Консультация "Знакомство детей с народными промыслами Подмосковья"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида № 19 «Яблонька»
с. Барановское
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ТЕМА: «Знакомство с народными промыслами Подмосковья»
Подготовил: воспитатель Вирясова Э.Р.
2012 год.
Подмосковье… Как много говорит это название и как красиво звучит.
Старинные монастыри основанные Сергием Радонежским и его учениками, усадьбы связанные с именами писателей, поэтов, художников, композиторов, создавших великую русскую культуру, старинные города каждый из которых оставил свой след, значительный и неповторимый, в отечественной истории.
Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров – ремесленников уходят далеко в глубь веков.
У разнообразных художественных промыслов и ремесел Подмосковья богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа.
Появление городов на Руси неразрывно связано с развитием ремесла. Почти каждый дом в Московском посаде был одновременно и мастерской ремесленника.
Традиции мастеров художественных промыслов Подмосковья уходят далеко в глубину веков. У художественных промыслов Московской области богатая предыстория, самобытные художественные традиции.
На основе народного гончарства в 18 – 19 вв. формируется искусство большого гжельского промысла, развивается производство фарфора в Дулево и Вербилках.
А чего только не вырабатывали ткачи подмосковных промыслов. Традиции павлово – посадских ткачей получили блестящее развитие в набивном красочном павловском платке.
Конец 18 в. — первая половина 19 в.: развивается искусство лукутинских лаков, появляется жостовский расписной поднос, приобретает известность распространенная скульптура Троице – Сергиевого посада и веселая игрушка богородских резчиков.
Для каждого из промыслов характерен свой ассортимент изделий, свои технические приемы.
Положение кустарей было тяжелым, и к началу 20 в. наметился упадок, кризис народного искусства, угасание художественных промыслов.
Все это не могло не тревожить прогрессивных представителей русской общественности и художников.
Центром, объединившим выдающихся русских художников, заинтересованных в судьбах национального искусства, стало подмосковное Абрамцево. В конце 19 в. в Абрамцево были открыты школа и столярная мастерская, где подростки обучались в течение трех лет, а затем, получив инструмент, возвращались домой и начинали работать самостоятельно.
Именно этим мы обязаны проявлением своеобразного промысла ахтырско-кудринской резьбы по дереву.
Один из интереснейших музеев Подмосковья — музей-усадьба Абрамцево, находится на 57 км от Ярославского шоссе.
Село Федоскино имеет мировую известность, как родина замечательного народного искусства – русских художественных лаков.
Русские лаки возникли в Федоскино в конце XVIII в. Сначала это было производство козырьков и табакерок из прессованного картона, однако они не представляли художественной ценности.
В начале XIX в. лаковые изделия стали украшаться художественной росписью. Постепенно Федоскино стало центром русской живописи на папье-маше.
Федоскинские мастера стали изготовлять шкатулки, табакерки, искусно изображая на них бытовые сценки. В искусстве Федоскино находит воплощение песенно-фольклорная тематика, исторические и жанровые сюжеты. Становится характерным пейзаж, который воспроизводит природу Подмосковья.
Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками. Законченную миниатюру покрывают прозрачным лаком, полируют.
Название поселка Гжель издавна известно с существующим здесь гончарным производством.
Большинство московских стекольных заводов в XVII в. работало на гжельской глине. Свойства гжельской глины изучал великий русский ученый М.В.Ломоносов.
Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели – одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.
В XVIII в. здесь изготовляли майоликовую посуду – разнообразные кувшины, блюда и тарелки, кружки, украшенные нарядной росписью по белому фону.
Сегодня фарфор Гжели – нарядная посуда и декоративная скульптура, украшенная кистевой росписью, - привлекает нас чертами живого современного творчества, выдумкой художников и мастеров.
Изделия гжельского фарфора самобытны, в каждом изделии неповторимый, своеобразный почерк художника.
Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов.
Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов, фруктов.
Жостовские подносы пользуются известностью, как в России, так и во многих странах мира.
Жостовцы пишут масляными красками главным образом по черному фону (но, бывает, и по красному, синему, палевому), используя прием многослойной живописи.
Расписной поднос покрывается лаком и полируется, и это придает ему цельность, завершенность, особую нарядность.
Богородская резная деревянная игрушка и скульптура – один из редких видов русского народного искусства.
Центром его является деревня Богородское, расположенная в 20 км от Сергиева-Посада. Этот промысел известен с XVII в. Это и фигурки животных и птиц, и занимательные бытовые сцены, и всевозможная игрушка с движением. Используется в основном липа, мягкая и легкая в обработке.
Павлово-Посадские платки. Старинный центр текстильной промышленности. Известность ему принесло налаженное здесь массовое производство чистошерстяных, полушерстяных, а затем хлопчатобумажных головных платков и шалей.
Талантом и искусным трудом русские умельцы создавали удивительно красивые платки с набивными яркими цветами на черном, кремовом, вишневом фоне, с художественным растительным орнаментом.
Все это оживляет нашу повседневную жизнь, украшает ее, делает дом теплым и уютным.
Автор: Вирясова Эльмира Ринатовна