"Семейный театр"
Семейный театр
Театр... Загадочный и таинственный мир. Волшебное Зазеркалье, которое так и манит в свою глубину.
Мало кто из нас в детстве не устраивал самодеятельные спектакли, показывая своих кукол из-за ширмы из сдвинутых и прикрытых чем-нибудь стульев, а то и выступая сам в качестве актера. И это уже не сюжетно-ролевые игры, а то творчество, в котором ребенку необходим зритель. Дети в таких случаях собирают членов своей семьи или своих друзей и становятся актерами собственного театра. Их творчество может быть совершенно незамысловатым и не нести в себе зачатков особой одаренности, но даже если эти первые попытки сознательной творческой самореализации и не станут первыми шагами в профессию, то сам акт творчества станет
важной ступенькой в развитии личности ребенка.
На вопрос «почему» дети устраивают эти показы, есть несколько ответов. Например, ваш умный ребенок понял, что его выступления вызывают умиление родителей и родственников, и он старается вновь и вновь получить эти выражения любви к себе. Или другой ответ: это хороший способ занять определенное положение в окружении, потребность утвердить свое существование в семье, в кругу друзей. Третий вариант – спектакль дает ребенку возможность попробовать некоторые виды поведения, несвойственные ему в обычной жизни или избавиться от страхов, «проиграв», «проработав» их в спектакле. Может быть, возможно, вероятно… Причин много. У каждого ребенка своя. Но самое главное здесь – реакция родителей.
Лучшее, что могут сделать родители – поддержать своего ребенка. А взамен получить роскошную возможность иметь с ним контакт и общий язык, а также (!) неформальное влияние на него (ведь вы уже знаете, что нотации и крики дают мало толка, а зачастую и вредят). Если вы отнесетесь с вниманием и попытаетесь понять, что стоит за самодеятельным концертом или презентацией галереи рисунков, или просто порадуетесь рождению нового творца в вашем мире, то, как минимум, общий язык у вас с ребенком уже будет.
Хотите большего? Пожалуйста! Берите ручки и срочно записывайте «Рецепт семейного счастья»!
Счастье быть вместе. Счастье творить вместе.
Семейный театр.
Нет, это не самодеятельность - она в наше время не редкость, в том числе и на профессиональных подмостках. Семейный театр - совсем особый жанр. Это то, что определяло быт и формировало, как принято говорить, культурный ландшафт интеллигентных и зажиточных семей в конце XIX - начале XX веков. Что-то вроде домашних альбомов, в которых было принято писать стихи. В спектакле, который ставился силами одной большой семьи, принимали живейшее участие друзья. За радость один-единственный раз выйти на сцену актеры готовы были месяцами шить костюмы, часами разучивать роли, репетировать...
Вот лишь несколько фактов. В позапрошлом веке 2 русских мальчика имели настольные театры и играли в них все, что приходило в голову. Одного из них звали Миша Лермонтов, другого - Костя Алексеев, который уже взрослым взял псевдоним - Станиславский. Домашний театр марионеток был у Вольтера. Домашним театром страстно и до конца своих дней увлекалась Жорж Санд.
В музее театра кукол имени Образцова в Москве обнаружили ширму из домашнего театра семьи царя Николая II.
Она хранилась здесь много лет, и считалось, что это обычный театральный реквизит. Истинная ее ценность обнаружилась случайно, когда ширму попросили для съемок фильма о Савве Морозове. Достали из витрины и заметили отличительный знак.
Это детская ширма, которая находилась в комнате цесаревича Алексея. На тыльной стороне сохранился ярлык, на котором четко видна надпись «Александровский дворец. Половина наследника — игральная, инвентарный номер 333». К ширме прилагалось несколько кукол. Когда начали внимательно их рассматривать, то обнаружилось, что две из них — Капрал и Невеста — очень похожи на Николая и Александру Федоровну, остальные семь — на родственников и приближенных к царской семье, в том числе Григория Распутина.
И ширма, и куклы хорошо сохранились. Портретное сходство дополняют платья, диадемы, шляпы и прически. В чехольной части марионеток остались даже бумажные напальчники (их использовали, чтобы не соскальзывала рука).
Можно перечислять до бесконечности, но ясно одно - многие очень известные и серьезные люди почему-то не мыслили своей жизни без театра.
После октябрьских событий, перевернувших Россию, этот вид досуга сошел на нет: не осталось ни дворянства, ни купечества, а граждане "нового общества" жили преимущественно в коммуналках, и им было не до театральных забав.
Но и в наши дни ситуация не сильно изменилась. Загляните в любой детский центр или Дворец творчества, везде одинаковая картина: дети занимаются, а родители сидят в коридоре, их дожидаются. А ведь для детей очень важно, когда их увлечение разделяют мама и папа, когда они вместе заняты общим делом.
Театротерапия.
Семейный театр - не просто приятное времяпровождение. Это - мощнейшая прививка против острейших социальных болезней, сотрясающих сегодня наше общество. Ребенок, не наученный творить, будет вытворять...
Со времен Гиппократа известно 3 основных инструмента врача: нож, трава и слово. Театр – слово в действии, в воплощении, и от этого мощь и убедительность слова возрастает многократно.
Все, что происходит вокруг детей, программирует их жизнь, накладываясь на исходную генетическую программу и психологический сценарий жизни семьи.
Театральное искусство, близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. И поэтому театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
Воспитательная задача спектакля не сводится к классической победе добра над злом, но обязательно нужно показывать процесс поиска героя, его пробы и ошибки, источники его силы. В этом отношении хорош пафос сказок, который обычно жизнеутверждающий, воодушевляющий, и при этом ни в коем случае – не навязчиво-назидательный.
При этом очень важно сохранение метафоричности, "подкожности" действа, его непрямого, не "в лоб" значения, т.е. сохраняется лучшая традиция народных сказаний - архетипичность, сохранение связей с древними культурными корнями. Все это обеспечивает практическое отсутствие сопротивления детской аудитории. Ведь для них очень важно соблюдение принципа: не корми меня тем, что я не ем. А все остальное довершает то здоровое начало, которое заложено в каждом ребенке природой, благодаря которому он не просто выжил до сих пор, но еще и радуется своей жизни!
Главные плюсы семейной театротерапии – позитивное программирование, активизация внутренних ресурсов ребенка, воодушевление и духовное "причастие" детей к мировому культурному опыту. Просвещение родителей, рост их собственных воспитательных возможностей, гармонизация и оптимизация отношений с детьми. Заражение детей творчеством, в процессе которого эффективно решаются проблемы самооценки и самоактуализации, ненавязчивое привитие ребенку моральных и нравственных норм.
И если родители умело и внимательно подмечают проблески рассвета ребенка, помогают, а не глушат его творческие начинания, их шансы на решение всевозможных проблем и интересную, насыщенную творчеством жизнь, повышаются неизмеримо. Даже если в амбулаторной карте ребенка продолжает стоять неприятный диагноз и вам объяснили, что таким же, как все, ваш ребенок не будет никогда. Он останется особенным, но это не то же самое, что несчастным. Он получит шанс обрести свое место под солнцем - уникальное и неповторимое.
Театр – это тот ключик, который помогает нам открывать что-то особенное, яркое, порой неожиданное, в самих себе и в тех, кто рядом. Это тот волшебный золотой ключик, который помогает нам, родителям, лучше узнать и понять наших детей. Семейный театр не только сближает, но и объединяет нас, несмотря на разные взгляды, характеры и жизненный опыт.
Как устроить домашний театр.
Все дети любят играть «в дом», «в магазин» и прочие игры, которые педагоги называют сюжетно-ролевыми. Дети участвуют в них сами от своего имени или от имени кого угодно. Уже в три года малыш хочет побыть и продавцом, и мамой-папой, и дракончиком, и доктором в белом халате…
Но совсем другое дело – театр. Это не просто игра в лицах – это игра на зрителя. В театре нет такой спонтанности, как в обычной игре – актёру приходится выучить роль, следовать ходу пьесы и стараться, чтобы всё было слышно и видно зрителям, а не только партнёрам по сцене.
Театр-игра
Трёхлетки на такое самоотречение ещё пока не способны. И для них – пальчиковый театр. Он очень близок к обычной игре с игрушками: вот теремок, вот лягушка-квакушка, вот мышка-норушка… Ни о каком чётком сценарии речь не идёт. Читаем сказку «Теремок», рассматриваем картинки, а потом играем вместе с малышом. Для этого не нужны ни ширма, ни кулисы. Только персонажи пальчикового театра (их можно сделать самостоятельно) или обычные куклы и плюшевые звери. С ними можно играть где угодно: хоть на столе, хоть на ковре, хоть в кровати перед сном.
Вы вполне можете сами разыграть всю сказку для малыша. Но если он сам включается в игру, например, изображает Зайца-Побегайца, проиграть всю сказку от начала до конца вряд ли получится. Ребёнок обязательно увлечётся игрушкой, ему интереснее заниматься своим зайцем, чем думать о «правильном» ходе действия. Тогда можно обойтись отдельными, самыми забавными, сценами.
Цель такого «театра» – игра, самый приятный и самый непринуждённый метод развития. В такой игре развиваются воображение, речь, память; ребёнок учится взаимодействовать – с вами, с другими детьми. Играючи можно заучивать стихи, отрабатывать звуки, получать начальные математические знания – словом, учиться. Без занудства, без осознанных усилий со стороны малыша.
«Настоящий театр»
А к пяти годам ребёнок уже может справиться с настоящей «актёрской работой», т.е. разучить свою роль и сыграть её в спектакле для публики. Для какой публики? А для родных бабушек с дедушками, дядями и тётями, для соседских ребят и их родителей.
Технология проста. Собираете несколько детей (если своих недостаточно, зовёте товарищей по детскому саду и других), выбираете сказку (желательно короткую, желательно смешную или с элементами таинственности), распределяете роли. Если в сказке имеются какие-нибудь ночные гномы, домовые или колдунья в чёрном – это то, что нужно! Вполне подойдёт одна из басен Крылова, например, «Стрекоза и муравей». Там мало действующих лиц, и в то же время имеется диалог.
Но помните, что главное для спектакля – действие. Если сказка кажется вам слишком затянутой, – сокращайте. Особенно безжалостно сокращайте слова повествователя – оставляйте минимум, необходимый для разъяснения действия.
Распределение ролей. Дети примеряют на себя свои роли слишком буквально. Поэтому девочки очень любят играть принцесс и добрых хозяйственных падчериц. Но кто-то должен играть и мачех, и мачехиных дочек. Что же делать? Постарайтесь преподнести отрицательных персонажей с юмором, сделайте их забавными. Превратите театр в веселье. К слову сказать, мачеху вполне может сыграть мальчик. Это всегда получается очень смешно.
Затем остаётся выучить реплики. Дети обычно запоминают их быстро. Если участвуют товарищи по детскому саду или по подъезду, попросите их родителей хотя бы разок повторить реплики дома. Для себя вы также можете оставить роль сказочника – должен же кто-то вести повествование: «Жили-были старик со старухой…» Выходить на сцену не обязательно – читать этот текст можно из-за кулис и там руководить всем процессом: следить за выходом артистов, подсказывать слова, если кто-то разволнуется и всё перезабудет.
Реквизит. Разумеется, нужно подготовить костюмы. Для этого сгодятся подручные средства: из собственной летней юбки можно смастерить платье до пола. Не нужно ничего резать: где-то подколоть булавками, где-то прихватить ниткой. Крылышки для стрекозы легко сделать из проволоки и тюля (на плечах конструкция закрепляется с помощью резинок, как рюкзак) – что-то подобное продают в магазинах в преддверии Нового года.
С гримом тоже всё понятно: у вас есть косметичка, а в ней тени, румяна и прочее. Если вас это не устраивает, можно купить грим для детского театра в магазине.
Старайтесь обойтись минимальным набором декораций. Понятно, что роль трона может исполнить обычный стул. Он же годится на роль собачьей конуры и даже рояля. Ваша выдумка решит все проблемы.
Сцена. Даже если у вас однокомнатная квартира – это не повод отказываться от постановки. Гости рассаживаются на диване, а в центре комнаты происходит действие. Дверь в прихожей – это кулисы, за которыми толпятся артисты. Летом можно устроить представление на свежем воздухе, среди зелени.
Этот праздник – детский. Вы можете фонтанировать самыми необычными идеями. Но помните: этот театр – не для вас. Он – для детей. Не пытайтесь добиться стопроцентной слаженности и актёрской отдачи. Дети – не актёры. Им не интересно работать над ролью бесконечно. Старайтесь не перестараться! Иначе дети потеряют всякий интерес к вашей затее.
Есть ещё одна проблема. Некоторые дети наотрез отказываются играть в постановке, потому что хотят смотреть. Выход простой. Пусть кто-нибудь из взрослых снимет весь спектакль на видеокамеру. Или на фотоаппарат. И тогда дети не только смогут посмотреть на себя со стороны, они почувствуют себя киноактерами.
Не менее интересны и доступные для домашнего пользования кукольный, настольный, теневой театры.
Устройте настоящий семейный праздник с представлением, вручением театральных билетов, специально нарисованных по этому случаю. Не забудьте про антракт с настоящим праздничным угощением, ведь в театре всегда есть буфет.
Возможно, такой домашний театр – дело хлопотное. Но оно того стоит. Ведь это отнюдь не только решение воспитательных задач – ваши дети получат опыт публичного выступления. Не говоря уже о том, что это просто празд
Автор: Степанова Ольга Александровна