«Развитие танцевального творчества дошкольников»
Статья на тему:
«Развитие танцевального творчества дошкольников»
Для развития танцевального творчества дошкольников рекомендуется использовать музыкальные ритмические игры-этюды, которые представляют собой законченные двигательные композиции с определенным эмоциональным содержанием и тематикой. Подобные игры вызывают живой интерес у детей благодаря таким своим особенностям, как возможность образного перевоплощения, разнохарактерность игровых персонажей и их общение между собой по ходу музыкального сюжета.
Выразительный показ педагогом движений с объяснением его значения, самостоятельное исполнение детьми изучаемого движения с одновременным проговариванием – пропеванием под музыку соответствующего ему слова, исполнение движения в образе какого-либо персонажа (например, «бежит лисичка», «скачет зайчик» и т.д.) – все это помогает дошкольникам найти разнообразные выразительные движения и вплотную подойти к музыкально-двигательному творчеству (Л.А. Венгер, К.В. Тарасова, Е.В. Горшкова).
Диктуемое сюжетом взаимодействие исполнителей игрового этюда направляет фантазию ребенка, определяя выбор движений. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в этюде особую форму рассказа и воспринимать выразительные движения как специфические повествовательные средства. Освоение языка танца стимулирует исполнительское и композиционное творчество в процессе интерпретации танцевальных образов. Таким образом, на развитие композиционного творчества детей в танце можно влиять путем устройства игр-этюдов. Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально- игровой образ, а затем танец. Выразительность исполнения достигается путем обучения детей языку музыки и танцевальных движений на предварительных этапах работы.
Несюжетные этюды
Вначале детям предлагается послушать музыку, определить, сколько частей в произведении и каков их характер. Затем после повторного прослушивания каждой части детям предлагается определить, какое движение можно исполнить под эту музыку. Дети самостоятельно выполняют движения. Последовательность частей можно менять.
Пример: «Тема с вариациями», муз. Т. Ломовой, задание на различение характера музыки и формы музыкального произведения. Двигательная основа этюда – основные движения: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.
Сюжетные этюды
Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда, затем – исполнение музыки. Дети сами должны подобрать движения, помогающие эмоционально передать образ музыкального сюжета. Такие этюды могут быть исполнены одним ребенком или небольшой группой детей.
Пример: «Подружки », муз. Т. Ломовой.
Пояснение к этюду: девочки-подружки вышли в поле погулять, цветочки пособирать, которых в поле видимо невидимо. Вышли на ароматный зеленый ковер, по полю расстилающийся, под теплым ветерком покачивающийся. Стали подружки собирать цветы, и белые ромашки, и красные маки, и синие васильки. Большие букеты насобирали подружки, венков наплели, заплясали, развеселились и довольные отправились по домам.
Музыка представляет собой трех частную форму, что предполагает в первой части прогулку, сбор цветов, плетение веночков, во второй – веселый перепляс и в третьей – ходьбу.
«Забытые движения»
Педагог исполняет танец, но неожиданно прерывает его, обращаясь к детям: «А дальше не помню. Что же делать? Кто поможет мне завершить его?». Дети по очереди помогают педагогу восстановить танец, показывают утраченные движения, завершают танец вместе со взрослым.
Автор: Петрова Юлия Сергеевна