Духовно-нравственное воспитание детей через художественное слово
Дошкольный возраст - период освоения норм морали и социальных способов поведения. И в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, знанием принятых в обществе норм, правил поведения и взаимоотношений, способностью к сочувствию, сорадости, содействию. Дополнительная образовательная программа «Воспитание звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста» решает коррекционные задачи, но прежде всего, она должна способствовать духовно-нравственному росту воспитанников. Наша образовательная программа предполагает реализацию задач формирования нравственного отношения детей к миру и к себе на основе использования художественных текстов. Нравственные правила приобретают в художественных текстах живое содержание, которое перестраивает духовный мир ребенка. Воспитание художественным словом является формой познания действительности и способом развития духовно-нравственных качеств личности. Сегодня для нашего общества характерно снижение статуса чтения, что обусловлено глобализацией средств массовой информации. Результаты анкетирования, проведенного среди родителей воспитанников, свидетельствуют о том, что сегодня только в 8% семей регулярно читают детям, причем, чаще всего читают ребенку перед сном, то есть чтение просто убаюкивает, а не преследует никаких воспитательных целей. Таким образом, можно говорить об утрачивании традиций семейного чтения. А значит, использование нравственного потенциала художественных текстов в воспитательных целях, становится одной из важнейших задач в работе с детьми дошкольного возраста.
Нравственный потенциал произведения, конечно же, сам по себе не переходит во внутренний мир ребенка. От мастерства педагога зависит глубина проникновения ребенка в смысл художественного произведения, его степень переживания и осмысления нравственных проблем, способность извлечь нравственные категории. Для успешного решения задач нравственного воспитания маленьких читателей, а вернее сказать маленьких слушателей, художественными средствами, необходимо опираться на особенности восприятия художественных текстов детьми дошкольного возраста. Детское восприятие книги синкретично: текст, иллюстрации, полиграфическое оформление, иногда даже место чтения и «исполнитель» находятся в детском восприятии в тесном единстве. Первоначально ребенка интересует не столько смысл, сколько звук. Поэтому дети отдают предпочтение стихотворным хореически организованным текстам, так как «при использовании хорея межакцентный интервал составляет ровно один слог». Постепенно происходит и проникновение ребенка в смысл. Главная отличительная особенность художественного восприятия детей – преобладание «практического» над «условным». Ребенок идентифицирует себя с героем, по какому- либо признаку (имя, деталь внешности, возраст, эмоциональное состояние). Он верит в реальность вымысла и переносит описанное в жизнь, а себя в сюжет текста, придумывает собственные детали и эпизоды. Он пытается практически воздействовать на художественное произведение. Так, ребенок двух лет может закрасить рот лисе, чтобы она не съела колобка, а в старшем дошкольном возрасте придумывает «безопасные повороты сюжета». Постепенно реальность и вымысел дифференцируются в детском сознании, но практический план доминирует над условным в течение всего дошкольного возраста. Чтобы ребенку уйти от наивного реализма, чтобы в его сознании появился второй план, нужен значительный опыт – не только и не столько жизненный, сколько эстетический – опыт восприятия художественных произведений. Этот опыт накапливается по мере увеличения количества воспринятых (услышанных, увиденных) художественных текстов, чем больше ребенку читают, тем богаче его внутренний мир. Так как, перечисленные особенности восприятия изменяются по мере взросления, то необходимо, помимо простого прослушивания детьми художественных текстов, в воспитательной работе использовать и развивать перечисленные выше качества восприятия, особенно феномен «содействия». Впервые этот термин ввел психолог А.В. Запорожец, считая содействие условием понимания текста. Ребенок должен пройти через эту ступень для того, чтобы глубже понять художественный текст. Осмысление ребенком прочитанного является условием формирования интереса к художественному чтению. Оно формируется на основе содействия через упражнения, в которых проявляется творческая активность детей. Упражнениями практического воздействия могут быть:
- раскрашивание черно-белых иллюстраций к текстам;
- имитация процесса чтения в эгоцентрической речи– это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;
- воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;
- сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного взрослым текста;
- работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна;
- рисование и лепка на основе прочитанных взрослым текстов;
- придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);
- придумывание вопросов героям текста;
- проигрывание придуманного конца сказки.
Если дети научатся преобразовывать содействие в сопереживание и сотворчество, веру в реальность вымысла – в «правду возможного», а отождествление себя с персонажами – в эмпатию, то в будущем можно надеяться на их духовный рост.
Богатый нравственный потенциал содержится в следующих формах художественного слова — потешки, сказки, лирические стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Педагог организует данный процесс, уделяя особое внимание отбору художественных текстов, методику чтения и проведения бесед после прочтения, чтобы помимо коррекционной задачи, состоящей в закреплении произносительных умений и навыков, формировать и развивать у детей нравственно-этические представления. При чтении и рассказывании художественных произведений используются такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире:
1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
2) введение слов - этических оценок поступков героев;
3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, то есть замена их синонимическими конструкциями;
4) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.
Практический опыт работы по программе показывает, что наиболее эффективным является:
- чтение литературных произведений педагогом;
- заучивание детьми стихотворений;
- заучивание отрывка из текста;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;
- ответы на вопросы педагога;
- дополнительные разъяснения педагога, разбор житейских ситуаций;
- загадывание загадок;
- работа с пословицами и поговорками;
-рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
-чтение литературных произведений родителями.
Выводы по результатам анкетирования, наблюдений и бесед свидетельствуют о существовании такие проблем, как высокая профессиональная занятость многих родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей, наличие у некоторых родителей своих собственных убеждений и взглядов на воспитание, отличающихся от принятых в обществе, а так же невысокий уровень образования и культуры определенной категории родителей. Но, очевидно, что процесс нравственного воспитания на материале художественных текстов должен основываться на организации взаимодействия с семьей, потому что именно родители отвечают за воссоздание ребенком нравственного образа жизни. Работа с родителями детей с нарушениями речи характеризуется гибкостью и адресностью. Она основывается на результатах диагностики взаимоотношений родителей и детей, а также на совместном планировании воспитательного процесса с другими педагогами. Дифференцированный подход в работе с родителями строится на выделении основных характеристик семей, отражающих возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка. Существуют гармоничные семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Другие семьи, характеризуются нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивают положительную направленность в воспитании детей. Есть конфликтные семьи, где родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях, ни о каком чтении и нравственном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Бывают внешне благополучные семьи, но в которых процветает бездуховность, отсутствуют интерес к чтению и истинные нравственные ценности. Особенно трудно взаимодействие с неблагополучными семьями, для которых характерны скандалы, аморальное поведение.
Таким образом, основной целью взаимодействия с родителями является организация сотрудничества на основе единой педагогической позиции. Формы организации взаимодействия: консультации, информационные стенды, родительские собрания, совместные занятия и проекты, педагогические гостиные.
Предполагаемые результаты работы по духовно-нравственному воспитанию на материале художественных текстов в рамках дополнительной образовательной программы:
- позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, оптимистическая детская картина мира;
- потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование;
- субъективное психо-эмоциональное благополучие;
-чувства патриотизма;
- опыт литературно-художественной культуры;
- эстетическая грамотность;
- ответственность за свои дела и поступки;
- знание форм традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье.
Главный же результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятии зла.
Список использованной литературы
Дубовис Д.Н., Хоменко К. Е. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах А. В. Запорожца//Хрестоматия по психологии художественного творчества. М., 1998
Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. М.: 2008
Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов – М., 2001
Граб Л.М. Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет / Л.М. Граб. – Волгоград: Учитель, 2010
Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева – М.: Просвещение, 1981
Чернова Т. В., Лебеденко И. Ю. Организация взаимодействия логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР // Дошкольная педагогика -
2007.
Автор: Светленко Яна Леонидовна