«Развиваем математические представления старших дошкольников в процессе интеграции математики и физкультуры»
«Развиваем математические представления старших дошкольников в процессе интеграции математики и физкультуры»
Основной целью своей работы с детьми старшего дошкольного возраста в овладении элементарными математическими представлениями я вижу, повышение уровня развития логического мышления дошкольников посредством дидактических игр математического содержания. Главной задачей использования дидактических игр такого рода является: твердое усвоение старшими дошкольниками количественного и порядкового счета в пределах двадцати, знание количественного состава числа из единиц в пределах десяти. Умение отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», умение делить предметы на 2—4 части, умение находить величину, форму предметов в окружающей действительности, а также словами определять положение предмета в пространстве, знание названий дней недели. В целях реализации требований программы подготовительной группы, провожу с детьми дидактические игры на закрепление счета прямого и обратного, количественного и порядкового, на слух в игре и во время работы с индивидуальным раздаточным материалом; игры на знание геометрических фигур, пространственных ориентировок, умения правильно пользоваться словесными обозначениями, способствующих развитию наблюдательности, внимания, зрительной памяти. Также большое внимание уделяю использованию игр- головоломок, игр на развитие логического мышления, задач - смекалок, задач - шуток и т.д.
Обучая старших дошкольников элементарной математике, я использую разнообразные методы обучения, в основе которых лежит проведение специально подобранных дидактических игр математического содержания.
На вопросе использования интеграции математики и физкультуры в своей работе я бы хотела остановиться более подробно.
Работая в детском саду воспитателем, я не раз обращала внимание на то, что дети на многих занятиях находятся в состоянии пониженной двигательной активности, и занятия логико-математического характера не исключение. Тогда я задумалась, каким образом можно исправить ситуацию? Решение оказалось не слишком трудным. Если использовать дидактические игры, математические задания, в которых интегрированы математика и физкультура, то проблема исчезает сама по себе. Во время выполнения таких игр дети более эмоциональны, непосредственны, им очень нравится одновременно двигаться и выполнять задание. Кроме того увеличивается темп и содержательность всего математического занятия в целом.
Сочетание математики и физкультуры дает много преимуществ: способствует повышению уровня познавательной активности, развитию мышления и других психических процессов, облегчает процесс познания, повышает общий эмоциональный фон занятия, дает возможность не только решать определенные педагогические задачи, но и творчески использовать дидактический и учебный материал; способствует формированию у детей целостного восприятия окружающего мира; предоставляет возможность для повышения двигательной активности детей, казалось бы, на статистических занятиях. Математическое занятие с использованием таких дидактических игр становится более насыщенным и интересным для детей.
Предлагаю Вашему вниманию серию дидактических игр, в которых органично сочетаются задачи математического и двигательного плана. Использование данных игр доставит настоящее удовольствие и радость, как детям, так и педагогу, будет способствовать процессу наиболее успешного физического и интеллектуального развития старших дошкольников. Они позволят Вам разнообразить учебно-воспитательный процесс, улучшить его и тем самым, получить радость и удовольствие от своего туда.
ЦЕЛЬЮ ПРОВЕДЕНИЯ ДАННЫХ ИГР ЯВЛЯЕТСЯ: Воспитание интереса к математическим и логическим играм средствами использования физических упражнений и опоры на двигательный опыт каждого ребенка.
ЦИФРОВОЙ МАРАФОН
ЦЕЛЬ: закреплять навыки порядкового счета в пределах 20-ти, развивать ловкость, воспитывать взаимоуважение, формировать навыки безопасного бега в малых по площади помещениях.
МАТЕРИАЛ: карточки с изображением цифр.
ХОД ИГРЫ: Размещаются в произвольном порядке цифры от 1 до 20 (в зависимости от того какая поставлена цель или на закрепление числа, с которым знакомили на текущей неделе) воспитатель дает команду: «Раз – два- три от 1 до 10 по порядку беги», «Раз- два – три от 10 до 20 по порядку беги», «Раз- два- три от 10 до 1 в обратном порядке беги » и т.д.
ВАРИАНТ. Вариантом нахождения цифры может быть «Раз- два- три к ответу своей задачки беги»
«МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ»
ЦЕЛЬ: учить ориентироваться в пространстве, закреплять навыки порядкового счета в пределах 20-ти, развивать умение самостоятельно выполнять задание, воспитывать взаимоуважение, формировать навыки безопасного бега в малых по площади помещениях
МАТЕРИАЛ: карточки с изображением цифр, индивидуальные листы- маршруты передвижения детей.
ХОД ИГРЫ: В произвольном порядке размещены цифры от 1 до 20 (в зависимости от того какая поставлена цель или на закрепление числа, с которым знакомили на текущей неделе). Каждому ребенку выдается лист с указанием его передвижения до назначенного пункта по цифрам- точкам. Воспитатель дает команду: «Раз – два- три по- своему маршруту беги!», каждый ребенок должен подбежать к своему месту, при этом дотрагиваясь до отмеченных на маршрутах цифр.
БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ
ЦЕЛЬ. Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.
ХОД ИГРЫ. Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
ВАРИАНТ. Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.
ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ
ЦЕЛЬ. Учить операции сравнения, совершенствовать координационные способности.
ХОД ИГРЫ. Дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие движения.
Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба), «Низкие ворота» (ходьба в полуприсиде), «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты); «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками); «Едем на лыжах», «Бежим марафон», «Догоняем убегающего»; «Играем в «Классики» и т.п.
ДУЕТ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР
ЦЕЛЬ. Развивать слуховое внимание, мышление, координацию движений
ХОД ИГРЫ. Все стоят в кругу, взявшись за руки, и громко повторяют волшебные слова: «Дует сильный ветер, раз, два, три!» Затем один ребенок, на которого указывает ведущий, говорит: «Меняются местами те, кто любит… (кататься на велосипеде, плавать в бассейне, прыгать через скакалку и т.д.). Все, кому нравится делать это, перебегают на другое место в кругу.
После этого дети снова берутся за руки и игра продолжается.
ВАРИАНТ: «Меняются местами те, кто умеет…»
УЗНАЙ ДРУГА
ЦЕЛЬ. Совершенствовать тактильные ощущения, умение ориентироваться в пространстве.
МАТЕРИАЛ: повязка на глаза
ХОД ИГРЫ. Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Остальные встают в круг. Водящий называет любое число. Педагог проходит за детьми и, дотрагиваясь за плеча каждого, считает вместе с детьми указанное ведущим число. На ком остановились, того водящий должен узнать, поочерёдно ощупывая волосы и одежду детей.
ВАРИАНТ. Водящий называет числа больше 5, меньше чем 8, больше 10, но меньше 15 и т.д.
СЛУШАЙ, ДВИГАЙСЯ, СЧИТАЙ
ЦЕЛЬ. Развивать слуховое внимание, быстроту двигательной реакции
ХОД ИГРЫ. В процессе передвижения по комнате, играющие выполняют задания ведущего:
- один свисток – подпрыгнуть вверх, два свистка – повернуться вокруг себя, три свистка – ходьба с высоким подниманием бедра и т.п.;
- выполнение движений в определённой последовательности: - два прыжка вверх, два прыжка вперёд;
- три шага – равновесие на правой ноге, три шага – равновесие на левой ноге.
ПОДВИЖНЫЙ СЧЁТ
ЦЕЛЬ. Совершенствовать умение решать арифметические примеры. Развивать координационные способности, двигательную раскрепощенность.
МАТЕРИАЛ: карточки с цифрами в противоположной стороне от карточек с арифметическими примерами.
ХОД ИГРЫ. Выбирается ведущий. Он показывает одну из карточек с примером. Дети, решив его, бегут к карточкам с цифрами и возвращаются к ведущему, который проверяет правильность решения. Кто первым выполнил задание – становится ведущим.
ВАРИАНТ. Примеры с неизвестным слагаемым.
Автор: Сиротюк Светлана Сергеевна