Главная / Дошкольное образование / Музыкальное воспитание

развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

Скачать
193.74 КБ, 1219951.jpg Автор: Черепенина Нина Константиновна, 16 Окт 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

1.1Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей дошкольников ………………………………………...7

1.2 Особенности развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………....17

1.3Характеристика видов народного фольклора по программе О.Л Князевой, М. Д. Маханевой……………………………….…..........27

1.4 Методика использования музыкального народного фольклора

в старшем дошкольном возрасте…………………………………....36

Выводы……………………………………………………………….42

ГлаваII. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального народного фольклора

2. 1 Исследование уровня развития музыкальных способностей у детей

старшего дошкольного возраста…………………………………...44

2.2 Педагогическая работа по развитию музыкальных способностей у

детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального

народного фольклора………………………………………….…......55

2.3 Выявление эффективности педагогической работы по развитию

музыкальных способностей средствами народного фольклора…..66

2.4 Разработка рекомендаций по применению различных видов

народного фольклора для воспитателей в педагогической

деятельности………………………………………………………….70

Заключение……………………………………………………………………….73

Литература……………………………………………………………………….77

Список приложений…………………………………………………………......79

ВВЕДЕНИЕ

Интонация, мелодия, лад, ритм гармония

отражают окружающую нас действительность – природу,

мир человеческих чувств, историю, будущее человечество

В. Сухомлинский

Музыка - источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности положительно влияют на формирование его голосового аппарата и развитие слуховой активности.

С древности движения с пением, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящее здоровье физическое и духовное. Хороводные игры с пением инсценировали, развивали у детей творческие музыкальные способности, сценическую деятельность[6,17]

Музыкальное воспитание рассматривается как основной путь и средство овладение музыкальными знаниями, умениями навыками в различных видах музыкальной деятельности. Оно должно иметь развивающий характер и строится на основе глубокого изучения педагогом ребенка, знаний его возрастных и индивидуальных особенностей, закономерностей его музыкального развития.

Программа музыкального воспитания под редакцией Ольги Львовны Князевой обеспечивает умственное и музыкальное развитие ребенка. Она содержит разнообразные сведения о музыкальном фольклоре, народных инструментах, средствах музыкальной выразительности. Этот материал имеет познавательный характер, обогащает интеллектуальный мир ребенка. Занятия, построенные в разнообразных формах, в том числе в традиционных и народных формах, способствуют накоплению словарного запаса, формируют у детей такие интеллектуальные умения как, сравнение, анализ, сопоставление, запоминание.

Музыкальное развитие – это процесс становления и развитие музыкальных способностей на основе природных задатков, а так же развитие познавательных процессов/ [4,16]

А. Н. Серов, музыкант и критик 19 века, считал, что приобщая детей к русским народным песням, происходит не только развитие личности ребенка, его музыкальных, творческих способностей, но и воспитание народной мудрости, складывающейся столетьями.

М. И. Глинка использовал русский музыкальный фольклор для обогащения музыкальных произведений родными, русскими интонациями песен, закличек, музыкальных игр и хороводов, чтобы простой русский народ слушал, пел, развивался своей музыкой, своей музыкальной культурой.

Музыкальный фольклор явление синкретическое, в нем неразрывно связано, музыка, пение, движение и игра на доступных народных инструментах.

Большой вклад в педагогическую пропаганду детского фольклора внесли Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко. Они собирали жанры колыбельных, крестьянских песен; пестушки, потешки, прибаутки обрабатывали и систематизировали их в сборники народного музыкального фольклора.

Большой вклад в развитие представления целостности педагогического процесса уже в наших социально – экономических условиях внесли А.П. Пинкович, С.Т. Шацкий, М.М. Рубинштейн. Их усилия были направлены на углубление изучения обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов, личность не формируется по частям. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, в каждом акте педагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие задачи, но и подчинение задачи развития всех сторон личности. Это достигается всесторонним охватом основных видов деятельности, их сочетанием и взаимообогащением.[5,37]

Тема выпускной квалификационной работы можно считать актуальной. Музыкальный фольклор имеет большую воспитательную ценность для духовного развития ребенка, его музыкальных, творческих способностей, общей и музыкальной культуры.

Объект исследования: развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: народный фольклор как средство развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить возможности музыкального фольклора в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: использование различных видов народного фольклора, будет способствовать развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. .Изучить музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей дошкольников

2. Рассмотреть музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста

3. Охарактеризовать виды народного фольклора способствующих развитию музыкальных способностей

4. Изучить методику использования музыкального народного фольклора в старшем дошкольном возрасте

5. Провести опытно экспериментальную работу по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

6. Разработать методические рекомендации воспитателям по применению народного фольклора в педагогической деятельности

Методы исследования;

1. анализ, сравнение, систематизация, обобщение материала на основе изучения музыковедческой музыкально-педагогической литературы.

2. Обобщение и систематизация теоретического материала.

3. Беседы с воспитанниками.

4. Эксперимент.

5. Количественная и качественная обработка материала.

Опытно экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Ильинский детский сад».

Структура выпускной квалификационной работы:

Выпускная квалификационная работа состоит; введение, двух глав, носит

теоретический и практический характер. В первой главе раскрываются

теоретические аспекты народного фольклора, характеризуются музыкальные

способности детей старшего дошкольного возраста, классифицируются виды

народного фольклора, способствующие формированию развития музыкальных способностей. Во второй главе отражены результаты опытно -

экспериментальной работы по исследованию и развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через средство синтез народного фольклора.

ГЛАВА I. Теоретические основы развития музыкальных способностей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

1.1 Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является музыкальный фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Слово «фольклор» в буквальном смысле означает «Народная мудрость».

В толковом словаре русского языка понятие "фольклор" рассматривается именно как синоним категории "народное творчество" и определяется, как художественная, коллективная, творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусства.[17, 855]

По мнению известного фольклориста А.М. Мехнецова в таком положении определение "народное" интерпретируется как антитеза профессиональной деятельности. При таком подходе традиционная народна культура и её звенья - фольклор, обрядово-праздничные формы, художественные промыслы и другие - теряют свои существенные характеристики на уровне функционирования, смыслового наполнения, понимаются лишь как часть области художественной самодеятельности.

Важным становится замечание Б.Н. Путилова о том, что "фольклор нигде и никогда не живёт как искусство в собственном смысле слова, то есть как феномен, имеющий цель в самом себе, предназначенный для решения преимущественно художественных задач. Его эстетическая сущность, так или иначе, обнаруживает себя в рамках специфических внеэстетических задач; более того она и определяется ими".

Как известно, традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными. В определении жанровой классификации фольклора придерживаемся позиции «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведение целого народа», - писал в свое время видный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов, но фольклор - это не только народная мудрость, это еще и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню или грузинскую, негритянскую или блюз, как нельзя неаполитанский напев спутать с шотландским наигрышем. Потому что каждая из них - порождение всей жизни народа, его истории, его быта.[2,265]

Народная песня, и шире - весь музыкальный фольклор, - это основа профессионального композиторского творчества. «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем», - сказал когда-то Михаил Иванович Глинка. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык Бойчук И.А, Попушина Т.Н. [8,27]

Применение на музыкальных занятиях, элементов народного музыкального фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.

В программных занятиях с детьми, воспитатели используют музыкальный народный фольклор в разных видах педагогической деятельности (потешки, пословицы, поговорки, считалки, подговорки, заклички, припевки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятию. [18,24]

В прослушивании музыкальных произведений на занятии, преподаватель подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.

В процессе разучивания песен в своей работе воспитатель использует песенки - потешки, песенки - пестушки, заклички, скороговорки, для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.

Использование устного народного фольклора на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость. Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям. Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального - психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.[7,27]

Музыкальному фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Музыкальный фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.[13,75]

Особенностью музыкального фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Основная установка при организации процесса приобщения детей к истокам культуры заключается в том, что приобщение должно быть активным.[4,152]

В некоторых исследованиях предпринимаются попытки наметить пути духовного развития детей, которые можно обобщить следующим образом. Нравственно-эмоциональное развитие детей является важнейшим условием нравственной отзывчивости человека, следовательно, его нравственной воспитанности. Такое развитие, по мнению А.А. Данилова и А.Д. Кошелевой, побуждает к конкретному поступку, стимулирует практические действия. Чем глубже и ярче переживания, тем устойчивее и полнее нравственные понятия чувства, возникшие на их основе. Педагогами экспериментально доказано: если постижение нравственных ценностей затрагивает не только разум, но и чувства ребенка, то они становятся регуляторами его поведения.

Нравственное воспитание до сих пор осуществляется в словесных формах. Полученные таким образом знания недостаточно влияют на поведение, формируя личность, беспомощную в ситуациях свободного выбора.[4,33]

В.Д. Колесов считает, что необходимо с самого раннего детства формировать индивидуально-личностную основу поведения через духовное общение. При этом прочно устанавливается приоритет общечеловеческих ценностей, формируется широкий взгляд на природу, общества, глобальные проблемы общечеловеческой культуры. Педагогический процесс дошкольного учреждения необходимо насытить активными формами приобщения ребенка к культурному наследию народа.

Возможность народной культуры, как отмечает А.А. Данилов во всей работе «возрождение национальной культуры», заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро – зло, щедрость – жадность. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. По мнению А.П. Усовой маленьким детям еще недоступно сознательное усвоение понятия Родина, патриотическое воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для него.[5,81]

Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно другому любому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так, как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний Д.С. Лихачев». [5,83]

Детский музыкальный фольклор - неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой - собственно детское творчество. Детский музыкальный фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов - ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики. Раздел этнологии и педагогики, изучающих традиционный народный опыт воспитания детей, называется этнопедагогика.[22,6]

В детском фольклоре В.Я. Пропп выделяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни)

Детский музыкальный фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.[3,53]

Большой вклад в собирание и педагогическую пропаганду детского фольклора внесли такие крупнейшие исследователи как Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко. Творчество взрослых, обращенное к детям, представлено в основном жанрами колыбельных, крестьянских песен. Среди других характерных жанров отметим пестушки, потешки, прибаутки. С самого рождения ребенка сопровождали особые песни, направленность которых была педагогической.

Музыкальный фольклор – явление синкретическое, говоря проще, в нем неразрывно связано – музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора: народная песня, народная хореография, народные хороводные игры, народные музыкальные инструменты.

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых и развиваются его музыкальные способности: слушание – восприятие, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах. [5,9]

Русская песня – это то, что вдохновляет на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами. Поэтическими оборотами (зимушка – зима, травушка – муравушка, рассыплются яблонькой, Ваня – простота, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сени), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка – говорушка», «Балалайка», « Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

Песни детских фольклорных жанров складываются из простейших, небольших по объему ритмомелодических интонаций. Небольшой объем попевок соответствует не только более древним ладам народной музыки, но и традиционному объему музыкальной памяти.

Детские фольклорные песенки – это не столько произведения для исполнения и слушания, сколько игровые модели, на основе которых может развернуться увлекательная игра. Проигрывание детьми прибауток, потешек, песенок полезно как для развития их воображения и эмоциональной отзывчивости, формирования навыков невербальной коммуникации, так и для координационного – двигательного развития в целом.

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров. [13,55]

Колыбельные песни - в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока.

Пестушки - это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят.

Подговорки - это малый фольклорный жанр, в котором в игровой стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевальных движений, его название.

Применение поговорок способствует усвоению танцевальных, игровых движений, комплексному развитию личности, созданию комфортной обстановки для эмоционально-психологической разгрузки на музыкальных занятиях.[8,37]

Частушки – это короткая, из двух или четырех строчек, песенка. Обычно на одну мелодию поется несколько частушек, следующих одна за другой. Недаром слово «частушка» произошло от слова часто. Частушки бывают шутливые, веселые, озорные. Их исполнение, как правило, сопровождается ритмичным притопыванием, перестуками каблуков, звонкими выкриками. Но бывают и лирические, задушевные частушки. Их называют страданиями. В старые времена молодежь часто собиралась на посиделки, зимой – в чьей либо избе, а летом – на околице, завалинке

Загадки – известно, как привлекают детей загадки. Обычно знакомство с ними начинается с фольклорных загадок, они не только развивают ребенка, но и приобщают его к живой выразительной народной речи.[20,86]

Прибаутки - песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке - золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке - рябее; о зайчике - коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет, движение - основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток, колокольным звоном: “Тили - бом, Тили - бом”.

А знакомство с пословицами и поговорками и пропевание их неопределенной высоте не только развивают музыкальные способности, приближает к идеалу нравственности, к тому, какой должен быть человек: честным, физически сильным, трудолюбивым писала Куприна Л.С. [8,29]

Традиционную культуру своего народа городские дети воспринимают как чужую. В тоже время «этнографическую компетентность» дошкольника можно охарактеризовать как первичное накопление. Интерес к теме возникает у него лишь тогда, когда затронута его эмоционально чувствительная сфера. Решается эта задача включением в ход занятий игр элементов театрализации, фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки) с музыкально двигательными элементами. Иными словами знакомством с музыкальным народным творчеством, с подлинными предметами старины направлено на усвоение опыта, накопленного нашими предками в течение веков.

В свою очередь музыкальный фольклор, затрагивая эмоционально-чувствительную сферу, делает занятия более яркими, образными, интересными. Вот почему необходимо обращаться к текстам народных сказок, тех, что живут тысячалетия, «доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы…воспитывают любовь к родной земле» уже потому, что это творчество народа (В. А. Сухомлинский).[7,60]

Таким образом, рассматривая и изучая теоретические аспекты музыкального народного фольклора, можно сделать вывод, что народный музыкальный фольклор явление синкретическое, состоящие из музыки, пения, движения «игры на детских музыкальных инструментах, связанные с народной тематикой (потешками, прибаутками, пестушками, подговорками, частушками, детскими фольклорными песенками, музыкальными хороводными играми).

Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, развивать у детей навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности, их музыкальных способностей, без которых невозможна творческая активность, самостоятельность применения этих знаний в различных формах народного фольклора.

1.2 Особенности развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Основная цель музыкального воспитания – это формирование музыкальной культуры, которая реализуется через развитие музыкальных способностей дошкольников.

Выявляются основные музыкальные способности.

1. Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

2. Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движение

3. Музыкально - ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Б.М. Теплов отмечал, что музыкальность свойственна всем детям и вместе с тем у разных детей музыкальность различная. Сквозная идея Б.М. Теплова – мысль о том, что применение к жизни общих психологических закономерностей всегда должно опосредоваться знаниями индивидуальных различий. В своей монографии «Психология музыкальных способностей» Ветлугина определяет понятия, описывает характеристики основных средств музыкальной выразительности и дает рекомендации по развитию основных музыкальных способностей. Основополагающий принцип «Неразвивающихся способностей нет, способность существует только в движении, только в развитии» [12, 33]

Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследуемости. Обусловленность проявления различных способностей ярче всего была представлена в концепции Френсиса Гальтона. Он стал последовательным “дарвинистом” и связал в своих трудах идею наследования способностей и талантов человека с принципами естественного отбора и выживаемости видов. Но с момента выхода работ Гальтона, идеи, выраженные в них, подвергались постоянной критике и сомнению в их правомерности. Было накоплено большое количество данных, в которых, с одной стороны, представлены доказательства наследуемости природных способностей, а с другой – зависимость проявлений способностей от благоприятных или неблагоприятных условий внешней среды.[6,77]

В развитии способностей большую роль играет сам человек. Можно найти много примеров из жизни, когда, например, в результате самовоспитания и упорной работы над собой музыкант может компенсировать у себя многие недостающие психологические качества для выполнения той работы, которая ему нравится или которую ему приходится выполнять в силу сложившихся жизненных обстоятельств.[14,37]

Для музыковедческой деятельности наиболее важным моментом оказываются способности к аналитическому и образному мышлению, умение передавать свои мысли и чувства хорошим литературным языком так, чтобы потенциальные слушатели захотели бы после знакомства с музыковедческим трудом еще раз непосредственно обратиться к музыке.

Для композитора самым важным является стремление переводить свои жизненные впечатления на язык музыкальных образов.

Итак, способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью.[17,757]

Человек, не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности. Они развиваются в течение всей его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности - прижизненное, а не врожденное образование.

Различают общие и специальные способности. Качество ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Наличие общих и специальных способностей необходимо для успешного выполнения той или иной деятельности.[15,9]

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Следует учитывать, что на основе одних и тех же задатков музыкальные способности могут развиться или же не развиться. Здесь многое зависит от окружения ребенка, от условий музыкального обучения и воспитания, повседневной заботы об этом родителей. Если же ребенка, пусть даже музыкально одаренного, не приобщают к музыкальному искусству, если он не слушает музыку, не поет, не играет на инструментах, то его задатки не развиваются в способности. Итак, задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей, а сами способности, по словам профессора Б. Теплова, «всегда являются результатом их развития».[16,5]

Музыкальные способности не являются врожденными, они развиваются в процессе музыкальной деятельности человека. Их развитие в значительной степени зависит от влияния социальных условий, окружающей среды и, в особенности, от характера, содержания и формы музыкального воспитания. Хотя иногда, пытаясь доказать врожденность музыкальных способностей, приводят примеры выдающихся способностей у представителей одной семьи на протяжении многих поколений. Имеются достоверные данные о том, что из семьи Бахов вышло около 60 музыкантов, из которых 20 – выдающихся, в том числе великий Иоганн Себастьян Бах. Разумеется, мир музыки, господствовавший в этой семье, всячески способствовал развитию музыкальных дарований. Однако из этого нельзя делать вывод, что музыкальные способности имеют наследственный характер, хотя возможны наследственные особенности строения органов слуха.[1,27]

Психологи, педагоги, музыканты ведут большую исследовательскую работу, в том направлении существуют многочисленные попытки дать определение музыкальности, ее основных признаков и их взаимоотношений. Эти определения обосновываются методологическими позициями авторов. Так известный немецкий ученик Г. Ревеш объяснял музыкальность как единое целостное явление, которое не поддается никакому анализу и не допускает его. «представители психологии», наоборот, скрупулезно изучили психические проявления, рассматривая их изолировано, по элементам. Была проведена тщательная классификация многочисленных музыкальных способностей, которая в современной литературе поддерживается многими авторами. Считается, что она раскрывает структуру музыкальности и позволяет хорошо изучить эти проявления детей путем применения народного фольклора. Оценивая точку зрения К. Сишора, советский психолог Мясищев подчеркивает, что если способности раньше рассматривали как изолированное свойство, то сейчас их рассматривают в тесной связи с окружающей действительностью, в том числе и с музыкальным народным фольклором. [4,32]

Музыкальные способности формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности. Наличие определенного фонда знаний, умений и навыков не дает возможности достаточно полно характеризовать музыкальные способности.

Специальные или основные музыкальные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Музыкальная способность формируется в активной деятельности музыкального слуха. Исследованием проблемы развития музыкального слуха, как важнейшего звена музыкальных способностей, занимался Б. В. Асафьев. По его мнению, слуховому аппарату человека присущи врожденные качества активного слушания; задача музыканта – воспитывать и развивать слуховую деятельность. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.[16,9]

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзитивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкальных способностей ребенка уйдет невосполнимо.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в нас
Автор: Черепенина Нина Константиновна

Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора Черепенина Нина Константиновна 16 Окт 2015
документ Развитие музыкальных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора Куликова Инна Михайловна 15 Окт 2015
документ Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства» Ахметова Гульфиза Назятовна 27 Мая 2015
документ Влияние фольклора на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Алексеева Людмила Леонидовна 28 Фев 2016
разное Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Бабаян Марина Валерьевна 30 Мар 2015
документ «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ» Терзьян Надежда Матевосовна 31 Мар 2015
документ Развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста через использование татарского народного фольклора (на примере праздника "Науруз") Методическая разработка о развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста через использо Юнусова Зульфия Зиннатулловна 30 Янв 2016
документ Влияние русского народного декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Якимова Любовь Вячеславовна 31 Мар 2015
документ «Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» (Опыт работы) Левина Ольга Павловна 7 Фев 2016
документ Статья на тему "Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста" Лега Екатерина Сергеевна 22 Мар 2016
документ Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора. Жучкова Валентина Сергеевна 31 Мар 2015
документ «Развитие музыкальных способностей у детей старшего возраста» Щербакова Елена Юрьевна 20 Мар 2015
документ Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитодизайна Федосеева Елена Александровна 5 Апр 2015
документ Развитие музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста Сорокина Татьяна Сергеевна 30 Мар 2015
документ Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора". Федонюк Любовь Анатольевна 1 Ноя 2015
разное Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности. Полулях Ирина Эдуардовна 31 Мар 2015
документ «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора». Скрипник Жанна Олеговна 1 Апр 2015
документ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Городнова Светлана Викторовна 21 Фев 2016
документ опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр" Доцу Татьяна Ивановна 30 Мар 2015
документ «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Болгарчук Татьяна Юрьевна 31 Мар 2015
документ Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Алексеева Людмила Васильевна 12 Авг 2015
документ Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной) Серая Юлия Викторовна 15 Окт 2015
документ Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ средствами вокального пения SekalovaValentina 19 Янв 2016
документ Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах» Ажимканов Еркин Буканович 31 Мар 2015
документ Развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора Елена Александровна Белова 11 Фев 2016
документ Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора. Костылева Светлана Георгиевна 26 Апр 2015
разное Доклад "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста" Кистанова Анна Владимировна 31 Мар 2015
документ Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора Антонова Светлана Равильевна 31 Мар 2015
документ Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению. Шаблий Лариса Яковлевна 18 Ноя 2015
документ Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения. Сусекова Ольга Георгиевна 5 Апр 2015
документ Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях подготовительного класса ДМШ Вечканова Инесса Леонидовна 18 Фев 2016
документ Влияние дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста Снеткова Надежда Николаевна 19 Мар 2016
документ Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Сердюк Оксана Евгеньевна 31 Мар 2015
документ Художественно-эстетическое воспитание детей̆ дошкольного возраста средствами народного фольклора Сборнова Ирина Николаевна 30 Мар 2015
документ Реферат: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Старшая группа "Солнышко" 30 Мар 2015
презентация Презентация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности". Юшина Татьяна Михайловна 31 Мар 2015
документ Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 2015 Гусева Марина Александровна 21 Апр 2015
документ Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Надырова Люция Ильмировна 20 Апр 2015
документ Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства Махонова Светлана Алексеевна 14 Мая 2015
документ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Надежда Ковалева31 8 Июн 2015