Семинар-практикум на тему Коммуникативные методы и приемы формирующие эмоционально-личностное и музыкальное развитие детей дошкольного возраста
Коммуникативные методы и приемы формирующие
эмоционально-личностное и музыкальное развитие детей
дошкольного возраста
В практической деятельности для развития ритмических навыков детей необходим разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные ганцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятии с детьми просто не придумаешь.
Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?
Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) — и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях.
Несмотря на то, что предложенный нами материал адресован детям, мы полагаем, что его с успехом можно использовать для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках и развлечениях.
Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и акцизные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Кроме того, предлагаемый материал можно использовать и на праздниках, где собраны дети разных возрастов (дошкольники, учащиеся младших, средних и старших классов).
Еще одно важнейшее направление использования подобного материала — это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).
Как известно, особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у пего неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении.
В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получаемся, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т. д. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).
Итак, предлагаемый материал является универсальным в педагогической работе, и мы надеемся, что он будет эффективно использоваться в повседневных занятиях и развлечениях с детьми.
Коммуникативные танцы для детей старшего дошкольного возраста.
У МЕНЯ И У ТЕБЯ
«РАЗ, ЛАДОШКА» муз. Зарицкой
Цель: Установление контакта между детьми, воспитание доброжелательности
Все в парах лицом друг к другу
1к.
1фр. - правую ладошку прижимают к своей груди и к партнеру; «фонарики» сжатыми в кулачки пальцами
2фр. – то же и шлепки по коленям
Повторить 2раза
Припев:
Хлопки по ладоням друг друга
Притопы, взявшись за руки
Прыжки
Пружинки
2к.
1фр. – то же и качать головой
2фр. – то же и стучать пальчиками по щечкам
ТАНЕЦ-ИГРА «СЕМЬ ПРЫЖКОВ»
(ДАНИЯ)
Дети стоят врассыпную по залу. Ведущий – взрослый.
1-4т. – подскоки врассыпную
5т. – 3хлопка в ладоши
6т. – кружатся подскоками
7 -8т. – 3 хлопка и кружатся
9т. - на первый аккорд ведущий показывает любую фигуру, на второй – другую (например, «цапля» и «нос»). Дети повторяют то, что им показывают.
Танец повторяется сначала. Движения все время добавляются, т.е «цапля», «нос», «сесть по-турецки» … (7разных поз)
ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛЕНТОЧКИ»
АЛЕВАНДЕР (ШВЕЙЦАРИЯ)
Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы и доверия.
У каждого из детей в правой руке разноцветная ленточка.
А - под весёлую музыку дети легко двигаются по кругу. В центре – ведущий, у которого в руке несколько лент разного цвета.
Б- ведущий поднимает ленту определенного цвета (например, синюю), выбегают дети, у которых в руках такие же ленточки; они произвольно танцуют. В следующий раз ведущий поднимает ленту другого цвета. Последний раз – все разноцветные ленточки.
Вариант: «Танцуют те, у кого в одежде есть синее!» (или белые банты, зеленые шорты и др.
СМОТРИ
ПОЛЬКА «ТРИК-ТРАК» МУЗ. И. ШТРАУСА
Цель: Установление контакта между детьми, ориентирование в пространстве.
Дети стоят парами друг к другу. В руках держат небольшую мягкую или резиновую игрушку (любой другой предмет). Дети произносят текст в ритме музыки, наклоняя голову вправо-влево:
А 1фр. Смотри. Гляжу (показывая друг другу) Тебе не покажу (прячут за спину)
2-4фр. То же
Б 1-4фр. Двигаются поскоками по залу.
5 -8фр. (можно по сигналу) находят нового партнера, меняются предметом; слова произносить по слогам: ПО-МЕ-НЯ-ЛИСЬ! РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕ-ТЫ-РЕ, ПЯТЬ! ПРО-ДОЛ-ЖА-ЕМ МЫ ИГ- РАТЬ.
Повторить А и Б и А
ИГРА «ШЛЯПЫ»
КАРНЕВАЛИТО (Мексика)
Цель: Импровизационно – коммуникативная игра на взаимодействие.
А - Дети свободно гуляют по залу, у всех в руке деревянная палочка, у некоторых на палочке висит шляпа. Под музыку дети произвольно снимают шляпы друг у друга, с одной палочки на другую.
Б те, у кого шляпа надевают себе на голову и произвольно в ритме музыки танцуют. Другая половина детей присаживается и стучит ритм.
ИГРА «СМЕНИ ПАРУ»
«ИНДАЭУ» (Португалия)
Цель: Коммуникативная игра на взаимодействие, ориентирование в пространстве.
А Дети свободно гуляют врассыпную, в конце музыки находят себе пару.
Б Выполняют хлопки: 3 хл. правыми ладошками, 3 хл. левыми, 3 хл. двумя навстречу. Глядя, друг другу в глаза прощаются, помахав рукой.
ИГРА С БУБНАМИ – ОДИН И ВСЕ
Цель: Развитие памяти, музыкальных способностей.
А - Все дети стоят в кругу, бубен в правой руке, левой рукой держат бубен соседа. Лёгкий бег под музыку.
Б – 1-2ф. ведущий задаёт ритм, ударяя себя бубном по различным частям тела (или разные ритмические рисунки)
3-4фр. весь круг повторяет.
Игра повторяется с другим солистом
ИГРА - ПРИВЕТСТВИЕ
(Мексиканский вальс)
Цель: Ориентирование в пространстве, воспитание доброжелательности.
Дети делятся на две половины, у половины детей в руках бубны или колокольчики.
А -Под музыку выполняют лёгкий бег, в конце фразы находят себе пару, говорят друг другу: « привет», передают инструмент.
Б Далее свободный танец. Игра повторяется.
ТАНЕЦ С ПРЫЖКАМИ
(ПОЛЬША)
Цель: Импровизационно – коммуникативная игра на взаимодействие.
Дети разделены на две группы
Вступление - слушают
А 1такт - на «раз» делают один шаг вперед; на счет «два» - шаг другой ногой; на счет «три» прыжком становятся на обе ноги;
Повторяют несколько раз движения 1т.
Б 1-2фр. часть детей хлопают в ладоши, другие – произвольно танцуют.
3-4фр. Дети, которые хлопали – танцуют, а другие хлопают.
ТЫ ШАГАЙ муз. Коротаевой
Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.
1к. Поздоровайся ладошкой,
Поздоровайся и ножкой.
Плечиком и локотком
И, конечно, язычком.
- Здравствуй! (говорят)
Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.
2к. Поздоровайся головкой,
Как ты делаешь все ловко.
Пальчиком и кулачком
И, конечно, язычком.
- Добрый день!
Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.
3к. Поздоровайся макушкой
И своим красивым ушком.
Спинкой, тепленьким бочком.
И, конечно, язычком.
- Привет! (кричат)
МЫ ИДЕМ С ТОБОЙ ПО КРУГУ
1.Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Улыбнемся мы с тобой.
Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.
2. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
И помашем всем рукой.
Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.
3. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Хлопнем по плечам рукой.
Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.
4. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
И обнимемся с тобой.
Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.
5. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Расцелуемся с тобой.
Рады-рады все друг-другу
И опять пойдем по кругу.
Автор: Муравьева Елизавета Константиновна