ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ИНКУЛЬТУРАЦИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ОСОБОГО РЕБЕНКА.
Статья.
«Инновационные подходы
в инкультурации и формировании личности особого ребенка.
Соискатель СПбГУКиИ Белозёрова Г.М.
(Кафедра Теории и Истории Культуры).
Гуманистически направленное образование уже давно и активно развивается в современной российской педагогике и рассматривается как тенденция, требующая свободомыслия и толерантности, отказа от стандартизации и унификации образования, многогранности его содержания, возрастания роли рефлексивных знаний. В гуманистических теориях и системах воспитания на первое место выходит личность и ее потребности. В соответствии с концепцией педагогики свободы, О.С.Газман определяет педагогическую поддержку личности ребенка, как совместную выработку с ним его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигнуть позитивных результатов в обучении, самовоспитании,общении, образе жизни. В рамках культурологической концепции личностно-ориентированного образования Е.В.Бондаревская рассматривает личность человека через призму понятия культуры. Образование человека «осуществляется в культуро-сообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей». В.В.Сериков в концепции личностно-ориентрованного образования утверждает мысль о необходимости создания условий «для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствами». (4).
Основные положения гуманитарного воспитания расширяют сферу задач учителей. Главное в этих положениях — нравственное развитие внутреннего «я» ребенка, его свободной самореализации. Поэтому роль учителя заключается в том, чтобы помочь каждому индивиду развить свой собственный язык самовыражения. Наиболее способными выполнить такое непростое предназначение являются предметы, предполагающие знакомство с искусством. Мировая художественная культура учит детей импрессивному восприятию творчества во всех его проявлениях. На занятиях изобразительным искусством дети создают свой художественный образ через постижение языка художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, бумажной пластики, глины, то есть реагируют экспрессивно. Музыка воспитывает эмоционально. На литературе познается поэтическое искусство. Кроме этого в настоящее время в школах вводятся уроки театра, драмы. Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и делать их активными участниками творческого процесса. В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов ознакомления ребенка с искусством. Распространенным становится мнение, что преподавание изобразительного искусства это своеобразная терапия с использованием средств искусства. Такое понимание дает учителю новые возможности для решения гуманистических задач воспитания и образования. Арт-терапия может быть адаптирована к педагогической практике и применяться учителем без участия психотерапевта или психолога (Л.Д.Лебедева).
Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, наскального рисунка — интернационального языка образов. Искусство возникло, как средство коммуникации, как своеобразный, эмоциональный язык. Прообраз современной арт-терапии сохранился в архаических формах искусства — в народном творчестве. Здесь непосредственнее всего выражена опора на символический язык «коллективного бессознательного». Склонный к символизации, человек бессознательно преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира, он использовал эти символы, как в религии, так и в изобразительном искусстве (3).
Несмотря на древние корни, арт-терапия существует всего несколько десятилетий. Наиболее широкую известность она получила в середине XX века. Термин «арт-терапия» (art— искусство, art therapy— терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния. Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драмотерапия, танцевально-двигательная терапия, цветотерапия, медитативное рисование, кукольная терапия и т.д.). (1).
В 1960–1980-е гг. были созданы профессиональные объединения, которые способствовали государственной регистрации арт-терапии, как самостоятельной специальности и направлению. В 1969 г. была создана Американская арттерапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли впоследствии в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арттерапевтов), Голландии, Японии. Арттерапия пришла в Россию. Ассоциации арттерапевтов созданы в Санкт – Петербурге и Москве. Зачинателями терапии искусством стали А.И.Копытин (психотерапевт), А.В.Гнездилов (драматерапевт), В.М.Элькин (музыкотерапевт), Т.Зинкевич – Евстигнеева (сказкотерапевт) и многие другие. Направление развивается, синтезируются различные направления искусства, преобразуются в мультимедийные формы, становятся более доступными и принимаемыми.(1).
В мировой литературе существуют различные взгляды на лечебный механизм арт-терапии — креативных представлений, сублимативных, проективных, арт-терапия как занятость, как реабилитационный процесс и т.д. Последние три направления имеют психологическую основу, тогда как креативные представления связывают воздействие искусства с самой его сущностью. На первом плане — вера в творческую основу и генетическую память человека. Задача арт-терапии не сделать всех людей художниками, актерами, музыкантами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей (Б.Д.Карвасарский).
Арттерапевтическая изобразительная деятельность предполагает широкий выбор различных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью - часто используются журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин и др. На занятиях необходимо иметь бумагу разнообразных форматов, кисти всевозможных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, скотч и т.д. «Механизм» терапии прозой или поэзией таков, что позволяет застенчивому человеку в форме стихотворения, рассказа описать свои переживания, спрятавшись за спину своего героя, будто к нему самому это не относится. Воздействие музыки на человека происходит на трех уровнях — вибрационном, эмоциональном и духовном. Правильно подобранная музыка положительно влияет на ребенка, укрепляет его душевные силы, расслабляет и преобразует эмоциональную и духовную сферу. Написание рассказа требует высокого творческого сосредоточения, концентрирует, обогащает переживания и раздумья. Использование драматерапии, как разновидности арт-терапии, предполагает представление в пантомиме простых сенсорных образов, умение передать навык и образы без слов, используя мимику и жесты, значительно повышает осознание сенсорного опыта, что наиболее важно в работе с детьми.(2).
«Педагогическое» направление в арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с «медицинским». Но специалисты, работающее в педагогическом направлении, больше предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание» или «развитие творческого потенциала». Тем не менее, арттерапевтические формы, техники и методики, содержат огромное количество возможностей для развития живого эмоционального реагирования на происходящее, привлечения жизненного опыта ребенка, для его личностной включенности в образовательный и социальный процесс, что является важным аспектом гуманизации образования.
Таким образом, в системе гуманистических представлений арт-терапии, основным является понятие творчества, обозначающее реализацию личностного потенциала «особого» ребенка в разных видах деятельности. В настоящее время методы арт-терапии также используются педагогами с целью преодоления трудностей с социальной адаптацией у детей с проблемами здоровья, связанных с этим - коммуникативных и эмоциональных проблем.
Главной задачей учителей музыкального искусства является формирование художественной культуры ребенка, как неотъемлемой части его духовной культуры. На своих занятиях педагог – музыкотерапевт приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы; развивает умения и навыки художественной деятельности; формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно-творческую активность, осознание своих личных связей с искусством. Искусство не должно только изучаться, оно должно проживаться. Успешнее всего это может достигаться при использовании педагогом элементов арт-терапии. Ребенок с проблемами здоровья должен чувствовать со стороны педагога арттерапевта поддержку, заинтересованность в совместном творчестве и общении. У него должно сформироваться впечатление, что творчество — это свободный процесс, чтобы ребенок смог научиться «открывать» себя в этом процессе, используя и мобилизуя свои творческие резервы, что положительно скажется на развитии его личности в целом.
Историей доказано, что искусство способно создавать такие условия, в которых языковые барьеры не представляются препятствием. Благодаря искусству, закрытые границы становятся открытыми проникновению общечеловеческого опыта. Арттерапевтические возможности искусства могут являться ценностным достоянием в инкультурации и реабилитации личности ребенка.
Литература.
1.А.И.Копытин «Системная арттерапия». СПб, «Питер», 2001г.
стр.12-15.
2.А.И.Копытин «Практикум по арттерапии». СПб, «Питер», 2001г.
Стр. 28. (Liebmann M. «Art therapy for group». London. 1987).
3.К.Г.Юнг. «Психологические типы». Перевод с нем.- М., 1996г.
4.Арттерапия и артпедагогика в специальном образовании. – М.:
Издательство «Академия». 2001г. Стр.6.
Автор: Белозерова Галина Михайловна