Воспитание национального самосознания у дошкольников.
Воспитание национального самосознания у дошкольников
В настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Он связан с переосмыслением сущности процесса воспитания дошкольников, поиске новых подходов к воспитанию, на первый план которого все более отчетливо выдвигается воспитание национального самосознания дошкольника.
Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта.
Традиции прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями. Обычай (исторически закрепленная в социальном опыте людей форма поведения человека в конкретной ситуации), включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации путем инструкций, предписаний, не имеющих юридической силы, но обладающих силой общественного влияния.
При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно
происходит установление хороших отношений педагога с группой. Ребенок приходит играть, осваивать новый вид деятельности, в котором нет оценок. Атмосфера коллективного эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников создают эмоционально теплые отношения. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств. В ходе творческого воссоздания сказок, участник применяет к себе различные роли - ролей животных и различных трудовых ролей в соответствующих произведениях. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. В ходе занятия постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств.
Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение и репетирование навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания.
Кроме того, именно в сказках в символической форме отражены типичные ситуации, в которые попадает в жизни реальный человек, которые он переживает. Для практической работы целесообразно использование материала как волшебной, так и бытовой сказки. В ходе работы с волшебной сказки участники могут сознательно или бессознательно разобраться в собственных страхах, персонифицированных образах, например, Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Змея- Горыныча, Чудовища и т. д.
Перевоплощаясь в определенный персонаж, участник символически принимает «собственную тень», что способствует достижению целостности. Кроме того, в процессе творческой реконструкции сказки выявляется неоднозначность образов (как условно «положительных», так и «отрицательных»), что способствует расширению когнитивной и эмоциональной сферы участника.
Работа со сказкой может выглядеть следующим образом. Рассказ участниками занятий народных сказок, которые они знают (если не знают, то несколько небольших
сказок рассказывает ведущий, либо ведущий просит к следующему занятию прочитать несколько волшебных сказок). В ходе обсуждения сказок вычленяется основное их ядро: герой попадает в сложную ситуацию, проходит ряд трудных испытаний, встречаясь с различными персонажами, и выходит победителем. На основе вычлененного ядра (формулы волшебной сказки) участниками сочиняется волшебная сказка, в которой может быть произвольное количество персонажей.
Затем сказка разыгрывается, причем участники при каждом новом проигрывании меняются ролями, импровизируют текст своих героев. В ходе игры персонажи, воспринимаемые ранее как отрицательные (Баба-Яга, Змей-Горыньгч и др.), могут трансформироваться, становиться помощниками героя. Кроме того, знание законов волшебной сказки может помочь этим героям «превратиться» в других (например, Баба-Яга может быть заколдована, при расколдовывании стать доброй бабушкой и др.)
Использование элементов театрального реквизита в костюмах персонажей (они могут быть сделаны из подручного материала) воскрешает традиции ряженья, которые исторически были связаны с обращением к потустороннему миру и его силам. Ряженый, изображающий тот или иной персонаж, становится на время не самим собой, а «другим», становится частью «потусторонних сил», что, с одной стороны, частично снимает естественный страх перед этой «потусторонностью», содействует развитию творческого реагирования (гибкого, вариативного) в различных ситуациях реализации творческого потенциала личности. С другой стороны, это позволяет ощутить взаимосвязь «светлого» (потустороннего) и «темного» (потустороннего) миров, а на основе этого — и целостность собственной личности, включающей в себя и «светлые» и «темные» стороны.
Работа со сказками также предоставляет возможность освоения способов поведения в сложных ситуациях. Часто в сказке главный герой попадает в трудную, сложную, казалось бы, неразрешимую ситуацию. Совместный анализ сказок дает возможность вычленить способы, формы, особенности поведения, которые помогают герою выйти из таких ситуаций. Небольшие сказки и отдельные фрагменты развернутых сказок могут быть использованы в процессе занятий, причем тексты могут варьироваться, изменяться. Каждый участник,становясь «героем» сказки, может попробовать различные способы поведения в сложных ситуациях. Также, в процессе воспитания национального самосознания у дошкольников может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра являете достаточно широко распространенным жанром фольклора. Имея определенную канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора. Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания.Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется общая ее канва: приветствие (групповой ритуал), прощание (групповой ритуал), разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр песен-игр, хороводов), работа (продолжение работы) с новым жанром, общая игра или песня, особенно нравящаяся участникам группы. Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия. Приведу примерный план занятия:
1. Приветствие. 2.Считалка и песня-игра «У медведя во бору». 3 Анализ и разыгрывание сюжета сказки. 4. Обсуждение. 5. Любимая песня или игра (например, хоровод «Посеяли девки лен», песня «Катенька-Катюша»), 6. Прощание.
Фольклор обладает всеми предпосылками для успешного и эффективного
национального самосознания в процессе воспитания дошкольников и обучения их основам саморегуляции на материале различных жанров фольклора, и, при определенных условиях, представляет собой целенаправленное психологическое воздействие на формирование их личности.
Автор: Пуказова Наталья Александровна