Экспериментирование в образовательной области «Художественное творчество».
Экспериментирование в образовательной области «Художественное творчество».
(из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС КВ №1 ст. Выселки Морозовой О.С.)
Проблема развития творческой личности в дошкольном возрасте тесно связана с детским экспериментированием. Если творчество, в широком смысле слова, процесс создания нового, то экспериментирование - творческий поиск, направленный на изучение свойств материалов и предметов. Первый тип экспериментирования дает большие возможности для изучения традиционных изобразительных материалов и тех, которые являются ими потенциально (сок ягод, листва, чайная заварка и др.). Дети свободны в выборе средств изображения и поэтому безбоязненно экспериментируют, изучая все возможности использования различных материалов и инструментов. Через некоторое время дети теряют интерес к материалу и действиям с ним. Поэтому до того как интерес детей угаснет, я предлагаю им решить изобразительную задачу путем использования выявленных ими свойств материалов и предметов. Дети решают проблемную задачу, например, как изобразить оперение утенка, выбирают в процессе экспериментирования приемы графического изображения: рисование по сырому, на натертой воском бумаге или тычком жесткой полусухой кистью, оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой, рисование штрихом. «Утилитарное» экспериментирование позволяет не только выбрать способы изображения, найденные ранее, но и «открыть» новые. В доизобразительный период деятельности дети раннего возраста знакомятся с графическими материалами и инструментами (карандашом, фломастером), их увлекают ритмичные действия с ними. Рисуя каракули, дети находят в них какой-либо ассоциативный образ, который словесно обозначают. Это происходит только в том случае, если у ребенка уже есть опыт «чтения» графических изображений. С этого этапа начинается переход на этап изображения.
Детские экспериментирования не ограничиваются рамками рисования, дошкольники с удовольствием вводят реальные детали в лепные изображения (Хвою сосны в лепке ежика, бусинки-глаза у человека, кусочек газеты в композицию «Папа в кресле читает газету»). Для увеличения возможностей творческого самовыражения детьми педагог может заранее собрать мелкий бросовый материал и использовать его в лепных работах (фантики, кусочки ткани, пробки, мишуру, елочный дождь, коробки и вкладыши из- под конфет). На занятии лепкой предложить детям этот нетрадиционный дополнительный материал, который они включают в свои работы, делая их тем самым более выразительными.
Аппликационные работы также представляют для детей большие возможности для экспериментирования с материалами и способами их присоединения к фону. Предварительно можно познакомить детей с техникой «объемной аппликации», когда приклеивается не вся деталь, а только ее часть (середина, верхний или нижний край, продольная половина), сближаются края детали или приклеивается полоска на ребро, либо применяется способ продавливания бумаги.
В своих исследованиях дети используют не только цветную бумагу, но и газетную, фантики, вырезки из газет и журналов. Большой интерес у дошкольников вызывает наклеивание мятой бумаги, создание из нее объемных композиций, передачи фактуры предмета (например, животного). В свободном экспериментировании с материалами дети обнаруживают ассоциативный образ и впоследствии приходят к пониманию того, что такую технику можно применять при создании определенных изобразительно-выразительных образов-типов (оперения любой птицы, лепестков цветка, иголок у ежика). Одним из условий успешного выполнения задания - его интересное содержание (занимательный сюжет, игровое упражнение, сюрпризный момент), который служит основой совместного эмоционального переживания. Разнообразные новые формы, необычное содержание занятий создают эмоциональный настрой на творческую деятельность.
Организуя занятия с нетрадиционными материалами, педагог может предложить детям проблемные ситуации, например: «Злая волшебница украла кисточки, а нам необходимо помочь Элизе найти ее братцев, превращенных в лебедей, т. е. нарисовать их». Выход: нарисовать ладошкой. С помощью клеевого фона можно сделать объемную аппликацию. Интересный вариант - введение в композицию нарисованной работы объемных элементов с помощью приклеивания или пришивания (одежда у людей из кусочков ткани, плетеная из соломки корзинка). Следует помнить, что детям нужно предоставлять детям максимально разнообразный материал в свободное пользование. Это могут быть не только традиционные изобразительные материалы, но и вариативные, которые можно использовать в аппликационных и коллажных работах (кусочки ткани, кожи, поролон, пуговицы и др.).
Работа с засушенными растениями развивает эстетическое восприятие детей, они учатся видеть в форме листа определенный предмет или его часть (шляпку у барышни, парус у лодки). Такие занятия способствуют развитию более внимательного отношения дошкольников к эстетическим свойствам и совершенству природных форм, которые используются в естественном виде в аппликационных работах. В экспериментировании происходит непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные познавательные действия с ними позволяют познать их свойства, возможности использования в различных видах продуктивной деятельности, развивает детскую любознательность. У ребенка развивается образное и логическое мышление, он учится сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Эксперименты с различными материалами в изобразительной деятельности обогащают воображение детей образами, развивают их эстетическую восприимчивость к окружающему миру.
Такие качества необходимы для развития творческих способностей детей, которые, несомненно, необходимы и не только в изобразительной и других видах деятельности, но и для становления творческой личности в целом.
Автор: Оксана Сергеевна Морозова