Главная / Дошкольное образование / Разное

Опыт работы «Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».

Скачать
43.65 КБ, 538208.docx Автор: Светлана Владимировна Теплова, 30 Мар 2015

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области.

Опыт работы

«Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».

Дефектолог:

Теплова Светлана Владимировна,

первая квалификационная категория

г.Сим

2015г.

«Если сегодня мы будем
учить так , как учили
вчера , мы украдем у
наших детей завтра»
Джон Дьюи

Введение.

В настоящее время, в век «технологизации», когда живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение, обсуждение прочитанного, сопереживание героям театрализованных постановок во многом заменили компьютер и телевизор, вопросы нравственного воспитания и коммуникативного развития детей вызывают серьезную тревогу в обществе. Мы, взрослые, все чаще сталкиваемся с затруднениями в сфере общения, социализации, нарушениями эмоционально-волевой сферы детей. Поэтому, социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дети мало общаются с взрослыми, друг с другом. По моему мнению, именно общение обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, так как отношения и взаимодействие с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, в процессе познания окружающего мира, освоения различных видов детской деятельности, приобщения к культурным традициям. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития и обогащения личности ребенка, во многом определяет особенности его самосознания, отношения к миру, поведения, развития коммуникативных способностей.

Поэтому, в рамках реализации ФГОС, в содержании образовательной деятельности с дошкольниками более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основная часть.

Социально – коммуникативное развитие - «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».

Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение
которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: социальные навыки, специфические знания, социальные качества, ролевое поведение.

Социально–коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение следующих задач:

1. Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.

2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности
окружающего мира «в быту, социуме, природе».

3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами
поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных
представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа
жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.)

5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы.

Реализация этих задач возможна через использование педагогами следующих форм образовательной работы с детьми:

1.НОД (непосредственно образовательная деятельность)
2.Проблемные ситуации
3. Поисково–творческие задания
4. Сюжетно–ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры, творческие игры (театрализованные, режиссерские)
5. Познавательные беседы
6. Просмотр видеофильмов
7. Театрализованные постановки
8. Музыкальные досуги, развлечения
9. Интерактивные игры, презентации и др.

Учитывая специфику дошкольного детства, я считаю, что наиболее широкие возможности для развития общения (а значит социализации и коммуникации) ребенка представляет игровая деятельность, как ведущий и, в соответствии с ФГОС ДО, приоритетный вид деятельности ребенка-дошкольника. Игра является эффективным средством формирования нравственных качеств ребенка, накопления социального опыта, развития ролевого поведения, воспитания гуманного отношения к сверстникам. Ведь в игре дети отражают содержание окружающего мира, нормы, правила поведения в ней. Однако, использование традиционных видов игр не могут в полной мере способствовать социально-коммуникативному и индивидуально-личностному развитию ребенка, не обеспечивают достаточных возможностей для самоорганизации, творчества, фантазии, самореализации ребенка, использования широкого разнообразия и интеграции различных видов детской деятельности. Поэтому, по моему мнению, имеющиеся противоречия определяют актуальность и необходимость внедрения в практику воспитательно-образовательной работы в детском саду современных игровых технологий, развивающих творческую игровую деятельность: режиссерские игры, методы мульт-терапии и анимации, с использованием ИКТ технологий.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития моих воспитанников, на данном этапе наиболее актуальным для меня в работе с детьми является метод режиссерской игры, так как, по моему мнению, как вид деятельности он наиболее близок ребенку и наиболее способствует его социализации и развивает коммуникативные способности.

Режиссерская игра – вид непродуктивной самостоятельной деятельности ребёнка. По ходу игры ребёнок действует от лица каждой из игрушек – персонажей и одновременно режиссирует общее действие, придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет. Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действие с предметами , но и отношение между несколькими персонажами. У него появляется представление о роли и определяемых этой ролью действияях, подчинённых единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Конечно, эти знания и представления не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов – образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре или на непосредственной деятельности, а также в результате обогащения внеигрового опыта. Одновременно идёт развитие мышление и воображение ребёнка, растёт способность к переносу способов действия на другие оъекты, отношений между людьми – в игру.

По мере овладения определёнными умениями дети создают всё более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, регулируя отношения действующих лиц, организую игру как режиссёр. Эта своеобразная позиция ребёнка и позволяет назвать игры такого типа режиссёрскими. Сюжеты индивидуальных режиссёрских игр отличаются разнообразием и сложностьюю. Суть режиссёрской игры заключается в многообразных переживаниях. В процессе игры просходит глубокое эмоционально – действенное освоени мира. Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия на себя той или иной роли, развёртывая действий с героями, которые окружают детей в повседневной жизни.

Для такой игры важно правильная организация предметной среды. Игровая среда должна организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Одно из направлений развития режиссёрской игры – создание особой предметной среды своей игры, условно называется «макетами». Это могут быть ланшафтные макеты, макеты кукольных домиков и пр. Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду, используя все свои умения и навыки, задействуя для этого любые материалы. Игра может развернуться как в непосредственной деятельности так и в режимных моментах. В процессе игры у ребёнка формируюся и закрепляются умение принять игровую задачу; способность действовать в соответствии с общим замыслом, но развивая свою собственную сюжетно-игровую линию, стимулирует творческую активность детей; закрепляются и служат основой для создания новых игровых сюжетов полученные знания о семье; о профессиях: врача, полицейского, пожарного, парикмахера, работников зоопарка, артистов и т.п., об их основных трудовых процессах; знания о жизни домашних животных и их детёнышах и так далее.

Различные сюжеты режиссёрских игр могут быть разыграны как во время непосредственно-образовательной, так и в самостоятеятельной детской деятельности.

Именно поэтому я выбрала тему моей работы «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры». На протяжении всего периода работы в детском саду, наблюдая за детьми, постоянно сталкиваешься с большими трудностями детей в общении друг с другом и взрослыми, проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы, что наиболее важно для успешного обучения в школе и социальной адаптации в дальнейшем. Очень часто ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимает их из-за неумения организовать общение, становится не интересным для окружающих его сверстников, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Я считаю, что чем раньше мы обратим внимание на эту область развития личности, тем меньше проблем будет у ребенка в будущем. Поэтому, моя задача научить детей:

· Свободно общаться и легко вступать в диалог;

· Показать, что такое речевой этикет;

· Научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников;

· Принимать решения, преодолевая искусственно созданные проблемные и провокационные ситуации, в которых необходимо сделать выбор;

· Развитие интереса к окружающим людям;

· Воспитание стремления и потребности в общении, развитие навыков общения и коммуникативных способностей;

· Формирование навыков адекватного поведения, самооценки и сбалансированности эмоционального состояния.

Актуальностью проблемы обоснована цель моей работы: создание условий для развития коммуникативных навыков дошкольников средствами режиссерской игры.

Для достижения вышеуказанных целей и задач, был проведен первичный мониторинг коммуникативного развития детей моей группы по следующим показателям:

· Умение вступать в общение, общаться в паре.

· Умение поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно).

· Умение говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

· Знание речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьбы, извинения, поздравления, прощения и д.р.

· Умение общаться для планирования совместных действий, достижений результатов, их обсуждение, участие в обсуждении определенной темы).

· Уместное использование невербального общения (мимики, жестов…).

В нашей коррекционной группе 16 детей. Проведя мониторинг на начало работы, мы получили следующие данные:

Высокий уровень - 0детей (0 %).

Средний уровень - 5 детей (40%).

Низкий уровень - 11 детей(60%).

Из результатов мониторинга видно, что большинство детей имеет низкий уровень развития коммуникативных способностей. Исходя из этого, я наметила для себя поэтапную работу с детьми на основе развития режиссерской игры.

· В начале своей работы я использовала материал, хорошо знакомый детям, проводила с детьми беседы, где обращала внимание на игрушки, знакомые и незнакомые детям. Я просила рассказать, в какие игры можно играть с этими игрушками, использовала рекламу игрушки с рассказом и учила детей договариваться играть вместе, помогала выбирать, формулировать тему игры. Я использую в своей работе игровые упражнения «Посылка малышам» (т.к. в моей группе разный возраст детей, то у них появляется желание поиграть в такую игру). Дети выполняют

одновременно разные роли, регулируют свое поведение,

обдумывают свои действия и слова, регулируют свои движения. Я вижу, как игровые сопереживания положительно влияют на взаимоотношения старших детей с младшими. При получении посылки, старшие дети показывают и рассказывают о своих любимых игрушках и играх с ними. В процессе беседы старшие дети отвечают на разные вопросы, обучая малышей простейшим игровым действиям и сюжетам, что способствует «раскрепощению» замкнутых, робких, нерешительных детей. Некоторые сюжеты очень просты, они могут состоять из одного, двух предложений, но я вижу, что они принадлежат самому ребенку и его воле, желанию, замыслу. В других сюжетах я наблюдаю, что дети, как настоящие режиссеры, что-то придумывают, обсуждают «что чем будет», «кто кем будет». Постепенно формируется ролевое поведение. В своей работе с детьми я предлагаю использовать предметы- заместители, и дети охотно соглашаются со мной, представляя кубик машинкой, человечком, кирпичиком, и просто кубиком. Чаще ребенок играет с игрушкой, опираясь на собственное общение с людьми. Часто в своей группе мне приходилось наблюдать, как режиссерская игра проходит без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Иногда наблюдаю, что игра переходит в коллективную, где участвуют несколько детей и они вместе представляют собой единое целое. А для того, чтобы дети сами придумывали сюжеты и предметно их представляли, исполняя множество ролей, я стараюсь учесть ряд педагогических условий:

· организую предметно-развивающую игровую среду (разнообразные материалы, дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки, которые способствуют развитию воображения, умению действовать с предметами- заместителями).

· Создаю эмоционально- положительный настрой.

· Направляю ход режиссерской игры с помощью проблемных ситуаций, сюрпризов, провокационных вопросов.

· Способствую развитию ролевых взаимоотношений со сверстниками внутри игры.

· Осуществляю индивидуальный подход, наблюдаю за детьми, провожу специальную работу по составлению сюжета игры. В процессе игры, я стараюсь не мешать детям, не применяю давление, не сравниваю ребенка с другими детьми, предоставляю детям свободу, возможность проявлять активность, создавая при этом индивидуальные пространства, обеспечивая их местом и временем.

Организуя режиссерские игры, я занимаю позицию помощника, прошу ребенка пояснить смысл действий побуждая к ролевой речи, иногда выступаю носителем игровых умений, т.е. показываю при помощи игрушек и предметов заместителей фантастические истории, которые помогут ребенку включиться в подобную деятельность (после проведенного мною занятия - закрепляю игрушкой). Иногда предлагаю творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальных заданий совместной режиссерской игры (игра в школу с куклами). Завершить историю, показанную воспитателем, придумать и показать начало истории. В режиссерских играх, я стараюсь формировать способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Из своего опыта я вижу, что многие дети настолько сосредоточены только на себе и на своем «Я», а моя задача отвлечь детей от фиксированности на собственное «Я», научить согласовывать собственное поведение с поведением других детей, развивать умение действовать с учетом потребностей, интересом других детей. Использую систему положительных оценок (поощрение).

В своей работе по развитию режиссерской игры использую классические деревянные наборы, среди них есть игры в зоопарк, город, сказка, использую даже пластмассовые наборы с элементами конструирования, конструктор с персонажами ЛЕГО. Я наблюдаю, как играя в режиссерскую игру «улицы нашего города» дети знакомятся с правилами дорожного движения, запрещающими и разрешающими дорожными знаками, видами транспорта, различает его по способу перевозок, автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный. В играх на «ферме» ребенок разделяет диких и домашних животных, в игре «в лесу» дети закрепляют диких животных, и закрепляют правила безопасного поведения в лесу. Для этого мы с ними использовали специальные знаки. В ходе игры я стараюсь создать проблемную ситуацию, на которую ребенок должен выдвинуть предположения (что было бы, если бы…). Для того, чтобы настроить детей на совместную конструктивно-продуктивную деятельность по созданию предметно игровой обстановки, я всегда использую прием сюрпризного момента, так, чтобы у детей возникло желание в общении с героями (например, Карлсон, придя в группу, приветствует детей доброжелательным тоном и принес собой в подарок «бочку с заморочками» в которой находится полифункциональный материал для игр).

В процессе работы, стараюсь включать в подгруппы не активных детей - более активных. Для согласования темы и хода игры предлагаю использовать считалочки, установление очередности, создание ситуации успеха для застенчивых и робких детей. Наблюдая за игрой детей, я вижу, как детям трудно соединить игровые действия в общую игровую цепочку. Для этого я использую наборы разных картинок. Рассмотрев картину, дети придумывают, что было до этого события и что произойдет потом. После обсуждения, дети выбирают персонажа и обыгрывают эти ситуации в игре. Тем самым, дети с низким уровнем инициативы самостоятельно подготавливаются к участию в совместной игре со сверстниками.

Важное значение в развитии режиссерской игры имеет использование нестандартного оборудования, макетов и моделей. Оно изготавливается, как правило, своими руками и вызывает огромный интерес детей, позволяя расширить тематику обыгрываемых сюжетов, развивать творческую фантазию, социализацию.

Я активно привлекаю родителей к этой работе по созданию универсальных макетов и моделей для обогащения предметно–игровой среды. Макеты и модели выполняют роль смысловых полей, на которых разворачиваются игровые события, широко используем предметы заместители, способствующих обогащению сюжетов детских игр и осуществления замыслов режиссерской игры. Например, использую игровую проблемную ситуацию: «злой ветер налетел на цветочный город и унес все домики «коротышей», что делать?». В процессе совместного обсуждения и поиска решения, фантазируем и приходим к выводу, что домик каждого героя зависит от его характера (домик пончика может быть кругленьким и толстеньким). Часто, чтобы придумать сюжет, я использую сказку, или известные истории мультфильмов, которые как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят, т.е. создать образ героя, определить его ролевое поведение в игре. Стараюсь создать атмосферу непосредственного свободного общения, эмоциональной близости. Для закрепления представлений о персонажах сказок использую игровое упражнение «словесный портрет», где дети составляют рассказ о героях, с последующей их зарисовкой. Игры, этюды помогают мне изображать мимику героев в различных ситуациях. Создавая игровую обстановку, я помогаю детям включаться в детскую продуктивную деятельность. Дети самостоятельно изготавливают ожившие сказки-предметы: хлеб, воду, огонь и т.д. Использую подручный бросовый материал, с последующей игрой с ними на игровых полях, кому, как хочется. В работе так же я применяю словесные игры, и моделирование–игра «придумка», игра в диалоги. Использование новых макетов и предметов заместителей способствует обогащению детских игр.

Я заметила, как расширяется их содержание. Ребята начинают активно общаться друг с другом и устанавливают договоренность о поворотах сюжета. Из своего опыта работы над режиссерской игрой, я поняла, что постепенно я из позиции «партнера» я превращаюсь в позицию «наблюдателя» за ходом игры так, как дети начинают проявлять все больше самостоятельности в игре. Иногда, я наблюдаю, период рассвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, когда содержание игр являются фантастические сюжеты, события из мультфильмов и книг. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме.

Организуя режиссерскую игру, я стараюсь научить детей согласовывать замыслы для развития у детей навыков общения друг с другом, поддержки малоактивным детям. Помогаю выбрать, определить разные средства вербальной и не вербальной выразительности, обращая внимание на интонацию и мимику, направляю замыслы детей вопросами –что было бы дальше?, кого они могли повстречать?, что с ними случилось?. Таким образом, я считаю, что я выступаю как помощник в реализации детских игровых замыслов. Для проявления самостоятельности и творчества детей в режиссерских играх я стараюсь учитывать, что содержание игр должно соответствовать интересам, возможностям детей, что педагогическое сопровождение нужно строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества детей. Я считаю, что игровая среда должна быть динамично-изменяющаяся, поэтому при ее создании принимают участие не только дети, но и их родители. Тесное взаимодействие с родителями в процессе обсуждений и совместного творчества по изготовлению моделей и макетов, сблизило не только детский сад и семью, но и родителей с собственными детьми, которые получили бесценный опыт общения и совместной творческой деятельности.

Повторный мониторинг коммуникативного развития детей в режиссерской игре показал следующие результаты:

Результаты мониторинга

Уровни

Первичный мониторинг

(начало уч.года)

Итоговый

мониторинг

(февраль 2015г.)

Высокий уровень

0 детей (0 %)

5 детей (31%)

Средний уровень

5 детей (40%)

8 детей (50%)

Низкий уровень

11 детей (60%)

3 детей (19%)

По результатам проведенной мною работы, я заметила, что мало активные дети стали охотно принимать участи в совместных играх. По данным повторного мониторинга, большинство детей научились формулировать игровой замысел, обсуждать возможные варианты игровых событий, самостоятельно создавать игровую обстановку, расставляют макеты, используют предметы-заместители. Дети научились легко общаться, свободно вступать и поддерживать диалог, соблюдать речевой этикет, выслушивать собеседника; справляться с взятой на себя ролью, действуя и говоря от лица персонажей, используя выразительные жесты, мимику, речевые интонации.

Заключение.

Следует отметить, что метод режиссерской игры весьма полезен в работе с детьми с ОВЗ, так как способствует решению проблем нарушения эмоционально – волевой, когнитивной, поведенческой сферы, нарушений речи. Посредством режиссерской игры повышается мотивационная активность дошкольников, развиваются психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие), происходит гармоничное личностное развитие.

Таким образом, я считаю, что проводимая работа по данной теме способствует получению положительного результата социально-коммуникативного развития дошкольников, так как дает возможность самораскрытия и самореализации детей в игре с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, становления детского игрового сообщества, в котором каждый ребенок может найти свое место, обогащает детей бесценным эмоциональным, коммуникативным и практическим опытом в процессе «проживания» игровых ситуаций и самостоятельного моделирования ролевого поведения, что является основой для успешной социальной адаптации в дальнейшей взрослой жизни.


Автор: Светлана Владимировна Теплова
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
документ Опыт работы «Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры». Светлана Владимировна Теплова 30 Мар 2015
документ «Развитие режиссерской игры у старших дошкольников» Тюльнева Ольга Викторовна 25 Апр 2015
разное МОЙ ОПЫТ РАБОТЫ. Тема: «Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников через развитие средствами музыкального фольклора». Скородумова Людмила Владимировна 13 Апр 2015
документ Опыт работы. Тема: «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников с ОНР» Бервино Елена Витальевна 31 Мар 2015
документ Опыт работы Тема: «Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования» Карпова Ирина Вячеславовна 27 Янв 2016
документ Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» Мальцева Марианна Сергеевна 29 Янв 2016
разное Из моего опыта работы. «Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников через развитие средствами музыкального фольклора». Скородумова Людмила Владимировна 31 Мар 2015
документ Опыт работы по теме: «Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр» Якимычева Ирина Сергеевна 31 Мар 2015
документ Педагогический опыт работы «Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающий технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей» Артамонова Ольга Ивановна 25 Дек 2015
презентация, документ Конспект НОД с использованием дидактической игры для освоения образовательной области «социально-коммуникативное развитие» на тему «Кому что нужно для работы» для детей средней группы Лидия Сергеевна Маметьева 7 Сен 2015
документ ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ Агишева Любовь Владимировна 14 Сен 2015
документ ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ Агишева Любовь Владимировна 14 Сен 2015
документ Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ТНР (опыт работы) Зонова Вита Анатольевна 5 Окт 2015
документ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ». Крайнова Ирина Владимировна 31 Мар 2015
документ Опыт работы «Развитие основ патриотического самосознания личности старших дошкольников через активное познание родного края". Власова Анастасия Владимировна 8 Апр 2015
документ Опыт работы по развитию у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей средствами музыкально-дидактических пособий и игр Мельникова Светлана Викторовна 1 Апр 2015
документ Педагогический опыт на тему: "Развитие воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности". Федорова Екатерина Алексеевна 4 Апр 2015
документ Модель перспективного планирования по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для работы с детьми 6-7 лет Манич Ирина Сергеевна 30 Мар 2015
документ «Социально – коммуникативное развитие детей посредством знакомства с русским национальным костюмом». Из опыта работы Аксёнчикова Наталья Владимировна 30 Мар 2015
документ Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы Кравцова Елена Николаевна 30 Мар 2015
документ Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы Кравцова Елена Николаевна 30 Мар 2015
разное Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы Кравцова Елена Николаевна 30 Мар 2015
документ «Развитие творческого потенциала старших дошкольников средствами изобразительной деятельности» Хорольская Светлана Владимировна 30 Мар 2015
документ Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора» Зотеева Ирина Александровна 30 Мар 2015
документ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности» Шуракова Марина Михайловна 30 Мар 2015
документ Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности». Людмила Юрьевна Пантикиди 31 Мар 2015
документ "Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников» Шавочкина Валентина Акимовна 31 Мар 2015
презентация Опыт работы по теме: «Приобщение старших дошкольников к традициям и праздничной культуре русского народа»    Крылосова Вероника Николаевна 6 Мая 2015
презентация, документ «Детское экспериментирование – как средство формирования познавательного развития старших дошкольников» (опыт работы) Лепихина Татьяна Николаевна 14 Фев 2016
документ Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников». Леошко Елена Михайловна 24 Мар 2016
документ Конспект интегрированной непосредственной организованной деятельности в старших группах в образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художестве Алексеева Лариса Васильевна 14 Янв 2016
документ План работы по самообразованию Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста». Направление: Социально-личностное. Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие. Шадрина Александра Александровна 31 Мар 2015
документ Опыт работы по теме: «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через театрализованные игры» Рязапова Эльмира Ринатовна 4 Апр 2015
документ Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники» ArshinovaOlga 30 Апр 2015
документ Опыт работы: «ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ» Кочубей Наталья Анатольевна 31 Мар 2015
документ Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» Хитрова Вера Алексеевна 31 Мар 2015
документ Памятка "Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников. Основные направления работы" Манжула Галина Ивановна 30 Мар 2015
документ ПЛАН проведения методической недели по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ПЛАН проведения методической недели по Храмова Лариса Васильевна 30 Мар 2015
документ Консультация для родителей «Создание условий для режиссерской игры дошкольников». Ларкина Анастасия Николаевна 4 Июл 2015
презентация, документ Собственный инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников средствами рисования» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Фазловой Нурии Растямовны. Фазлова Нурия Растямовна 30 Мар 2015