Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети с нарушениями, вследствие которых к ним нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.
Эмоциональная устойчивость ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями - это один из важных компонентов психического здоровья, это индивидуальная характеристика эмоциональной сферы, которая выражается в адекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, оптимальной силе проявлений переживаемых эмоций и стабильных особенностях эмоционального реагирования.
Жизнь детей с нарушениями развития наполнена разнообразными эмоциями, чувствами и требует от ребенка их правильного понимания и соответствующего реагирования на них. Дети часто находятся под влиянием переполняющих их чувств и не всегда способны управлять своими эмоциями. Они не всегда могут угадать смысл поведенческих реакций окружающих по внешним эмоциональным проявлениям и правильно реагировать на них. У таких детей часто наблюдаются немотивированные колебания настроения - капризность, плаксивость, смех без причины. Наблюдаются агрессивность, возбудимость, нарушения самооценки. Степень выраженности искажений эмоционального развития детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии, может быть различной.
На успешное развитие эмоциональной устойчивости детей с нарушениями развития влияет та деятельность, в которую он вовлечен на данном этапе развития. Иными словами, эмоции ребенка и его успешная социализация развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.
Одной из наиболее эффективной формой в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
В театрализованной деятельности дети передают внутренний мир своих персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей, идет развитие эмоций при проигрывании ролей, у детей повышается самооценка. Дети становятся более раскрепощенными и общительными.
Наиболее доступными для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями являются театрализованные игры.
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Во время таких игр дети чувствуют себя раскованно, свободно.
Театрализованные игры помогают понять другой мир, мир эмоций, переживаний. Позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, т.е. от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Для того, чтобы театрализованная деятельность являлась мощным средством развития эмоциональной устойчивости необходимы определенные условия.
- Педагог всячески обязан поощрять исполнительское творчество, развивать у детей способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации. В театрализованной игре каждый ее участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.
- Одним из основных условий вовлечения детей в театрализованную деятельность- эмоциональное отношение педагога ко всему происходящему. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность.
- Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя или исполнителя воли педагога. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое- либо произведение, а затем выражает свои чувства на площадке.
При организации и проведении театрализованных игр необходимо выделять подготовительный и основные этапы.
На подготовительном этапе необходимо изучить методическую литературу, а также создать необходимую предметно-развивающую среду (создать «уголок театра»). Он благоприятствует установлению более тесного контакта между педагогом и ребенком. В этом уголке необходимо иметь разные виды театра, куклы из разных материалов, сказочные атрибуты, декорации. Отдельно скажу про куклу би-ба-бо. Манипулирование куклой би-ба-бо привлекает внимание детей и создает возможность осуществления телесного контакта - прикосновение (это важно для детей, испытывающих страх в общении с незнакомыми людьми).
В результате правильно организованной предметно-развивающей среды, где весь материал для театрализации находится в доступном месте, дети в любое свободное для них время могли играть с различными атрибутами, перевоплощаться в различных героев.
Основной этап - это работа с театрализованными играми: игры-драматизации и режиссерские игры.
В реализации основного этапа решаются следующие задачи:
- знакомить детей с основными эмоциями; - узнавать и передавать эмоциональные состояния и учиться оценить эти состояния; - развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом и взрослыми; - импровизировать игры-драматизации, освоить режиссерские игры; -воспитывать доброжелательность и сплочение детей в коллективе.
Сейчас я вам раскрою задачи и специфику содержания работы педагога с детьми на разных возрастных этапах.
Младший возраст
Задачи: -Познакомить с основными эмоциями: радость, грусть, страх - Развивать способность к обыгрыванию этюдов и эмоций -Учить подражать образу героев -Формировать умение работать в коллективе
С детьми используют игровые задания и игры-драматизации, в которые включается ребенок.
Ступени работы следующие:
· Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .
· Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево) .
· Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику) .
· Игра-импровизация под музыку.
· Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель.
· Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель .
· Ролевой диалог героев сказок .
· Инсценирование фрагментов сказок о животных.
· Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры.
· настольного театра игрушек,
· настольного плоскостного театра,
· плоскостного театра на фланелеграфе,
· пальчикового театра.
Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов .
Средний возраст
Задачи:
- Развивать способность к обыгрыванию любого сюжета художественного произведения. - Учить детей замечать эмоциональное состояние окружающих.
-Учить декодировать (расшифровывать) выразительное проявление различных эмоций (мимика, пантомимика).
-Учить анализировать свои эмоции, понимать, чем они вызваны.
-Передавать образ героя мимикой, жестами -Формировать умение работать в коллективе
В данном возрасте широко используются игры-драматизации:
· многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк») ;
· игры-драматизации по текстам рассказов на темы месяца
· постановка спектакля по произведению.
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения режиссерской игры.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
· мягкой игрушки,
· деревянный театр,
· конусный театр,
· театр народной игрушки,
· плоскостных фигур,
· театр ложек
· театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и пр.
Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).
Старший дошкольный возраст
Задачи:
1.Учить анализировать свои эмоции, понимать чем они вызваны. 2. Воспроизводить мимически эмоции радости, удивления, спокойствия, грусти, гнева, страха. 3. Управлять своими эмоциями. 4. Накапливать позитивный эмоциональный опыт в процессе общения со взрослым и детьми.
5. Повышать самооценку и уверенность в своих возможностях.
6. Стимулировать активность и самостоятельность в процессе взаимодействия с окружающими.
7.Способствовать самопринятию.
8. Развивать чувство эмпатии.
В старшем дошкольном возрасте дети с «особыми потребностями» осваивают разные виды игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры.
ВЫВОД.
Как показывает практический опыт педагогов, театрализованные игры сближают детей, развивают эмоциональную устойчивость, помогают преодолевать барьер в общении, учат выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Дети становятся более открытыми, эмоциональными, им интересно узнавать и пробовать всё новое.
Автор: Сизова Мария Николаевна