Использование исследовательского метода в ДОУ
Примеры использования исследовательского метода в области художественно-эстетического воспитания в детском саду № 34“Сказка”:
– рисование на мокром и сухом песке;
– рисование водой с последующим посыпанием сухим песком;
– лепка из сырого и “сухого” снега;
– поиск нужного цветового оттенка путем разбавления краски водой, смешения красок, разного нажима карандаша, разной интенсивности штриховки и т.п.;
– подбор фактуры бумаги для основы изображения с учетом выбранных изобразительных средств;
– поиск способов копирования изображения (“волшебный экран”, световой столик и др.);
– поиск рациональных способов изображения большого количества одинаковых элементов (использование печаток, трафаретов, вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз, лепка с помощью форм и пр.)
Интегрирование
Потенциальные возможности гармоничного развития ребенка, его творческие способности к постижению мира остаются в значительной степени нереализованными, поэтому возникла необходимость в интегрировании образовательных компонентов с той целью, чтобы не произошло увеличение образовательных нагрузок. Современные тенденции развития образования предполагают необходимость содержательного обогащения, дополнения к обязательному базовому (стандартному) компоненту других дисциплин, актуальность которых наиболее ощущается.
Образовательные программы (парциальные, авторские, дополнительные с помощью интегрирования приобщают детей к изобразительному искусству и музыке, литературе и родному языку, к началам компьютерной грамотности, математики, экономики и др.
Интегрирование позволяет педагогу реализовывать большее количество разделов образования за меньшее время.
Специфика интегрированных занятий в ДОУ:
В младшем дошкольном возрасте художественная деятельность детей строится на дополнении одних средств другими (к аппликации дорисовываются мелкие детали), на сочетании средств выразительности, характерных для каждого вида деятельности.
В старших группах интегрирование видов деятельности может определяться спецификой какого-либо вида, того, который выполняет доминирующую роль.
Примеры интегрирования в детском саду № 34 “Сказка”:
– художественно-эстетическое образование с экономическим воспитанием (дети лепят и рисуют условные деньги, разрабатывают и составляют рекламные проспекты, упаковки для подарков, продумывают дизайн помещения, одежду делового человека и т.п.);
– художественно-эстетическое и национальное образование (культурологический подход в воспитании опирается на следующую педагогическую закономерность: воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации);
– художественно-эстетическое образование и нравственно-патриотическое воспитание;
– художественно-эстетическое образование и экологическое воспитание и образование;
– художественно-эстетическое образование и начальная компьютерная грамотность и многое другое.
Использование компьютера
Использование новых информационных технологий, и в первую очередь, компьютеров, является одним из важных условий обновления научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.
Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению алгоритмов и моделей.
Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не могут их заменять.
В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” в п. 5.
Примеры использования компьютера в работе детского сада
№ 34 “Сказка” по художественно-эстетическому воспитанию:
– изготовление атрибутики к сюжетно-ролевым играм (билетики, условные деньги и др.);
– пригласительные билеты на утренник, поздравительные открытки;
– раздаточный материал на занятиях (счетный, развивающий, поощрительный);
– материал для самостоятельной художественной деятельности детей (задания по типу раскрасок, “Дорисуй картинку”, “На что похоже?”, “Составь картинку” и т.п.).
По отношению взрослых к ребенку в ДОУ используются личностно-ориентированные, гуманно-личностные технологии и технологии сотрудничества.
В заключение надо отметить, что к одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.
Устное народное творчество в воспитании дошкольников
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом, о красоте и богатстве музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в такое время, когда рушатся традиции, передаваемые веками, но хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в песнях, сказках, потешках, пословицах, поговорках, скороговорках и т.д. сохраниться для потомков.
Устное народное творчество – это не только плод народного досуга. Оно было умом и достоинством народа. Ставило и укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов.
Устное народное творчество духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств – колыбельные, ласковые подговорки и пестушки, прибаутки и потешки. Оказывает благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогает ему ориентироваться в пространстве, а также предназначаются взрослым для выражения своей любви к ребенку, нежности и заботы (Сашенька хороший, Сашенька пригожий…; Маша черноброва. «Расти коса до пояса») В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении не сложными средствами решать сложные задачи. Их тексты говорят: ребенок беспомощен, но в нем сила; ребенок для матери, но уже не только для нее, а для мира; ребенок мал, но не глуп. Таким образом, в основу устного народного творчества обращен внутренний мир человека. Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше, оно начинается с колыбельных песенок, пестушек, потешек.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что народ, изображал мир, поэтизировал его, учил видеть в обычном – необычное, в быте – поэзию. Изучение языка своего народа, овладение всем богатством фольклора – один из важнейших, магистральных путей духовного возрождения России. Дети – самый доброжелательный народ: им даешь – они берут. Только наша задача – дать именно то, что нужно.
Автор: Малышева Серафима Николаевна