"Интеллектуализация музыкальности дошкольников."
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),. Разумеется, это внесло изменение в профессиональную деятельность музыкального руководителя детского сада.
Последний год я работаю по теме: «Интеллектуализация музыкальности дошкольников.»
Интеллектуализация музыкальности -связь между музыкальными и умственными способностями на примере самовыражения через творчество.
Эффективным средством развития творческих способностей является накопление опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкальной классики как эталонов для творческой деятельности дошкольников.
Музыкальность формируется в музыкальной деятельности,в каждом её виде. Однако в некоторых видах музыкальной деятельности те или иные способности развиваются наиболее успешно. Так, чувство музыкального ритма лучше всего развивается в музыкальном движении, звуковысотный слух - в пении и игре по слуху на музыкальном инструменте, репродуктивный компонент музыкального мышления - в процессе слушания и анализа музыки, продуктивный компонент музыкального мышления - в процессе импровизации и сочинения музыки.Все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей, их интеллектуального развития.
У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей, определяющее успех протекания той или иной деятельности. «Проблема музыкальности,— подчеркивает Б.М. Теплов,— это проблема, прежде всего качественная, а не количественная» У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития.
Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
Эффективное использование разнообразных методов и приёмов, правильно подобранный музыкальный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности позволят решить задачи музыкального развития и коррекции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. За период дошкольного детства ребенок при активном участии в музыкально-практической деятельности делает огромный скачок в как в общем, так и в музыкальном развитии.
Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимости интеллектуализации музыкальности дошкольников, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и, если не руководить музыкальным развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.
Музыкальный руководитель МК ДОУ Павловский детский сад №11
И.С.Насонова.
Автор: Насонова Ирина Станиславовна