Роль семьи в организации семейного чтения.
На Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходило рождение, становление и формирование личности человека. Каждая семья, где есть дети, мечтают о том, чтобы они выросли уважаемыми людьми, нашли своё призвание, чтобы их жизнь была счастливой и успешной. Но где взять ту волшебную палочку, которая поможет претворить эту мечту в жизнь? Ответ прост: эта волшебная палочка – умение и желание ребенка читать.
Особая роль в воспитании детей как слушателей и читателей, принадлежит семье. Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у истоков формирования личности. Традиции читательского развития детей в семье складывались веками. Наши далекие предки учили детей относиться к книге с особым уважением и любовью. Книгу восхваляли, учили её беречь, лелеяли, относились к ней как к святыне. Басни, сказки, песни, легенды, былины бытовали в России с древних времен. Как установили исследователи, в период становления русской литературы, с Xl до середины Xlll века, произведений для детей не было, во всяком случае , до нас не дошло ни одного памятника такого рода. Скорее всего, взрослые и дети имели в своём распоряжении одни и те же книги. В основном это были переводы византийских произведений, знакомившие восточных славян с христианством. В круг детского чтения входили поучения, жития святых. Широкое распространение имели апокрифы –полукнижные сказания на религиозные темы, основанные на преданиях и мифах рассказы о библейских и евангельских лицах, христианских святых, событиях ветхозаветной и новозаветной истории. Например, среди апокрифов немало было таких, которые повествовали о детстве Иисуса, Девы Марии, святых. Для совместного чтения с детьми рекомендовались также фрагменты из летописей, легенды и сказания, военные и бытовые повести. В первой печатной книге для детей, а это была «Азбука», составленная первопечатником Иваном Фёдоровым (1574 г.), даны советы родителям о воспитании детей.
Чтение в России всегда считалось занятием достойным и полезным, его почитали как в крестьянских избах, так и в дворянских гостиных. Семейное чтение было любимо за то, что позволяло подумать и поспорить о значительных произведениях, а заодно поразмышлять, обменяться мнениями по насущным проблемам - личным и общественным. Книга собирала вокруг себя людей не равнодушных,
мыслящих, культурных. Кроме того, вечера чтения оказывались действенным средством семейного воспитания.
Привитию любви к чтению в дворянской семье уделялось первостепенное внимание, поскольку в XlX веке не существовало другой возможности социализировать детей в связи с отсутствием телевидения и других разработок в области коммуникации и информации. Кроме того, в читающей семье закладывались основы нравственного и духовного здоровья, и акцент на самообразование был определяющей основой жизни дворянина.
Благодаря семейному чтению дети в дворянской семье росли в обстановке духовного и интеллектуального единения, а читающие родители всегда были образцом для подражания. Из опыта своей семьи ребёнок выносил представление о творческом подходе к домашнему чтению. Для усиления эффекта восприятия книги дворяне использовали музыкальные произведения, театральные постановки, литературное лото, выпускали домашние газеты с рубриками о прочитанном. Совокупность различных форм работы с книгой способствовала воспитанию книжной культуры и популяризации чтения. Усилия в данном случае в первую очередь прилагали родители, в результате чего взрослые имели возможность наблюдать за быстрым духовным ростом ребёнка.
Дети приобщались к книге и слову благодаря рассказыванию сказок, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям. К концу XVll века сложились первоначальные представления о педагогике детского чтения, возникшие из потребности воспитания подрастающих поколений, обучения их чтению и грамоте. Об исключительной важности семейного чтения говорится в теоретическом наследии видных педагогов XX века Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других. Н.К. Крупская одна из первых в отечественной педагогике рассматривала воспитательные функции семьи, как органическую часть целостной государственной системы образования и воспитания подрастающего поколения. Ещё в ранней своей работе «Семья и школа» (1913 г.) Н.К. Крупская писала, сто, если члены семьи – люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд объединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребёнка. А.С. Макаренко большое значение придавал личному читательскому авторитету родителей. Опираясь на его суждения об авторитете, корни которого «всегда находятся в одном месте: в поведении родителей, включая сюда...всю отцовскую и материнскую жизни – работу, мысли, привычки, чувства, стремления».
Блестящим образцом пропаганды педагогических знаний в области детского чтения является лекция А.С. Макаренко «Воспитание культурных навыков», в которой даны советы родителям об отборе сказок для чтения, о формировании у детей привычки читать газету, об использовании в работе с детьми таких методов, как рассматривание иллюстраций, чтений вслух, коллективный обмен мнениями о прочитанном. Плодотворным для современной теории и практики читательского развития детей является педагогическое наследие В.А.Сухомлинского. В его трудах получили всестороннее освещение вопросы детского чтения, роли родителей в системе воспитания юных читателей и формировании навыков творческого чтения. Книгу В.А.Сухомлинский считал важнейшей духовной ценностью семьи. Он хорошо понимал и обращал внимание на тот моральный ущерб, который носит отсутствие книги в семье. «Самое страшное горе, - писал В.С.Сухомлинский, - горе для семьи , горе для школы, горе для общества, если молодому человеку не хочется знать!». В целенаправленном процессе приобщения ребёнка к книге, чтению как неисчерпаемому источнику знаний, всестороннему развитию личности большое значение он придавал семье. Педагог писал, что если книгу любят и уважают родители, то любить её будут и дети. Он считал необходимым повышать педагогическую культуру родителей, а для этого рекомендовал создавать «школы для родителей». В организованной В.А.Сухомлинским «родительской школе» были отделения для родителей дошкольников, младших школьников, подростков, юношеское. Таким образом осуществлялся принцип дифференцированного подхода в педагогическом просвещении родителей.
В нашей стране за годы Советской власти издано более 140 тысяч книг и брошюр для детей общим тиражом около 12 миллиардов экземпляров. Растет сеть детских библиотек, увеличиваются их фонды. Все больше книг, в том числе и детских, сосредотачивается в личных библиотеках. Вместе с тем в последнее время педагоги отмечают снижение интереса детей к книге. Чем можно исправить положение, а еще лучше - предупредить беду? В педагогической поэме современности «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский писал: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». Дорога книги к сердцу ребёнка начинается с родительского слова, которое даёт возможность малышу осознать красоту родного языка. Два источника – речь и чтение – ещё в дошкольном возрасте позволяют осуществить эмоционально – эстетическую подготовку ребенка к самостоятельному чтению на родном языке. Наличие в семье книг само по себе ещё не способствует формированию у ребенка читательских интересов. Если родители предпочитают проводить время у телевизора, и у ребенка постепенно формируется убеждение, что телевидение вполне может заменить книги. Тем более что начинающему читателю смотреть телепередачи легче и приятнее, чем читать самому.
Чтение вслух в кругу семьи – очень интересная и полезная форма общения.
Такое чтение, когда по очереди читают все, рождает общий интерес, неизбежно обсуждение нравственных вопросов, побуждает к выразительному прочтению. Во многих семьях любят поэзию и устраивают дни поэзии. Родители любят читать наизусть и помогать заучивать стихи своим детям. У них есть пластинки и магнитные записи лучших чтецов – исполнителей. Этот духовный багаж в течение всей жизни семьи хорошо помогает активному и полезному проведению воскресных и праздничных дней.
Книга таит в себе огромные возможности для налаживания духовных связей в семье, увлекательного духовного общения. В настоящее время эта тема не потеряла своей актуальности и значимости. Во – первых, для современного чтения вместе собирается вся семья. Во – вторых, читая совремённую качественную литературу, одинаково интересную для детей и родителей, семья находит общие темы для обсуждения, Ведь во многих семьях говорить то не о чем. В – третьих, книга не имеет равных по способности устанавливать взаимопонимание разных поколений как внутри семьи, так и за её пределами. Во время обсуждения книг сглажиаются поколенческие барьеры, «отцы и дети» находят точки соприкосновения, что очень важно для восстановления доверия в семье. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. И, наконец, семейное чтение – самое действенное решение проблемы не читающих детей. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда радость познания.
Книга, чтение не только были, но и остаются основными источниками интеллектуального развития и сильнейшим средством воспитания в семье. Совместное чтение детей и взрослых, разговор о прочитанном и прочувствованном – благоприятнейшая почва для духовного сближения, породнения родителей и детей, основа их эмоционально насыщенного общения, залог взаимного уважения и родительского авторитета.
Автор: Бреус Валентина Дмитриевна