ФОЛЬКЛОР – ОДИН ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЗАЛОГ БЛАГОПОЛУЧНОЙ АДАПТАЦИИ
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении, т.е. каждый ребенок привыкает по-своему.
Ребёнок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в группе ДОУ приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребёнка. Через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.
В своей работе я широко применяю малые формы фольклора. Известно, что ребёнок в этом возрасте чутко откликается на потешки – игры взрослого с ребёнком; пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком; заклички – обращения к явлениям природы; приговорки – обращения к животным, птицам, насекомым; скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи; прибаутки, шутки, перевёртышы – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей; уговорушки, и др.
Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, весёлые радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народным творчеством расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.
Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться, например, перебираешь пальчики малыша и приговариваешь:
Этот пальчик - дедка,
Этот пальчик - бабка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
А вот этот - наш малыш,
Зовут его (имя малыша)!
Малыш посматривает то на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки, веселеет.
Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.
Использование устного народного творчества в работе должно быть постоянным. В нём заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Малыш, вслушиваясь в различные тексты жанров фольклора, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Поэтому в своей работе фольклор я использую во всех режимных моментах и видах деятельности.
Для выполнения этих задач подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток и др. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках много нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Большое внимание уделяю подбору иллюстративного материала. Предпочтение отдаю таким художникам, как Васнецов, Елисеев, Игнатьев, Скотина и др. Вместе с родителями обшили и обвязали десяток кукол по всем сезонам года, сшили множество разных забавных зверюшек, которые являются неизменными “участниками”, верными спутниками и сотоварищами по играм и развлечениям детей. Так же создана мультимидийная картотека потешек, попевок.
Известно, что словарный запас детей этого возраста ещё невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому фольклор должны соответствовать уровню развития детей. Разумеется, тексты мной заучиваются наизусть. И, конечно, ищу соответствующие интонации – колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко, весёлую текст - задорно, с юмором, с улыбкой.
Дети реагируют на использование разных жанров фольклора неодинаково. Так приходится учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение.
С помощью фольклора решаем основные цели во время адаптационного периода детей:
1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2.Формирование чувства уверенности в окружающем.
3.Обучение навыкам общения со сверстниками.
Автор: Алхимова Лидия Викторовна