Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Чтобы формировать музыкальные способности, необходимо их развивать у ребенка как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к музыкальной культуре, тем более музыкальными они становятся. Б. М. Теплов[4] дал следующее определение способностей - индивидуально-психологические особенности личности, которые отличают одного человека от другого.
Сложность представляет формирование музыкально-слуховых представлений, чистое пропевание и умения подбора по слуху на музыкальных инструментах мелодической линии. Музыкально-ритмическое чувство - способность активно переживать музыку посредством движения, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и умение точно воспроизводить ритмический рисунок.
В настоящее время разрабатываются новые подходы к проблеме развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Уточнение теоретических аспектов развития музыкальных способностей, возможности и закономерностей их формирования остается актуальной задачей современной педагогики.
Теоретический анализ проблемы музыкального воспитания детей младшего возраста был дан в работах таких исследователей, как Н. П. Аникеев, A. B. Кенеман, А. П. Усова, H. A. Ветлугина [1], A. B. Запорожец, Г. С. Ригина, Д. В. Менджерицкая.
Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы отечественных психологов JI. C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Г. С. Тарасова, Б. М. Теплова[4], Д. Б. Эльконина и др., раскрывающие деятельностный аспект развития музыкальных способностей.
Вопросы развития музыкальных способностей дошкольников рассмотрены в работах Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, H. A. Ветлугиной[1], А. Н. Зиминой, О. П. Радыновой[3].
В данной статье описаны особенности развития музыкальных способностей у детей младшего возраста.
Мы охарактеризовали музыкальные и возрастные способности детей младшего возраста. Изучили проблемы музыкальных способностей, которые многоаспектно раскрыты в работах Б. М. Теплова[4]. Исследователь выделил общие и специальные музыкальные способности, которые нужны детям для успешного овладения музыкальной деятельностью.
К специальным музыкальным способностям он относит абсолютный тембровый, динамический, гармонический слух. К общим моментам музыкальной одаренности он относил силу, богатство и инициативность воображения, обилие зрительных образов, устойчивость творческого внимания, волевые и другие особенности человека. К основным музыкальным способностям Б. М. Теплов[4] относит: ладовое чувство, музыкальный слух, чувство ритма.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что игра является ведущим видом деятельности, важным средством развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Для развития звуковысотного слуха необходимо подбирать игры, моделирующие отношения звуков по высоте, которые включают воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. В качестве формирования представлений о высоте звуков используем зрительную и слуховую наглядность, например, картинки с иллюстрацией разной по высоте звуков, музыкальная лесенка, использование музыкальных колокольчиков, игра «Музыкальное эхо».
Чувство ритма развивается у детей гораздо сложнее, чем звуковысотный слух. Помогает развить чувство ритма шумовые, ударные музыкальные инструменты. Простукивание простого ритмического рисунка, прохлопывание – эти приемы помогают детям развивать чувство ритма и музыкальные способности в целом.
Для развития ладового чувства можно использовать подвижные сюжетные игры, хороводные игры, которые учат детей прислушиваться к пению друг друга. Развитие ладового чувства у ребенка дошкольного возраста предполагает сочетание методов как слуховой, так и зрительной наглядности.
Важная методическая рекомендация по развитию музыкальных способностей - объединение усилий педагогов, родителей, воспитателей, необходимо создание специальных условий, возможностей и средств, использование пособий и музыкально-дидактических игр в группе, создание музыкального уголка, работа и беседа с родителями, индивидуальные консультации, создание в группах музыкальных кружков.
Нередко, прослушивая или исполняя музыкальное произведение на музыкальных занятиях, дети с большим интересом участвуют в импровизированных театральных постановках, творческая атмосфера которых напрямую зависит от мастерства музыкального руководителя.
Мы проанализировали опыт музыкальных руководителей детских садов по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста и пришли к выводу, что использование музыкально-театральной деятельности и интегрированных форм занятий способствуют успешному развитию музыкальных способностей детей.
Автор: Корнеева Татьяна Газинуровна