понятие об экологическом воспитании в педагогической литературе
Понятие об экологическом воспитании в педагогической литературе
Экологическое воспитание - процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, включающего интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты, обеспечивающие нравственную позицию ребенка, которая проявляется в отношении к животным и к среде их обитания. Такое поведение формируется на основе осознания дошкольниками закономерностей, существующих в природе, влияния деятельности человека на природу, понимания необходимости ее охраны.
Человек может усвоить и даже осознать, что так или так делать нехорошо, но это еще совсем не означает, что он не будет совершать зла. Понимать всегда легче, чем действовать. Итак, в мотивационно-психологическом воспитании необходимо сделать основное ударение на любви к миру, к людям, к красоте природы, ударение на правде и доброте, самоценности человеческой и любой другой жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды.
Стратегической целью образования должно стать экологическое мышление, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Тема экологического сознания должна отождествиться с мировыми жизненными стоимостями. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, людям[1].
Критерием сформированности экологической направленности личности является готовность детей создавать необходимые условия для жизни живых существ и выполнять нормы и правила поведения в природе. Выдвигая задачу формирования у детей «жизнеоберегающих» отношений и рассматривая их как трехкомпонентную систему, включающую отношение ребенка к миру природы, к другим людям и к самому себе как части природы, главным составляющим является любовь ко всему живому, осознание непреходящей самоценности всего живого.
Любовь к живому, положенная в основу социально-экологического отношения к миру природы, к людям, обеспечивает саморегуляцию поведения самого ребенка, становясь в дальнейшем прочной основой ответственных социальных отношений. Важным условием успешного формирования «жизнеоберегающих» отношений у детей, помимо знаний, является становление опыта «жизнеоберегающих» поступков, опыта, чувств[2].
Автор Федорова Т.А. определяет показатели культуры взаимодействия с природой следующим образом. По ее мнению, это - экологические представления, интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, эмоциональное отношение к «непорядкам», оценочные суждения о явлениях окружающей среды, соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, действия и поведение, направленные на сохранение ценностей природного мира[3]. *
Для детей дошкольного возраста именно педагоги (больше чем родители) является образцом для наследования. А наследование - прямой путь к подсознанию, где и заложены врожденные задатки личности. Если ребенок в своем ближайшем окружении будет видеть высоконравственные примеры, то, приобретя определенные знания и умения, путем наследования, игры, познавательной деятельности, а дальше - образования, он сможет скорректировать свои нужды. Воспитателю следует постоянно помнить, что влиять на других можно через себя. То есть все, собственно, сводится к одному - как жить самому. Раскрывая дошкольникам мир природы, знакомя их с нуждами окружающей среды, педагог может открыть и укрепить в каждом ребенке такие высокие моральные качества, как правдивость, доброту, любовь, терпение, милосердие, инициативу, мужество, заботу, чуткость.
Главная заповедь воспитателя - любить детей. Его важнейшая задача - научить ребенка любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришёл.
Воспитание у ребенка уважения и любви к себе самому, к людям, к миру природы начинается в семье и в дошкольном учреждении. Именно начиная с дошкольного возраста следует привлекать детей к общей со взрослыми экологически целесообразной деятельности.
В этот период начинает пробуждаться интерес и любовь к природе, к познанию ее через разные объекты и явления. Благодаря развитию эмоционально-чувствительной сферы конкретные объекты из естественного окружения должны стать для ребёнка субъектами общения. Постепенно формируется целостный, эмоционально положительный идеальный образ окружающей среды как основы духовной связи с миром природы. По мнению В.А. Сухомлинского: «Человек был и всегда остаётся ребёнком природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры»[4].*
Семья - важная жизненная цепочка, в которой экологические знания, приобретенные ребенком в детском саду, его первые представления о природе и окружающей среде объединяются с практикой повседневной жизни.
Экологическое образование и воспитание детей состоит в обучении принципам жизни в новом столетии, дети должны понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому что она самоценна. Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может.
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского насквозь пронизано тревогой за сохранение земли как уникальной экосистемы – одна из его заповедей, обращённых к детям, говорит: «Чтобы сорвать один цветок, необходимо вырастить десять»[6]. Основой гуманистического воспитания педагог считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете. В.А. Сухомлинский подчёркивал, что, рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребёнок не должен забывать глобальную истину: природа – это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей, которое является источником и сущностью нашей жизни, которое никогда, ни при каких условиях нельзя отделить от человека. Уместно и убедительно звучит в его словах пришвинская мысль: «Каждый из нас – «природа, что стала человеком»[4]
Воспитание культуры взаимодействия с природой должно начинаться с наиболее доступного для ребенка содержания: с родного дома, жилища. Именно с поведения в быту у ребенка начинают закладываться основы экологической культуры и безопасного поведения в таких значимых для жизни и здоровья сферах природопользования как питьевая вода, электрическая энергия, отходы домашнего хозяйства.
Рыжова Н.А. подчеркивает необходимость экологизации разных видов деятельности дошкольников, обогащения их содержания за счет экологического компонента. Автор придерживается мнения, что в основе экологического воспитания дошкольников должен лежать деятельностный подход, поскольку именно «деятельность строит психику ребенка». В этой связи отдается предпочтение игре, наблюдению и экспериментированию. Это возможно только при организации эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.[5]
Главным принципом отбора экологических знаний является принцип научности, который предусматривает усвоение детьми основных экологических идей и понятий. Здесь, хочется, вспомнить слова известного педагога Дж. Локка: «Они (дети – авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение»[6].
Центральным понятием в экологии является разнообразие объектов природы и их взаимозависимость. Природа существует только благодаря экологическому единству, она творит и оберегает жизнь, включая ее самую совершенную форму – человека. Следовательно, каждый член общества еще от рождения должен осознать: ценностное отношение к природе является ценностным отношением к жизни. Эта главная идея должна формироваться в сознании человека от рождения и на протяжении всей жизни.
Список литературы
1. Вересов Н.Н. «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников» Д/В №7, 1993 г.
2. Казакова М.В. «Человек, природа, мир» Рязань 1993 г.
3. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе» (методические рекомендации для дошкольных учреждений) М, 1993 г.
4. Староверов «Экологическое воспитание дошкольников» Рязань 1989 г.
5. Сосковский И.П. «Редкие и исчезающие животные» М., 1987 г.
6. Дмитриев Ю. И др. «Твоя красная книга» М., 1986 г.
Автор: Бродовская Юлия Анатольевна