Рабочая программа "Планета знаний" 1 класс ИЗО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 1 КЛАССА
2013 -2014 учебный год
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования, на основе «Примерной образовательной программы «Планета Знаний» по предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»,
«Основной образовательной программы МБОУ СОШ №5», обеспечена УМК для 1 класса автором: Н.М. Сокольникова
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Санитарных правил и норм (СанПин 2.4.2. 2821 - 10).
- «Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» Приложение к Приказу Минобразования РО 14.07.2011 № 610.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс.
В1 классе на изучение русского языка отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
Программа предназначена для общеобразовательных школ.
Актуальность программы обусловлена тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству и разработана с учетом современных педагогических технологий.
Обучение изобразительному искусству, будучи целенаправленным процессом формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», неразрывно связано с эстетическим воспитанием и как бы «пронизывает» его, во многом предопределяя его эффективность.
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Основные цели:
· приобщение школьников к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
Именно изобразительное искусство помогает школьнику ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов в год 33
Количество часов в 1 п/г в неделю 1/всего 16
Количество часов во 2 п/г в неделю1/всего 17
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Общая характеристика учебного предмета
Особенности курса
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:
Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам. Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности.
Наряду с основной формой организации учебного процесса (уроком) рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литера ирного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (Россия — наша Родина, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основы художественного языка излагаются системно, в доступной и интересной для учащихся форме. Программой предусматривается знакомство с разнообразными художественными материалами и техниками, правилами изобразительной грамоты, а также формирование у детей практических навыков рисования с натуры, по памяти и представлению как специфических средств постижения прекрасного. Теоретические сведения изложены в соответствии с возрастными возможностями учащихся, а также непрофессиональным характером обучения в общеобразовательной школе.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик-художник). Такой подход дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет на первый план вывести деятельное освоение изобразительного искусства.
Содержательные линии
«Изобразительное искусство» (авторы Сокольникова Н.М., Ломов С.П.) вносит особый вклад в духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся; формирует представление о мире искусства, знакомит с жанрами и видами изобразительного искусства, лучшими произведениями русских и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов, национально-культурными традициями народных промыслов, с декоративным искусством и архитектурой, знаменитыми художественными музеями и картинными галереями мира. Взаимосвязано с другими предметами (окружающий мир, музыка, литературное чтение, технология) формирует умение видеть прекрасное и создавать его своими руками.
Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
В программе использованы различные виды арт-терапии. Это, прежде всего, цветотерапия и сказкотерапия. Следует отметить, что в программе отражены арт-терапевтические методики, адаптированные специалистами для работы учителя с обычными детьми в условиях общеобразовательной школы. При этом все арт-терапевтические упражнения вошли только в вариативную часть программы и не являются обязательными (см. приложение «Учителю об арт-терапии»).
Уроки изобразительного искусства, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками музыки на основе:
С первого класса на каждом уроке осуществляется изучение основ художественного языка (рисунка, цвета, композиции, объема, пропорций и др.). Большое внимание в программе уделяется освоению закономерностей конструктивного строения формы, способам передачи пространства на плоскости, основам цветоведения. В 1 классе проводится начальный анализ конструктивно-аналитического строения животных и фигуры человека.
Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусства, так и в процессе художественного творчества учащихся, а не на специальных уроках.
Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, ребенок постепенно начинает взаимодействовать с абстрактным материалом: владеть терминологией, замечать цветовые пятна, различать теплые и холодные цвета, уметь представлять образы и цвета. Педагог использует элементы языка искусства при анализе произведений и в обучении ребенка различным видам художественного творчества. У детей происходит формирование восприятия цвета и формы как учебного материала. Ребенок осознает, что с помощью этих средств можно передать свое настроение, нарисовать портрет и пейзаж, сконструировать объекты дизайна, проиллюстрировать историю или сказку.
Особенности художественно-образного решения и композиции станковых живописи, графики и скульптуры, характерные черты книжной графики рассматриваются на многочисленных примерах в процессе специальных бесед об изобразительном искусстве, которые в 1 классе органично входят в структуру урока.
Программа направлена на развитие у детей способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся 1 класса систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства и объектах дизайна такие геометрические формы, как квадрат, круг, треугольник, и такие тела, как куб и шар. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы.
Освоение традиционных способов и приемов передачи пространства на плоскости происходит систематически в процессе выполнения изобразительных и дизайнерских заданий. При анализе произведений искусства учащимся предлагается «войти» в пространство.
На протяжении всего обучения в 1 классе особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета» и входящих в нее основ цветоведения. Дети получают первоначальные сведения о спектре, цветовом круге, основных и составных цветах, теплых и холодных цветах, особенностях восприятия красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов; знакомятся с элементами светотени, построения композиции, передачи пространства на плоскости листа; осваивают некоторые «игры с пространством» (приемы загораживания дальних объектов ближними, уменьшение удаленных объектов и др.).
В процессе выполнения учебных заданий дети учатся осознанно и творчески использовать знания основ художественного языка, добиваясь выразительности и образности рисунков.
Большое внимание в процессе всего обучения в 1 классе уделяется ознакомлению школьников с приемами работы различными художественными материалами и техниками. Каждый материал имеет свою выразительно-изобразительную специфику, свои изобразительные возможности. Графитный карандаш, цветные карандаши, мелки, фломастеры, пастель, акварель, тушь, чернила — это материалы для графики. декоративного украшения предметов быта народными росписями.
Очень важно, чтобы знакомство с художественными промыслами России помогло детям научиться ценить красоту и усвоить нравственно-духовные ценности народного искусства. Творчество каждого народного мастера неповторимо, его изучение имеет важное воспитательное значение. Постичь красоту народного искусства — значит понять душу народа.
Обучение основам дизайна ведется во взаимодействии с освоением художественного языка — как средства выражения проектной идеи, художественного образа. Особое внимание при этом обращается на изучение основ формообразования и цветоведения: свойств цвета и осознания его прикладных возможностей в формировании предметной среды. Работы на плоскости и в объеме закрепляют знание и понимание категорий композиции, а главное — развивают ощущение ритма, движения, глубины пространства и др.
Программа предусматривает широкое использование дизайнерской деятельности (художественного конструирования), или, точнее сказать, конструирования с элементами художественного проектирования. Школьники на конкретных примерах осваивают взаимосвязь триады: «польза — прочность — красота».
Основы дизайна включают в себя задания по проектированию и моделированию предметов быта (мебель, посуда, светильники, бытовые приборы и др.). Эти задания направлены на обучение учащихся умению определять конструктивные качества различных объектов, познавать закономерности создания геометрических структур, а также видеть эти формы в природной и предметной среде.
Обучение школьников основам дизайна направлено на достижение эффекта сознательного ощущения ими формы как одного из важнейших компонентов проектного мышления, умение находить единые принципы строения различных форм. Своеобразие подхода к обучению дизайну в общеобразовательных учреждениях состоит в использовании системы упражнений и заданий, главная особенность которых — эксперимент с формой и материалом, моделирование изделий предметной среды на основе единства функции и формы как основных принципов гармонии. В 1 классе учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и декорированию объектов дизайна на основе геометрических форм.
Ставится задача создать художественный образ при выполнении плоских, рельефных, объемных и пространственно-глубинных композиций, которые могут быть использованы для оформления интерьера. В этих композициях учащиеся пытаются освоить цветовое и текстурное пространства, проследить особенности восприятия цвета и текстуры на плоскости и в объеме при различном освещении. Таким образом, в дизайнерской деятельности осуществляются «игры с пространством». Особое внимание учащихся обращается на использование в работе по созданию объектов дизайна разнообразных средств художественной выразительности, материалов и техники.
Формообразующие ориентиры, задаваемые учащимся при конструировании, должны иметь, прежде всего, эстетический характер, благодаря чему у детей развивается творческое воображение. Ориентация учащихся на утилитарно-технические параметры конструирования приведет к формированию у них полноценных предпосылок дизайнерских умений и навыков. Излишняя «технизация» конструирования может, напротив, дать обратный эффект.
Стержневая линия программы — развитие у школьников способности выделять целостнообразующие свойства создаваемых объектов и ориентироваться на них в процессе конструирования. Причем эти свойства должны стать предметом творческого поиска ребенка. Конструирование, таким образом, представляет собой особую поисковую и экспериментально-исследовательскую деятельность, направленную на организацию будущей конструкции как целого.
Формирование конструкторской деятельности детей по схеме «от частей — к целому» предусматривает постепенный переход от репродуктивного (воспроизводящего) конструирования к творческому.
Приоритетными в программе являются творческие формы конструирования, обучение которым основывается на принципе «от целого — к частям и затем опять к целому». При этом необходимо выявлять особенности материала, специфику каких-либо отдельных частей конструкции, способы соединения (крепления) деталей и т.д.
Введение прямых и обратных задач в дизайнерскую деятельность ребенка создает основу для формирования у него обобщенных способов конструирования. Формирование этих способов и составляет одно из ведущих направлений обучения творческому конструированию.
Программа предусматривает особую организацию конструирования по замыслу ребенка. Детей в первую очередь учат находить, развивать и воплощать в материале общую идею конструкции, то есть образ, в котором схватывается целостнообра-зующее звено конструкции. Одна из целей программы как раз и состоит в том, чтобы ребенок мог посильно выполнять функции «генератора идей» не только в конструкторской деятельности, но и за ее пределами. Именно в рамках конструирования опыт «генерирования идей» в разнообразных нестандартных ситуациях быстрее осознается самим ребенком.
Особое внимание в программе уделяется обучению детей умению моделировать целостнообразующие звенья в виде простейших графических схем (рисунков, эскизов, чертежей).
Работа по этому направлению играет также воспитательную роль: у ребенка возникает одухотворенное отношение к вещам, имеющим культурную ценность. Однако воспитание духовной личности не принесет должных результатов, если оно будет осуществляться только «разъяснительными» методами. Ребенок обязательно должен принимать систематическое участие пусть в небольших, но творческих делах. Украшение и эстетическое оформление класса или своей комнаты поделками и рисунками, выполненными собственными руками, вполне может стать одним из таких творческих заданий для ребенка.
Важнейшей особенностью данной программы является введение в обучение арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству (изобразительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребенка способности эмоционально переживать свое продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства.
Арт-терапия понимается нами как профилактика и коррекция негативных психологических состояний у детей с помощью искусства. Она развивает эмоционально-чувственный мир ребенка, его воображение и направлена на овладение учащимися различных способов изображения, способствующих проявлению различных эмоций.
Арт-терапия делает акцент на свободное самовыражение ребенка посредством любых художественных материалов и средств, имеющихся в его распоряжении. Свободное самовыражение необходимо (или желательно) для того, чтобы помочь ребенку устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить внутренние (связанные с самочувствием, настроениями) или внешние (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.д. Арт-терапия способствует развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия), где искусство выступает в качестве стимулятора психического развития и саморазвития ребенка.
На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепку, конструирование, работу с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыки и др.
Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование. В процессе такого рисования дети учатся выражать свои чувства и эмоции в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях.
Другой особенностью данной программы является предложение осуществить во внеклассной работе разнообразную проектную деятельность. Цель проектной деятельности — расширить представления учащихся об искусстве, приобщить их к поискам новой информации, к самостоятельной исследовательской работе. Почти все проекты предполагают посещение выставочных залов, музеев, библиотек, просмотр специальных телепередач и видеофильмов, чтение дополнительной литературы.
Одной из форм проектов может выступить тематическая выставка по какой-либо теме с использованием репродукций, фотографий, открыток, альбомов, детских работ (в конце цикла уроков, четверти, года).
Ряд проектов предполагает проведение интегрированных музыкально-изобразительных занятий. Это — игра-импровизация «Цвет и звук», «Новогодний карнавал сказочных героев», «Путешествие на воздушном шаре», «В гостях у сказки», «Ярмарка изделий народных мастеров» и др.
Предлагаемая программа рассчитана на 32 часа (по одному часу в неделю).
Распределение часов, данное в программе, следует считать примерным. Также примерными являются ссылки на произведения искусства, которые учитель может использовать на уроках.
Вариативная часть программы предполагает взаимосвязь уроков изобразительного искусства и различных форм дополнительного образования, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся. Все задания носят или относительно длительный характер (1—2 ч) или кратковременный, быстрый — наброски и зарисовки (5—10 мин). Одаренные дети могут за один урок выполнить не одну, а две работы.
Программой также предусмотрены индивидуальные и коллективные формы выполнения заданий. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые виды и техники работы, изобразительную грамоту. Возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных произведений обеспечивают развитие у ребенка способности видеть целое раньше частей, а также видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективного труда школьников (дети совместно создают одно изображение; 4—5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и т.д.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.
Успех программы во многом зависит от индивидуального подхода учителя к ее реализации. Главная задача педагога в работе с детьми — создание творческой атмосферы, в которой происходит саморазвитие активной личности. Педагог должен помнить о том, что на каждом занятии важно создавать ситуацию успеха для ребенка, что является непременным условием его творческого и эмоционального развития. У школьников необходимо воспитывать стремление добиваться положительного результата, а также бережное обращение к выполненным работам. Очень важно подчеркнуть практическую значимость работ ребенка: они могут быть хорошим подарком для близких и друзей, а также украсить интерьер комнаты ребенка, класс или актовый зал в школе.
На уроках изобразительного искусства у детей формируется умение воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видам. Особенно важно то, что постигая заложенные в произведениях искусства духовно-нравственные ценности, дети совершенствуются и растут морально и, тем самым, готовятся к решению жизненных проблем.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежд
Автор: Каныгина Светлана Витальевна