Главная / По типу материала / Для родителей: дошкольные, начальные, старшие классы

Особенности развития воображения у старших дошкольников

Скачать
2.72 МБ, 783513.pptx Автор: Ступа Наталья Александровна, 31 Мар 2015

Развитие воображения у дошкольников.

Как всякий психический процесс, воображение подвержено воспитанию. Поэтому воображение детей уже в дошкольном возрасте возможно и нужно целенаправленно и систематически подвергать воспитательному воздействию.

До сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. При научном рассмотрении этого вопроса, этот взгляд не находит в себе подтверждения. Опыт ребенка намного беднее, чем опыт взрослого человека; интересы его проще, элементарнее; отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь все это важнейшие факторы, определяющие работу воображения. Отсюда вытекает, что воображение у ребенка беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.

Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Заметные проявления детского воображения, доступные непосредственному наблюдению, обнаруживаются у детей к концу 2-го года жизни. В этот период воображение ребенка непроизвольно и характер его проявления определяется той конкретной ситуацией, в которой он находится, и теми возможностями, которыми он располагает в данный момент. Так, акт кормления ребенка матерью пробудит и у него аналогичные подражательные действия, в которых он будет пытаться, например, кормить куклу. Так возникает ситуация воображаемого кормления, ход которой определен фактическими возможностями ребенка.

В младшем дошкольном возрасте, когда только начинает развиваться воображение, оно отличается пассивной формой. В этот период начинает активно формироваться воссоздающее воображение детей. Слушая рассказы и сказки взрослых, ребенок мысленно видит те объекты, о которых в повествовании идет речь. То есть воображение, некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер – это настоящий Дед Мороз или Баба-яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора.

Воспринимая речь взрослого, ребенок вынужден оперировать имеющимися у него представлениями не произвольно, а в той пос­ледовательности, которая вытекает из хода и содержания повествования. Сплошь и рядом при этом представления ребенка слагаются в образные картины, отличные от тех, какие имели место в его жизненном опыте.


Рано или поздно ребенок обратит на это внимание, он станет замечать, что из одних и тех же представлений можно, «мысленно составить» самые разнообразные комбинации. Так в процессе образного воссоздания, совершаемого ребенком под воздействием речи говорящего, начинают вкрапливаться элементы собственного творчества. Иначе говоря, в границах вос­создающего воображения ребенка начинает формироваться его творческое воображение. По мере того, как ребенок все больше и больше будет упражняться в действиях такого рода, проявления его самостоятельного творчества будут, естественно, увеличиваться и усложняться. Наступит, наконец, момент, когда он попытается сам, без помощи взрослых, придумать загадку, стихотворение, сказку и т. п. Пробы такого рода следует считать показателем того, что у ребенка наступил период становления творческого воображения. Неважно, что первоначально его творческое воображение будет примитивно и несовершенно. Соответствующие упражнения разовьют его. Существенен сам по себе факт его появления. Теперь интеллект ребенка обогатился новым качеством, границы его ума расширились. Отныне ребенок может оперировать своими представ­лениями не только в соответствии с желанием взрослых, но и так, как пожелает сам.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период – сензитивный для формирования фантазии. Побуждение ребенка к фантазированию чрезвычайно просто и не требует от воспитателя значительных усилий. Ведь известно, что ребенку полезно и нужно "находить работу" тогда, когда запас его собственной изобретательности истощается. В этих случаях ему обыч­но рекомендуют порисовать, побегать, повозить машину или что-то подобное. В число этих рекомендаций могут быть включены и побуждения к творческому фантазированию. Это может выражаться, например, в том, что, наряду с чтением или рассказыванием ребенку сказок, загадок, можно предлагать и ему придумать нечто подобное, свое.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

Наступлению момента самостоятельного целенаправленного фантазирования ребенка будет значительно благоприятствовать то, если ему наглядно показать, как это делается. С этой целью в присутствии ребенка можно придумать сказку, стихотворение, загадку о предметах, которые его окружают.

Приступая к развитию детского воображения, следует знать, что первые творческие результаты ребенка окажутся очень несовершенными как с точки зрения содержания, так и с точки зре­ния способов их создания. В отличие от нас, взрослых, дети перво­начально не подчиняют свое подражательное творчество предварительном замыслу, а поступают наоборот, т. е. сперва что-то придумывают, а затем уже стараются (да и то не всегда) обнаружить в придуманном какой-то смысл. Вся забота ребенка в его первых творческих пробах сводится к внешнему копированию тех фонетических ритмов, которые присущи загадкам, стихам и сказкам. Однако последующие попытки ребенка будут отличаться возрастающей целесообразностью.

Сказанное отчетливо демонстрируется на эволюции детского творчества в придумывании загадок.

Вот, к примеру, первые загадки ребенка (3 г. 4 м.):

1. А картина у того мама моет кочергой.

(Мама моет под краном погремушки).

Обычно, как это и видно из приведенных примеров, первые загадки детей представляют бессмысленный набор слов. Пока смысл для ребенка - второстепенен, ему, в первую очередь, важно что-то сказать такое, чтобы оно по звучанию напоминало те загадки, которые он до этого слышал.

Очень скоро отношение детей к смыслу и форме начинает меняться.

Они начинают стремиться к тому, чтобы их загадки имели оп­ределенный смысл и ослабляют свое внимание к форме их выражения. Теперь дети стараются использовать для загадок упрощенные, трафаретные словосочетания.

Типичны в этом отношении следующие загадки (3 г. 5 м.):

1.Что такое висит, вся горит, а погасишь, она станет черная, как муха.

(Лампочка).

Затем дети отказываются от соблюдения и этих условностей, и в выборе формы для выражения своих загадок начинают поступать весьма свободно, отдавая, однако, явное предпочтение прозе.

Например (4 г. 8 м.):

1. Им укрываются, а оно кипяток.

(Одеяло).

Взрослея дети, начинают не удовлетворяться фонетическим несовершенством своих "прозаических" загадок, стараются избегать этого и создают нередко довольно оригинальные по форме и содержанию загадки (5 л. 5 м.):

1. Две ручки с кружками помогают маме.

(Очки).

2.Точки, хвостики, крючки это книжные значки.
Кто их знает, тот книги читает.

(Буквы).

Таким образом, по мере накопления опыта в придумывании загадок, дети не только способны приблизиться к познанию их сущности - вуалированию смысла через посредство неполного или иносказательного его выражения, но и подчинить этому свою подражательную деятельность как в выборе сюжета, так и в отыскании нужной формы для его выражения.

В отличие от загадок, которые дети научаются создавать сравнительно рано, стихи они пробуют придумывать позднее, в возрасте четырех с половиной, пяти лет. Как правило дети, придумывая стих, заботятся только о соблюдении рифмы, не имея предварительного представления не только об общем содержании всего стиха, но не зная и о содержании очередной строфы. Поэтому ребенок бывает, обычно искренне удивлен тем смыслом, который при этом возникает. Например (4 г. 7 м.):

Вася сел в автомобиль. Очень быстро покатил... А потом поспал немножко, И ему приснилась кошка...

Но как бы ни были примитивны детские стихи, какие бы смысловые и стилистические изъяны они не содержали, как бы ни был наивен и консервативен процесс их сложения, они являются принадлежностью по преимуществу только тех детей, которые упражняются в данном направлении.

В отличие от загадок и стихов, сказки создаются не только детьми, с которыми ведется работа по развитию воображения, но часто и теми, с которыми такой работы не проводится. Объясняется это, видимо, тем, что всякий ребенок очень рано знакомится со сказкой, и что она является тем преимущественным видом фантастического жанра, потребность ребенка в котором сравнительно полно, по укоренившейся традиции, удовлетворяется при любых условиях воспитания.

Слушая бесчисленное количество сказок, ребенок постигает как их стилистические, так и сюжетные особенности, которые он затем в известной мере может соблюсти при сложении собственной сказки.

Облегчает задачу ребенка так же и то, что литературная форма сказки приближается к обыденной повествовательной речи.

Вот, например, сказка Катюши Л. (5 л. 8 м.) не упражнявшейся предварительно в придумывании сказок:

"Жили-были старик со старухой. Был у них сыночек. Были они бедными. Вырос сын. Нанялся работать мясником. Платили ему мало. Шел он однажды по дороге и вдруг нашел маленький серебряный кошелек Открыл, а там маленькая золотая божья коровка. Говорит она: "Выпусти ты меня на волю, а я за это тебе все, что хочешь, сделаю". Мясник говорит: "Ладно, выпущу. За это ты мне подари много золотых денег"... Пришел домой, а там - золото. И стали они жить и поживать".

Проводя с дошкольниками работу по развитию воображения, следует учитывать их возрастные особенности. Например, необходимые упражнения следует осуществлять в игровом плане, про­должая их до тех пор, пока они выполняются детьми с интересом, и прекращая сразу же, как только эти упражнения будут им надоедать. Необходимо также стремиться вырабатывать у них готовность к целенаправленному фантазированию. На данной возрастной ступени содержание загадок, сказок, стихотворений должно учитываться воспитателем, но в то же время не следует рассматривать это определяющим при оценке соответствующих достижений детей. Этот критерий станет основным только после того, как у детей образуется стойкая готовность к целенаправленному фантазированию.

В дошкольный период основная цель работы воспитателя по раз­витию воображения детей должна состоять главным образом в уп­ражнении их способности к трансформированию тех впечатлений, которые они обретают из окружающей действительности. То, в какой степени дети овладевают этим умением, определит преобразующее свойство их фантазирования. Без него воображения нет. Это свойство - врожденная принадлежность нашего мозга, такая же, например, как склонность к овладению членораздельной речью, и оно нуждается в развитии и упражнении точно так же, как и наша врожденная речевая предрасположенность.

Чем раньше начнется целенаправленный и систематический процесс развития этого свойства воображения у ребенка, тем вероятнее, что у него сформируется творческий склад ума.


Автор: Ступа Наталья Александровна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
презентация Особенности развития воображения у старших дошкольников Ступа Наталья Александровна 31 Мар 2015
документ Особенности развития речи у старших дошкольников. Курочкина Наталья Николаевна 29 Ноя 2015
разное Развитие воображения у старших дошкольников Развитие воображения у старших дошкольников Соломонова Галина Владимировна 31 Мар 2015
документ Дидактические игры для развития воображения старших дошкольников Дмитриева Елена Николаевна 30 Мар 2015
документ Особенности развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников с задержкой психического развития Зыкова Елена Алексеевна 30 Мар 2015
документ Статья "Особенности формирования логического мышления у старших дошкольников и готовность воспитателей к процессу его развития у детей дошкольного возраста". Федунова Елена Федоровна. 31 Мар 2015
документ Развитие воображения по средствам художественного экспериментирования у старших дошкольников Полякова Елена Анатольевна 30 Мар 2015
разное Значение игр-фантазий для развития воображения у дошкольников Значение игр-фантазий для развития воображения у дошкольников Абакшина Надежда Викторовна 1 Апр 2015
документ Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Коваленко Галина Эдуардовна 31 Мар 2015
документ Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников. Тюрина Елена Валерьевна 4 Апр 2015
разное Статья развития творческого воображения у дошкольников Мячева Галина Николаевна 31 Мар 2015
документ Использование приемов ритмопластики для развития воображения у дошкольников Гафиятуллина Гульшат Амировна 18 Окт 2015
документ Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения Мироненко Марина Александровна 31 Мар 2015
документ Особенности развития речи старших дошкольников Семенова Светлана Михаил-Хафизовна 23 Апр 2015
документ Особенности развития речи старших дошкольников: Старовойтова Лидия Анатольевна 6 Сен 2015
документ Особенности развития речи старших дошкольников Романина Галина Ивановна 19 Сен 2015
документ Особенности развития речи старших дошкольников Матвеева Марина Вячеславовна 14 Янв 2016
документ «Сказка как средство развития воображения старших дошкольников» Белоногова Татьяна Николаевна 15 Апр 2015
документ Развитие творческого воображения у старших дошкольников в продуктивных видах деятельности. Широкова Тамара Александровна 26 Мая 2015
документ Сообщение на тему: Развитие воображения и понятийных суждений у старших дошкольников в процессе слушания музыки. Погосова Ксения Вячеславовна 31 Авг 2015
документ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой» Янбердина Лилия Тимергазимовна 2 Мар 2016
документ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Биктагирова Татьяна Александровна 15 Дек 2015
документ статья "Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста" Алексеева Людмила Карповна 31 Мар 2015
документ Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста Литовкина Анна Викторовна 5 Ноя 2015
разное "Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников." Спицина Галина Васильевна 30 Мар 2015
документ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Головина Полина Евгеньевна 30 Мар 2015
документ Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников Савина Снежана Александровна 4 Апр 2015
разное «ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» Лофман Юлия Николаевна 1 Апр 2015
разное «ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» Лофман Юлия Николаевна 1 Апр 2015
документ Дидактические игры как средство развития памяти у старших дошкольников Зверкова Вера Анатольевна 15 Окт 2015
документ Игровая деятельность как средство развития памяти у старших дошкольников. Салина Галина Петровна 19 Дек 2015
документ Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников Парамонова Светлана Анатольевна 31 Мар 2015
документ Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом" Шапкина Елена Александровна 31 Мар 2015
документ Возрастные особенности развития мышления у дошкольников Дементьева Галина Максимовна 30 Мар 2015
документ Особенности развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения Юлия Владимировна Смирнова 31 Мар 2015
документ Особенности развития связной речи у дошкольников Неволина Екатерина Игоревна 15 Окт 2015
документ Гендерные особенности развития речи у дошкольников Кубракова Виктория Владимировна 5 Апр 2015
документ Особенности развития памяти у дошкольников Шамшурина Оксана Викторовна 5 Апр 2015
презентация Развитие творческого воображения старших дошкольников Боднарь Надежда Геннадьевна 7 Июл 2015
документ Развитие воображения старших дошкольников. Елена Анатольевна Олейникова 19 Окт 2015