ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(Из опыта работы)
Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости,
ибо без первой трудно научиться последней.
Сенека
Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и обучения. Многие родители и педагоги задаются вопросом: как воспитать в детях положительные качества, посеять и взрастить семена нравственной красоты и культуры поведения?
Нравственная культура является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает установление отношений
к родителям, к коллективу, к окружающим, к обществу, к Родине, отношений к труду, к своим близким, к самому себе.
Часто мы наблюдаем, как по-своему понимают некоторые школьники правила поведения. Безрассудные шалости и озорство в представлении многих ребят ассоциируются с геройскими поступками, упрямство и грубость нередко воспринимаются в их среде как проявление самостоятельности. Что же касается норм вежливости и хорошего тона, то некоторые дети относятся к ним как к излишним условностям. Подобное искаженное представление о требованиях морали порождает у ребят неправильные моральные установки и создает основу для нарушения нравственной культуры поведения.
Верно говорят: что заложено в детстве, то на всю жизнь. Поэтому так важно уже на ранних этапах развития и обучения ребёнка заложить в его сознание общепринятые этические нормы, сформировать нравственную культуру поведения. Вот почему школа должна создавать благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры младших школьников, вооружать ребят научными знаниями о нормах и принципах морали и формировать у них правильные нравственные установки в поведении.
Необходимо заложить эти основы тогда, когда ум и душа ребёнка ещё открыты новому и доверчивы к миру. Нужно начинать делать это в игровой форме при активном участии самих детей. Поэтомунравственное формирование человека начинается с рождения. В семье и ДОУ у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. А перед учителем начальных классов стоит задача продолжить эту работу систематически и целенаправленно.
Великий педагог В.А.Сухомлинского считал, что «ещё в младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали». Именно младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования и нравственных качеств, и положительных черт личности.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит в школе на каждом уроке, независимо от предмета. Ведь школа - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.
Работу с новым детским коллективом начинаю с первых дней знакомства, рассказываю ребятам о традициях, которые живут в школе. Для этого не только рассказываю о них, но и показываю их в действии. С этой целью провожу экскурсию по школе, в ходе которой знакомлю учащихся не только с учебными кабинетами, но и с людьми, которые в ней работают. В ходе такой экскурсии объясняю, как ученик может поступить, если у него возникают трудности в учебной жизни, т.е. знакомлю с правилами поведения в школе, в библиотеке, в столовой. Эта информация на какое-то время помещается в классный уголок, пока выполнение этих требований не станет нормой.
Вырабатываем совместно с учащимися законы жизни в классе:
1. Каждый человек имеет право на ошибку и ее исправление.
2. Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.
3. Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.
4. Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
5. Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
6. Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Самое главное: традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности, воспитывать умение быть Человеком.
Работа по формированию нравственной культуры ведется на каждом учебном занятии. Понимаю, что воспитывают не только содержание, методы, учитель, но и атмосфера урока, стиль и качество общения учителя и детей, отношения ребят друг к другу. Поэтому стараюсь строить свою работу на следующих принципах: безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон; беспристрастность в оценке поступков учащихся; терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия; диалогичность в общении с учащимися; отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия; использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися; исключение значимости своего настроения в общении с детьми.
Наиболее воспитывающими и развивающими для ученика становятся сотруднические отношения с учителем. Только в совместной творческой деятельности ребёнок может раскрыть себя, проявить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, толерантность. Так, при использовании нетрадиционных форм организации урока ребята находятся в более благоприятных, комфортных условиях, а значит, высказывают свое мнение, активно участвуют в решении учебных задач. Поэтому часто строю учебные занятия в таких формах, как урок-сказка, урок-конкурс, урок-защита проектов и пр. Но особую важность имеют занятия по нравственности или Уроки Добра.
Каждое занятие начинается с релаксации, в ходе которой настраиваю ребят на позитивный диалог. Для этого мы встаём в круг, берёмся за руки и с улыбкой по очереди говорим приятные слова друг другу.
Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает прежде всего формирование у них эстетических представлений, обобщенных и дифференцируемых (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т.д.). При этом надо иметь в виду некоторые особенности детских суждений. Иногда ребята по одному лишь факту делают обобщения. Например, «он плохой — сегодня не выучил уроки». Стараюсь научить ребенка обосновывать сделанное им обобщение, помочь его конкретизировать. Так, «плохой» можно расчленить на «ленивый», «непослушный», «невнимательный». Некоторые понятия в речи учителя могут быть незнакомы детям: «равнодушный», «постоянный», «преданный». Поэтому ввожу их в детскую речь с полным раскрытием содержания. Рассмотрение каждого нравственного понятия начинаем с работы со словарём. Подбираем синонимы, антонимы. Далее идёт работа с пословицами, афоризмами по теме занятия.
Часто дети затрудняются указать существенные признаки нравственного качества, называя второстепенные. При анализе моральных качеств нельзя их изолировать друг от друга, надо подчеркивать их взаимосвязи, обусловленность. Так, детям нужно помочь увидеть, что чувство собственного достоинства легко превращается в высокомерие, если оно не связано с уважением к другим людям; в честолюбие и тщеславие — если не воспитывается чувство долга и скромности. Имеется и обратная связь: вежливость может превратиться в угодничество, скромность — в смирение, если не воспитывается чувство человеческого достоинства.
Методика формирования этих представлений должна основываться на конкретных, образных примерах из жизни, художественных произведений и устного народного творчества, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.
Поэтому на таких занятиях использую материалы книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике». В этой книге собраны сказки, легенды, притчи, рассказы, раскрывающие сущность проблем нравственности, и сгруппированы в такие разделы:«Красота — радость жизни», «Человек — это сила духа», «Человек — высшая ценность», «Уважение и почитание старших — закон нашей жизни», «Путешествия к истокам мысли», «Человек оставляет себя прежде всего в человеке», «Гармония труда, счастья и долга», «Развивай в себе чуткость».
Стараюсь такие занятия не перегружать излишней назидательностью, дидактичностью. Считаю, что занятие прошло успешно, если у ребят была возможность для самостоятельных детских размышлений и принятия нравственных решений.
На занятиях использую такие формы и виды деятельности, как создание этических ситуаций, изобразительная деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов, сочинений и стихов, заполнение рабочих листов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.
На формирование нравственных качеств детей огромное влияние оказывает такая форма работы, как создание этических ситуаций. Моделирование этических ситуаций создает определенные отношения, положения, содержание моральное противоречие, требует разрешения учащимися.
В педагогической практике использую такие этические ситуации:
- проблемная – когда идет поток новых знаний для решения проблемы;
- конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
- прогностическая – направлена на развитие умений предвиденья последствий поступка (своего или чужого);
- оценочная – направлена на формирование и развития навыков оценки;
- аналитическая – для анализа верных и ошибочных действий участников;
- репродуктивная– предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Одним из методов решения этической ситуации выступает метод сопереживания. Часто предлагаю учащимся рассказать, описать те моменты из своего жизненного опыта, которые помогли бы объяснить первую реакцию. «Поставьте себя на место участников, попробуйте проникнуться их чувствами, при этом будьте осторожны с оценками». Далее предлагаю сравнить свои чувства с чувствами этих лиц, определить причины. Используя этические знания, ребята объясняют поведение участников, прогнозируют поведение при измененных условиях, предлагают свою стратегию и тактику решения ситуации. Тщательно подбираю ситуации, адъективные возрасту детей, соответствующие их жизненному опыту, логике развивающего занятия.
В результате использования этих ситуаций у учащихся развивается нравственное мышление, закрепляются этические знания и умения, формируется нравственная позиция. У ребят складываются товарищеские отношения, они умеют быстро договариваться, редко ссорятся, способны самостоятельно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию через диалог и договор, выполняют дружно общее поручение, активно помогают тому, кому нужна помощь; у них возрастает познавательный интерес к самостоятельному поиску и творчеству. И как учитель испытываешь приятное чувство сопричастности к развивающейся личности в каждом из своих учеников.
Как точно заметил великий педагог В.А.Сухомлинский, что "учительская профессия – это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта – постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления – один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».
Кутузова И.Ф.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 78
Автор: Кутузова Ирина Федоровна