунка для него очень важен. Многие деятели науки и искусства очень трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не нарушать примитивную целостность и эстетического освоения мира, не навязать своё взрослое мироощущение.
Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных учёных убедительно показали, что без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых, дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.
Что делать? Очевидно, что руководить развитием детей в изобразительной деятельности необходимо. Но при этом педагогам и родителям надо найти золотую середину между беззаботным отношением детей к рисованию и овладением средствами изодеятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие. Требования к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения, к характеру взаимодействия педагогов с детьми, к среде развития ребёнка представлены в Государственном стандарте дошкольного образования.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Это, прежде всего, познавательная деятельность. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Дети воспроизводят в своих работах то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы, но чаще появляются работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения.
Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания, и само содействует этому воспитанию.
В процессе занятий по изодеятельности у детей воспитываются нравственно - волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца; во время создания коллективных работ у них воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства (чувство цвета, чувство ритма, чувство пропорции), содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Чем более осознанно начинает ребёнок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся чувства. Это позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями (радостный, изящный, праздничный и др.). Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления и находить образные выражения своих впечатлений в своих работах. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Известно значение игры в жизни ребёнка: «... В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности.» (С. Рубинштейн). Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и своё отношение к ним; при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по - новому. Это объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что и позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Процесс создания рисунка приближается у детей к игре - в начале они просто получают удовольствие от своих действий с изобразительными материалами. Но постепенно ребёнок начинает вкладывать в свою работу конкретное содержание. След на бумаге, вмятины на пластических материалах приобретают для него зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в изобразительной деятельности. Ведь теперь ребёнок способен создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности. Рисуя то, что его волнует и интересует, ребёнок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе.
Переживания детей могут быть связаны, в первую очередь, с наступившими в его жизни переменами - разлукой с родными и близкими, адаптацией к новым условиям жизни в детском саду. Эти эмоции не из радостных. Они травмируют детскую психику, и поэтому возможность переживать их в изодеятельности имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребёнка. Так же сильные чувства могут быть вызваны и новыми яркими впечатлениями (увиденная молния, движущийся поезд, новая игрушка и др.). Предоставив детям возможность рисовать то, что они хотят, можно обнаружить, что ничему специально не обучавшиеся дети точно и выразительно передают в рисунке характерные черты занимающегося их мысли предмета. Однако эта удивительная способность не распространяется на изображение других предметов - объектов. Причина в том, что предметы, постоянно занимающие или поразившие мысли и чувства ребёнка, как бы стоят у него перед глазами. Поэтому неожиданно выразительно изображая их, он не в состоянии изобразить ничего другого без специального обучения. Это происходит по следующим причинам:
Рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт- рисунок, а развитие личности (формирование уверенности в себе и своих способностях, целенаправленность деятельности).
Выдающийся русский скульптор А.Голубкина писала:«...так как руки, глаза, чувства, мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого, то и техника не может не быть индивидуальной, если не вмещать в неё постороннего, обезличивающего. Раскованное воображение отучает от механического копирования. Благодаря ему ребёнок раскрепощается, и появляется в композициях то сокровенное, что является самобытным, личностным в даровании и творчестве художника.»
Автор: Ясинская Виктория Николаевна