Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста
Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста.
Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»: теперь грамотным считается человек, который не только пишет, читает и считает, но и работает с компьютером.
Введение информационных компьютерных технологий во все области специального и общего дошкольного образования должно быть подчинено задаче максимально возможного развития ребенка.
Знакомство детей дошкольного возраста с компьютером в ДОУ начинается с игр, тщательно подобранных с учетом возраста и направленности. Одна из важнейших функций таких игр - обучающая. Игры составлены так, что ребенок может воспринимать и усваивать не только единичные понятия или конкретные ситуации, но и получить обобщенные представления обо всех похожих предметах и ситуациях. Так у него развиваются важные операции мышления - обобщение и классификация.
В ходе компьютерной игры ребенок активизирует не только мышление, но и память, у него возникают различного рода представления, что способствует появлению новых горизонтов развития личности. Горизонты развития – не только зона ближайшего развития, но и своеобразный прогноз развития личности, данный в содержании познавательной мотивации. Это весьма тонкий психологический процесс, который еще будет изучаться многими учеными. Он характеризует одно из главных психологических позитивных последствий компьютеризации – возможность постоянного расширения горизонтов личности.
Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус. В ДОУ, где установлены компьютеры, у детей появляется новое направление общения: они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи детей, значительно повышает уровень произвольности и осознанности действий.
Но главное заключается в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Дома, во дворе он с гордостью рассказывает друзьям о всех тонкостях и достоинствах работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в компьютерных играх позволяют детям значительно повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности ребенка.
Играя за компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – не реальные вещи, а только знаки этих вещей. У детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, т.е. понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. В процессе таких занятий у детей улучшается память и внимание, потому что информация передается в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Компьютерные занятия способствуют не только развитию интеллекта, но и моторики. В любых играх, от простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, управлять «мышкой», что развивает мелкую моторику рук.
Таким образом, использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых видов детской деятельности, тесно связанных с компьютерными играми (компьютерное конструирование; творческое экспериментирование; развитие воображения, эстетического вкуса, быстроты реакции, рефлексии и т.д.).
Структура компьютерного занятия.
В планировании компьютерных занятий необходимо учитывать цели и задачи, программное содержание по всем видам деятельности и коррекционной работы с учетом тематического планирования воспитательно- образовательной работы в возрастных группах. Выбор программы должен соответствовать образовательным задачам того вида деятельности, на который нацелено компьютерное занятие. Оно включает подготовительную, основную и заключительную часть.
Подготовительная часть.
Детей вводят в сюжет занятия, готовят к компьютерной игре посредством бесед, конкурсов. Привлекают опыт по наблюдению за трудом взрослых, поведением животных, создают определенную предметно – ориентированную игровую среду, аналогичную компьютерной игре, цель которой – стимулировать воображение, побуждать к активной деятельности, подводить к пониманию и выполнению заданий на компьютере.
Подготовительная часть – необходимое звено развивающих занятий с компьютером. И не только потому, что дошкольникам, в силу возрастных особенностей мышления, без предварительной предметно – опосредованной деятельности непросто освоить манипуляции с экранными образами, но и потому, что для подготовки моторики рук к работе в содержание занятий обязательно включаем пальчиковую гимнастику.
Основная часть.
Ее содержание: а) овладение способом управления программой для достижения результата; б) самостоятельная игра за компьютером.
Педагог использует несколько способов «погружения» детей в компьютерную программу.
1. Наводящими и контрольными вопросами последовательно объясняет назначение каждой клавиши.
2. Ориентируясь на приобретенные навыки работы с компьютером, знакомит с новыми клавишами и их назначением.
3. Предлагает роль исследователя, экспериментатора с предоставлением возможности самостоятельно разобраться со способом управления программой.
4. Предлагает карточки – схемы, где задает алгоритм управления программой: на первых этапах это знакомство с символами, проговаривание и отработка способов управления совместно с педагогом, в дальнейшем – самостоятельная «читка» схемы.
Заключительная часть.
Подведение итогов, оценка выполнения заданий и закрепление необходимых действий, понятий, смысловых структур и правил действия с компьютером (рисование, конструирование, игры). Снятие зрительного и мышечного напряжения (упражнения для глаз, физкультминутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Требования к использованию игровых компьютерных программ.
Однако использование игровых компьютерных программ для развития и обучения детей как в ДОУ, так и в домашних условиях имеет свои особенности. Прежде всего необходимо ограничить время нахождения ребенка за компьютером (не более 20 минут). Кроме того, необходимо убедиться в качестве электронного продукта, который должен отвечать не только технологическим, но и гигиеническим, психологическим и дидактическим требованиям.
Только систематическая работа с развивающими и обучающими компьютерными программами, ориентированными на использование их в образовательном учреждении, помогает достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребенка – дошкольника, формирует и развивает личностные и интеллектуальные качества, способности, которые помогут ребенку подготовиться к школе и успешно в дальнейшем учиться.
Приложение.
Конспект занятия «Зимушка – зима».
Цели:
- закрепить и обобщить знания о зиме в процессе чтения произведений русских поэтов, демонстрации полотен русских художников;
- учить прослеживать взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;
- развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление;
- воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;
- воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры.
Материал. Иллюстрация «Зимний лес», картинки для игровых упражнений: «Снеговики», «Путаница»; подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях; компьютерная игра «Лелик. Веселые времена года».
Ход занятия.
Воспитатель. Послушайте загадку и скажите: о какой царице идет в ней речь?
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Правильно, о зиме.
А почему зиму называют царицей?
Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?
На какой тройке прилетела зима?
Что за скакуны в этой тройке?
Правильно, это зимние месяцы.
Вспомните их названия.
Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля.
Какой зимний месяц сейчас?
Наша русская зима словно сказочное царство. Посмотрите на картинку «Зимний лес» и послушайте, как описывают красоту зимнего леса русские поэты Сергей Есенин и Иван Суриков. Вот отрывок из стихотворения Сергея Есенина:
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
А автор этого фрагмента – Иван Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И наутро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Как красиво сказали поэты о природе, о зиме!
А кто из вас знает стихи о зиме? (дети читают стихи о зиме)
Молодцы!
А загадки вы любите отгадывать? (ответы)
Тогда слушайте. Надеюсь, что отгадаете!
Скатерть бела всю землю одела. (снег)
Гость погостил – мост замостил,
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (лед)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (иней)
Молодцы! Справились с заданием!
Предложу другое: посмотрите внимательно на эту картину. (показ)
Какие краски использовал художник? (ответы)
И с этим заданием справились!
Тогда скажите: как изменилась неживая природа зимой на этой картине? Какой стала погода, небо, солнце? (ответы)
Кого мы еще видим на картине в зимнем лесу?
Как изменилась жизнь животных и птиц зимой?
Что стало с растениями?
А в нашей жизни, в жизни людей что – то меняется с приходом зимы?
Я прочту стихотворение, а вы будете «показывать» текст действиями.
Морозы детям не беда,
Не страшны им холода.
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках,
А потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем.
Вот так!
В какие игры вы любите играть зимой?
Может, сыграем в одну из них?
Игровые упражнения (моделирование заданий компьютерной игры):
- «Путаница». Задание: внимательно рассмотри картинки и скажи, что на них лишнее, чего не бывает зимой;
- «Снеговики». Задание: сравни двух снеговиков, найди различия между ними.
Пальчиковая гимнастика
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Компьютерная игра «Лелик. Веселые времена года».
Задания: 1. одеть Лелика для зимней прогулки (с помощью компьютерной мышки «прощелкать» предметы зимней одежды в шкафу);
2. убрать со двора предметы, которые не нужны Лелику зимой (с помощью компьютерной мышки «прощелкать» лишние предметы на картинке);
3. «слепить» снеговика (перетаскивая компьютерной мышкой детали снеговика, создать его по примеру заданного);
4. проанализировать выполнение заданий, похвалить всех и вручить призовые фишки.
Зрительная гимнастика (тренажеры «Цветные дорожки», «Колобок»).
- Сюрпризный момент: дети совместно с воспитателем находят ледяную шкатулку с запиской, в которой царица – зима благодарит за знания о зиме и дарит сладкие леденцы.
Список литературы
Беспалько В.П. Образование и обучение с использованием компьютера. М.; Воронеж, 2002.
Леонова А.А. Дошкольники компьютер. Воронеж, 2004.
Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средства коммуникации: достижения и поиски/1998.
Цветкова Т.В. Журнал «Воспитатель ДОУ» №12/2010. ООО «ТЦ СФЕРА», 2010.- 52с. – 56с.
Автор: Корнилова Оксана Викторовна