Духовно-нравственное воспитание через сказку
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
Н.И. Пирогов
Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребительской сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Социальный заказ государства на воспитание человека, формирования новых жизненных установок личности определен и нашел отражение в важнейших документах – материалах Госсовета РФ по вопросу модернизации образования, где сказано, « …развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди…»[1] и Законе РФ "Об образовании".
Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов нравственного воспитания.
Современный период совершенствования процесса нравственного воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному планомерному процессу, включающему разносторонние воспитательные воздействия на личность, являющуюся и объектом и субъектом воспитания
(Н.В. Бордовская, Б.Г. Лихачев, А.А Реан, Н.К. Степаненков, Н.Ф. Харламов и др.)
Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, поскольку: во-первых, целостного научного исследования в этом аспекте проблемы в отечественной педагогической науке специально не предпринималось; во-вторых, в условиях западнизации отечественной культуры, сведения до минимума традиций семейного чтения, малой степени внимания, уделяемого родителями формированию нравственных представлений у младших дошкольников, использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка, мотивацию его поступков в условиях социализации личности младшего
дошкольника может представлять не только теоретический, но и практический интерес.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе имеются исследования, направленные на изучение проблем влияния сказкотерапии на внутренний мир и нравственные ценности дошкольников (В.П. Белянин, Н.Я. Берковский, Л.С. Выготский).
Особое внимание уделяется исследователями изучению сказкотерапии как одного из двигателей личностного развития ребенка-дошкольника, поскольку будучи активным, хотя и не директивным внушением, сказкотерапия в своих символах и коллизиях содержит зашифрованными важнейшие психологические характеристики, модели поведения, нравственные ценности, убеждения и этапы становления личности ребенка.
Хорошо известны науке и способы коррекции внутреннего мира младшего дошкольника через творчество. Уже сам переход от репродуктивной деятельности к творческой, смена позиции потребительской на созидательную означает переворот в сознании человека (М. М. Бахтин, В.К. Чистов, В.Б. Шкловский и др.). Есть немало исследований, направленных на изучение диагностических и коррекционно-развивающих возможностей фольклора, литературных сказок разных жанров .
Итак, в задачи сказкотерапевта входит не только видение оборотной стороны проблемы, но и пробуждение Веры.
Испокон веков веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно, в волшебных сказках побеждает Добро. Ведь это пробуждает внутреннюю Веру, и Внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне некоего неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Роль детских сказок в развитии детей многогранны – от развития фантазии до развития правильной речи.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому, если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства - сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок – развивать фантазию и воображение ребенка, а также его творческий потенциал.
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребенка.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:
· как дружба помогает победить зло ( «Зимовье»);
· как добрые и миролюбивые побеждают ( «Волк и семеро козлят»);
· что зло наказуемо ( «Кот, петух и лиса», « Заюшкина избушка»).
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», « Уважай старших», « Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки « Теремок», « Зимовье» учат дружить. Наказ «слушаться родителей» звучит в сказках « Гуси - лебеди», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеивается в сказке « У страха глаза велики», хитрость – в сказках « лиса и журавль», « Лиса и тетерев», « Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка – хаврошечка», « Мороз Иванович», « Царевна – лягушка», мудрость восхваляется « Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», « Лиса и козел». Забота о близком поощряется «Бобовое зернышко».
Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба-Яга, Див, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
И в заключении хочу добавить, что в нравственном воспитании не нужно забывать и той атмосферы, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Автор: Семёшина Елена Леонидовна