КОГДА РЕБЕНОК ЕСТ САМОСТОЯТЕЛЬНО...
В начале второго года в связи с достижениями в психическом и моторном развитии у ребенка появляется стремление к самостоятельности. Во время кормления это проявляется в том, что малыш тянется ручками за ложкой, делая первые неловие попытки зачерпнуть пищу и поднести ко рту. Нестрашно, что по пути ложка оказывается перевернутой, а пища пролитой. Ценно стремление его к самостоятельности, которое необходимо поддержать. В год и два — год и три месяца надо дать ребенку в ручку ложку, а другой - кормить его. Сначала пусть учится зачерпывать только густую пищу. Управляться с едой самому, хоть и с помощью взрослого, ребенку очень нравится. Это повышает интерес к еде, и малыш охотно садится за стол. Но его с самого начала надо учить держать ложку обязательно в правой руке, на первых порах за середину черенка, обхватывая сверху всеми пальцами.
Когда ребенок научится есть самостоятельно густую пищу, можно учить его есть и суп. К полутора годам он уже может полностью справиться с обедом. Естественно, что он еще не так ловок, чтобы есть, не обливая одежду и не роняя часть пищи. В этом случае выручит нагрудник. Очень важно не упустить благоприятный момент для формирования навыка есть самостоятельно. Позднее, когда возрастает заинтересованность в занятиях с игрушками и более разнообразными становятся действия с ними, интерес к манипуляциям ложкой пропадет, и тогда научить малыша есть самостоятельно будет значительно труднее. Так у ребенка закрепляется привычка к тому, что его постоянно кормят взрослые.
Малыш учится есть первое и второе блюдо с хлебом, не лазить в тарелку руками, помогать кусочком хлеба, если не удается взять пищу ложкой, мясное блюдо есть одновременно с гарниром.
На третьем году движения ребенка становятся более координированными, благодаря этому он может овладеть более сложными навыками, в частности, научиться правильно держать ложку во время еды. Теперь он умеет аккуратно есть, и клеенчатый нагрудник ему не нужен. Однако матерчатый нагрудник или салфетка не будут лишними. Во время еды ребенок по мере необходимости пользуется бумажной салфеткой: вытирает рот, руки.
Ему небезразлично, как выглядят те или иные кушанья. Привлекательный вид пищи и ее приятные вкусовые качества способствуют хорошему аппетиту. Подавая второе блюдо, его не надо заранее мельчить (котлету, например, или запеканку), лучше это сделать после того, как ребенок увидит его целиком. Детей надо учить тщательно пережевывать пищу. Если этому не уделять внимания, ребята привыкнут глотать плохо прожеванную пищу, что затрудняет пищеварение.
Малыш твердо должен усвоить правила: нельзя выходить из-за стола с куском хлеба в руках или с полным ртом непрожеванной пищи, по окончании еды надо благодарить взрослого и, встав из-за стола, задвигать свой стульчик.
Не стоит большого труда научить ребенка правильно вести себя за столом: нельзя пить из тарелки, играть пищей, катать шарики из хлеба, крошить его, строить из каши или картошки тоннели, «реки молочные», «кисельные берега» (что часто наблюдается у детей с пониженным аппетитом и богатой фантазией), нельзя болтать под столом ногами.
В детском учреждении дети едят с завидным аппетитом, и проблемы, как накормить их, обычно не возникает. Этому в немалой степени способствует их самостоятельность, пример других детей, режим, разнообразный рацион питания.
Мариночке всего два года, а она не только прекрасно управляется с обедом, но и во время еды не пачкает одежду. Старательно наклоняет головку, вытягивает губки. Видно, что и дома ее учат есть аккуратно. Да и во всем остальном девочка вполне самостоятельна, опрятна.
Но бывает и иначе, особенно когда у ребенка в течение длительного времени аппетит остается пониженным. Не все родители в таком случае поступают правильно. Вместо того чтобы подумать об изменении меню, объема порций, переждать время или посоветоваться с врачом, они идут на любые ухищрения, лишь бы накормить ребенка, лишь бы он съел лишнюю ложку, лишний кусочек, хотя в действительности никакая реальная опасность ему не грозит. Так было с Ромой. Он родился с небольшим весом и на протяжении трех лет физически плохо развивался. В семье старались давать мальчику пищу покалорийнее. Рома не съедал того, что ему предлагалось, а родные всеми средствами заставляли его есть. У мальчика появилось отвращение к еде. Как только приближалось время обеда или завтрака, он начинал капризничать, прятался под кроватью или за занавеской. Его находили и тащили к столу. Чем большую настойчивость проявляли родители, чтобы накормить мальчика, тем больше росло его сопротивление. Вскоре появилась привычная рвота. В результате в три года Рома имел вес годовалого ребенка. К этому времени у него появились новые способы борьбы: он начинал кричать и царапать себе лицо всякий раз, когда звали есть. Привычка царапать лицо закрепилась. Всегда, когда ребенок оказывался в чем-то виноват, он истерически кричал и царапал себя, чтобы предотвратить наказание. Таким образом он добивался исполнения своих желаний.
В детском саду в коллективе детей Рома избавился от дурных привычек. Видя, как едят другие дети, стал стараться не отставать от них. Потребовалась большая воспитательная работа и с мальчиком, и с его родителями. Теперь и дома Рома ел сам, и столько, сколько ему хотелось.
Повышает интерес ребенка к еде участие его в приготовлениях к завтраку, обеду или ужину. На третьем году жизни ребенок уже может помочь взрослым накрыть на стол: разложить приборы, салфетки, поставить хлебницу. Можно назначать малыша дежурным, как это делается в детском саду. При этом, конечно, не следует поручать маленькому ребенку расставлять бьющуюся посуду; он еще недостаточно ловок, а неудача доставит ему огорчение.
Автор: Булычева Александра Валерьевна