Музыкально-хореографические занятия, как средство всестороннего развития дошкольника.
Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё во времена древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: это гимнастика для тела и музыка для души…» На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественно, что язык танца понятен всем, он интернационален. Сначала танец был обрядом. Люди вкладывали в него свои представления о мире и верованиях. В плясках коряков, чукчей и других северных народов тоже живут отзвуки древних ритуалов, заклинавших танцем добычу.
Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психологического развития ребёнка.
Занятия хореографией призваны:
· развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;
· укреплять здоровье;
· способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков и художественного вкуса;
· формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижения;
· избавлять от стеснительности, комплексов;
· учить радоваться успехам других и вносить свой вклад в общий успех.
В нашем детском саду психолог на своих занятиях активно применяет музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на развитие восприятия, внимания, мышления, умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимеке. Основной метод, на котором строятся занятия это психогимнастика, акцент сделан на обучение элементам технике выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. Движения, мимика как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-психологическая коррекция предполагает индивидуальные и групповые занятия как с детками с особенностями в развитии, с поведенческими проблемами и эмоциональными расстройствами, так и с детками, не имеющими подобных проблем. «Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» Л. Генералова. Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё ощущение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. От слов – к музыке, от движения – к мышлению. Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу.
Музыка в хореографии занимает одно из центральных мест, а также музыка, обладает исключительной силой эмоционального воздействия. Сопровождает движения, повышает качество исполнения – выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. На занятиях хореографии обращается внимание на музыкальность ребёнка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные. В группе детского сада есть не только способные дети в музыкальном, ритмическом и двигательном отношении, но и неловкие, заторможенные, которым я помогаю обрести чувство уверенности в своих силах. Главное в работе – это приобщение к движению под музыку, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие всех детей. Доказано, что движения под музыку детей с патологиями в развитии имеет особое значение, потому что двигательно-ритмичные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии включается в занятия музыкальные этюды и игры. В качестве музыкального оформления выбирается какое-нибудь предназначенное для детей сочинение. Это может быть «Детский альбом» П. Чайковского, миниатюры Д. Кабалевского, музыкальные пьесы А. Гречанинова, Т. Ломовой и других композиторов, современных и классиков.
Для танца в младших и старших группах используются игрушки, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Чтобы с ними можно было свободно двигаться, разыгрывая свою роль, легко и удобно держать в руке, манипулировать ею. Это куклы, мишки, мячи, лошадки, детские зонтики. Они украшают танец, влияют на создание конкретного игрового образа.
Вся работа с детьми направлена к одной цели: сформировать у детей активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить её содержание в движениях.
Таким образом, основываясь на всем выше сказанном можно сделать вывод музыка, танец, движения, мимика неразрывно связаны между собой, в деятельности: педагога-психолога, хореографа, музыкального руководителя и оказывают всестороннее развитие на детей дошкольного возраста.
Автор: Фролова Эльвира Владимировна