"Терапевтические возможности музыкального искусства в системе здоровьесбережения дошкольников"
« ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
г. Рязань 2014год.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показал, что за последние десять лет число детей с хронической патологией увеличилось в два раза, а детей, имеющих отклонения в развитии, в 2,6 раза. По данным Всемирной организации здравоохранения только 30% детей можно признать здоровыми, а остальные имеют отклонения в той или иной степени.
Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни и другие факторы заставляют ребёнка реагировать на реальность тревогой и переживаниями, а нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дошкольном возрасте.
Чем дальше, тем всё больше становится ясно, что человечество сегодня не спасут ни технический прогресс, ни даже открытие принципиально новых источников энергии. Ученые во всем мире приходят к единому мнению: адаптация к усугубляющимся условиям существования как внешнего, так и внутреннего порядка возможна лишь путём обретения психокультуры. И прежде всего – детьми.
Возникает необходимость поиска в работе методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является музыкотерапия как средство гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребёнка.
Способна ли музыка исцелять? В этом не приходится сомневаться. Использование музыки в лечебной практике корнями уходит в глубину веков. Античные философы Пифагор, Аристотель, Платон указывали на целебную силу музыкального воздействия. В Древнем Египте под музыку принимали роды. Авиценна использовал её для лечения психических больных. Гиппократ исцелял музыкой бессонницу и эпилепсию. Древнекитайские же врачи полагали, что музыкой вообще можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты для воздействия на тот или иной больной орган.
К настоящему времени музыкальная терапия получила распространение во всём мире, где она уже с середины XX столетия развивается как отдельная индустрия. Более сотни учебных заведений занимаются подготовкой профессиональных музыкотерапевтов. Случаи чудесного исцеления с помощью музыки накапливаются. Вот некоторые примеры.
1. Музыка помогает в качестве анестезии в стоматологических кабинетах (создана даже музыкальная бормашина «Аудиак»), при родах и в других случаях, когда нужно обезболивание.
2. Есть уникальные примеры исцеления ДЦП. 12 – летняя Аня, страдающая этим заболеванием, благодаря занятиям музыкой научилась ходить, танцевать и стала победителем четырёх международных эстрадных конкурсов.
3. Французские учёные в процессе научных экспериментов установили, что звучание определённой ноты влияет на изменение цвета и формы клетки крови. Звук «до» заставляет клетку крови вытягиваться в длину, а звук «ля» воздействует на клетки раковой опухоли, разрушая их.
4. Знаменитый французский актёр Жерар Депардье избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта.
5. В лаборатории США и Великобритании ищут объяснение удивительному, многократно подтверждённому факту: ре – мажорная соната Моцарта останавливает приступы эпилепсии и даже избавляет от неё.
Музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно – сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определённым гормональным и биологическим изменениям.
Если обобщить все известные подходы, то следует признать, что влияние музыки на человека прослеживается на трёх уровнях. Первый - физиологический. Это когда при прослушивании по коже бегают мурашки – результат выделения эндорфинов, гормонов удовольствия. Второй – душевный. Именно здесь музыка, рождая эмоции, меняет наше настроение. Если грустно, печальная мелодия усилит грусть, а жизнеутверждающая, наоборот, взбодрит. Третий – духовный. Его содержат те музыкальные шедевры, которые составляют золотой фонд классики: «Лунная соната» Бетховена, произведения Баха, Моцарта и др. Такая музыка возвышает, пробуждает творческие силы, ощущается как откровение.
Каков же механизм музыкального воздействия? Уникален сам строительный материал музыки – музыкальный звук. Человеческое ухо выделило его из всего многообразия звуков, существующих в природе, как звук особого свойства – тот, который порождён равномерными периодическими колебаниями воздушных волн в результате какого–ни будь упругого тела. Такие звуки имеют определённую, точную, легко воспроизводимую высоту, способную «длиться». Последнее отражено даже в самой звуковой форме термина, обозначающего указанное явление – тон. Неживая же природа обнаруживает себя преимущественно в шумах. Живое устремляется к живому...
Слушая музыку, мы приобщаемся к жизни, а не отводя в текущей повседневности достаточное место общению с музыкой, мы делаем своей доминантой шумы, т.е. неживое. О каком же здоровье уже даже на этом уровне может идти речь?
Принципиальное отвлечение музыки от вещной конкретики мира позволяет ей как бы напрямую выйти к главному и адекватно выразить то, что не лежит на поверхности зримого мира, но всегда присутствует в нём – человеческая душа.
Что же есть наши эмоции? Какую роль они играют в нашей жизни? Ответы находятся на разных уровнях жизнедеятельности человеческого организма – физиологическом и саркальном.
Несмотря на то, что эмоций много, существуют всего две главные эмоциональные реакции – удовольствие и неудовольствие. Они действуют во взаимосвязи: если одна включается, то другая выключается. Это регулятор функциональных отправлений организма, которые возникают рефлекторно: дыхание, кровообращение, потоотделение, обмен веществ, секреция гормонов, внешняя моторная деятельность – всё переключается на новый уровень жизнедеятельности при смене «эмоционального режима». Огромную роль в этом играет ритм.
Дело в том, что клетки человеческого организма находятся в постоянном колебательном движении. Высокий уровень ритмичности вызывает позитивные эмоции. Негативные эмоции нарушают ритмичность организма. Многие специалисты по музыкотерапии считают основным целебным фактором музыки её ритм. Музыка с чёткой ритмической пульсацией способна организовать, синхронизировать автономные клеточные колебания, что в субъективном ощущении человека проявится как повышение жизненного тонуса, ибо энергии разных колебательных контуров (у каждого органа свой ритм) теперь суммируются. Такая музыка, характеризуемая ярко выраженной моторикой, носит, прежде всего, функциональный характер и зачастую её предназначение – сопровождать какое-то физическое действие человека: трудовая песня, походный марш, танец, колыбельная и т.д.
Негативные эмоции способны разбалансировать «ритмическую настройку» организма: когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила вибраций (яркий пример – сердечная аритмия, но точно так ведёт себя любой орган). С помощью соответствующей музыки можно восстановить здоровый ритмический режим и исцелить больной орган.
Сама структура музыкального звука программирует позитивное, радостное, светлое мироощущение. Самое главное в воспитании – не знание, не понимание музыки, а ток её энергии. Надо, чтоб она прошла сквозь нас, чтоб физические колебания, рождающие звуки, передались нашим сердцам. И не исключено, если б мы были всегда в хорошем настроении, мы никогда бы не болели. Музыка способна дать в полноте эту энергию жизни, ибо она возбуждает не только клеточные, но и душевные, эмоциональные вибрации. Это уже сакральный аспект музыкального воздействия.
Музыкальный звук – это закодированная информация о структуре Вселенной, своеобразный алгоритм бытия. Гармония лишь в музыке обретает терминологический статус, обозначая слияние звуков в благозвучие. Разрушение единства – дисгармония. А это и есть болезнь. Какое же единство разрушает болезнь в человеке? Единство его тройственной основы – тела, разума и духа. Музыка способна формировать человека как гармоничное существо, при этом делать это ненавязчиво, непринуждённо, органично. Музыка, содержащая вибрацию «небес», способна расширить и углубить видение и ощущение человеком мира, вести его путём усовершенствования, духовной эволюции вплоть до полного преображения.
Эффективность музыкального воздействия обусловлена не только эмоциональным воздействием её на человека, но и биорезонансной сочетаемостью отдельных звуков. В основе музыкотерапевтического воздействия лежит, по сути, акустико-биорезонансный эффект. Резонанс – хорошо известное из физики явление. Вспомните, например, почему солдаты никогда не идут по мосту строевым шагом. Из-за этого резонанса, который представляет резкое возрастание амплитуды колебаний в какой-либо системе под влиянием внешних сил. При этом частота собственных колебаний системы совпадает с внешней частотой.
Происходит колоссальный энергетический скачок, способный разрушить мост, сделать необузданной психическую энергию, выливающуюся в погромы после рок-концертов и т.п.
Точно также резонансный эффект реализует себя в нашем организме, пробуждая в нём скрытые резервы. Разбалансированный в результате болезни колебательный контур клеток восстанавливается путём резонанса, жизненная энергия возобновляет своё свободное течение в организме. Именно музыка даёт возможность ощутить резонансные принципы функционирования мироздания в их неразрывности. Ведь звук по уровню вибраций наиболее близок нашей телесности и воспринимается ею наиболее сильно.
Каждая эмоция имеет свой орган – резонатор:
Радость, любовь – сердце;
Гнев – печень;
Страх – почки;
Агрессия – лёгкие.
Соответствующие эмоции, вибрационно связанные с тем или иным органом, влияют на его состояние, укрепляя или сбивая его естественный ритм. Нарушенную вибрацию способна скорректировать музыка. Уже есть опыт производства специальных музыкальных дисков: «Сердце», «Почки», «Лёгкие». Запись колебательных ритмов здоровых органов подпитывает органы заболевшие, выравнивает их ритмический контур, и те выздоравливают. И так – во всём.
Необходимо учитывать, что разные музыкальные сочинения обращены к разным слоям человеческой психики и по-разному влияют на человека.
Есть музыка, воздействие которой наиболее сильна на физиологическом уровне. В таких композициях, как правило, наиболее сильно выражено жанровое начало (марш, вальс, полька, галоп и другие танцы и музыкотерапевтические композиции активизирующего или релаксационного свойства).
Большинство музыкальных сочинений ориентировано на эмоциональный отклик слушателя. Музыкальное настроение сочинения, накладываясь на индивидуальные переживания слушателя, либо усиливает их, образуя с ними эмоциональный резонанс.
Следующая ступень постижения «музыкально-прекрасного» подводит к черте, за которой – пробуждение высших, духовных потенций человека. Музыка, способная увести нас за эту черту, возбуждает не только эмоциональный слой души, но заставляет погружаться в особое, Надличностное состояние, ощущать себя частицей Вселенной.
Да, музыка – самый сильный вид искусства. И формула чудодейственного исцеления музыкой проста: музыка исцеляет потому, что возвращает нас в поле Божественной гармонии, утраченной человечеством.
Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников расширяются в соответствии с проблемами и тенденциями развития современного общества. Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функция музыки.
Оздоровительная функция музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей: восприятии, пении, движении, игре на детских музыкальных инструментах.
При восприятии музыки оптимизируется эмоциональное состояние, музыка помогает успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать. Оздоровительный эффект пения проявляется в улучшении психоэмоционального состояния и адаптивных реакций детей, гармоничным развитии физических и эстетических качеств.
Применение тонирования в вокалотерапии приводит к уравновешиванию воли мозга, снижению частоты сердечных сокращений, гармонизации эмоциональной сферы. Дети тонируют на удобной для них ноте. Звук «м-м-м» снимает напряжение, звук «и-и-и» стимулирует и т.д.
Танец, мимика и жест – один из способов выражения чувств, переживаний. Любое переживание заканчивается напряжением какой-либо группы мышц. Массируя, упражняя эти зажатые мышцы, можно ослабить мышечную «броню панциря», и зажатые в нем эмоции получат возможность свободного выхода.
Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и в вегетативной сфере.
Музыка, в итоге, обогащает наш эмоциональный опыт вибрациями, которые обыкновенная жизнь, как правило, не представляет.
Всё выше сказанное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки как очень важную в работе с дошкольниками. Музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребёнка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, улучшает концентрацию внимания и его продолжительность, оказывает успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей.
Автор: Горина Галина Геннадьевна