Главная /
Дошкольное образование /
Логопедия
Развитие речи детей с ОНР с использованием эмоциональных проявлений и с применением "вокальной" мимики.
Изучая особенности развития дошкольников с нарушениями речи отмечается, что нарушение коммуникативной функции у детей с ОНР выражается: в несформированности способов коммуникации; в особенностях поведения (не заинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм), заниженная самооценка, часто проявления тревожности. Наряду с проблемами развития речи особенно ярко выступают особенности эмоционально – волевой сферы детей логопатов: эмоции у детей мало выразительны, слабо дифференцированы, импульсивны; эмоциональная неадекватность на явления окружающего мира; снижен диапазон понимания и переживание эмоций; снижен уровень передачи эмоциональных состояний через мимику, пантомимику, движения, «вокальной мимики» и особенно в речевом плане; снижены проявления эмоций в коммуникативной деятельности; снижена самооценка и волевые усилия; Частота употребления лексики, выражающей эмоции в устной речи детей с нарушением речи меньше, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием. У детей с речевыми нарушениями выявлены многочисленные ошибки в установлении синонимических и антономических отношений. При определении и словесном выражении эмоциональных состояний по фотографиям, предметным картинкам и пиктограммам дошкольники с нарушениями речи смешивают различные эмоции: грусти, злости, страха, удивления (максимальная успешность достигнута ими в определении эмоционального состояния радости). Изучение выразительности речи показывает, что многие дети с нарушением речи не могут адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания. Таким детям особенно трудно мимическими средствами передать на своем лице эмоции удивления, страха, грусти. Все это говорит о необходимости проведения специальной коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, направленной на развитие эмоциональной сферы, эмоциональной лексики. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как наиболее важные, приоритетные задачи воспитания. Слово само по себе, не окрашенное эмоцией, значит для ребенка очень мало. Важна интонация, с которой произнесено слово или фраза. Ребенок лучше понимает эмоциональное состояние, выражение лица, интонацию голоса, чем просто смысл слова сам по себе. При общении с ребенком взрослый должен обязательно об этом помнить. Слово, обращенное к ребенку, не может быть произнесено вне эмоций, так как вне эмоции оно непонятно. Если ребенок научится выразительно говорить, то он будет понятен другим за счет выразительности своей речи. На логопедических занятиях ребенок постоянно проигрывает множество ролей, выражая различные эмоции, чувства, постоянно импровизируя. Развитие речи происходит не тогда, когда мы заучиваем готовые фразы или описываем по образцу, а когда у ребенка возникает сильная эмоциональная потребность высказаться. Важно эмоционально «завести» ребенка, создать ситуацию, когда эмоции переполняют и молчать он уже не может. И тогда уже можно «подбросить» новые слова, которые выражают то, что сейчас чувствует маленький человек, и эти новые слова прочно входят в лексикон ребенка. Сначала – эмоция, сильное чувство, а потом – слово, выражающее это чувство. Вот такого эффекта я всегда стараюсь добиться на логопедических занятиях по развитию речи. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами и «вокальной» мимикой (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе специально организованной коррекционно-педагогической работы. Следовательно, для правильного восприятия и воспроизведения эмоций, детям необходимо не только владеть информацией о экспрессивном комплексе проявлений эмоций, уметь им пользоваться и оречевлять их. С этой целью нами был разработан цикл занятий, при составлении которых использовались специальные игры и упражнения. Занятия группируются в два раздела. В первый раздел входит пять занятий. Цели занятий первого раздела включают в себя: ознакомление детей с нарушением речи с основными эмоциями; научение детей различению эмоций по схематическим изображениям; воспроизведение заданного состояния с использованием различных выразительных средств; научение детей понимать свои чувства и чувства других людей и умение рассказывать об этом; развитие эмпатии, чувства долга. На занятиях второго раздела полученные детьми знания углублялись и закреплялись. Цели занятий второго раздела включают в себя: расширять представления детей об эмоциях, развивать и обогащать эмоциональную лексику; продолжать знакомство детей с пиктограммами и развивать пантомимические и мимические навыки; совершенствовать и обогащать «вокальную мимику»: (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса), дифференциация интонационных различий, как на уровне восприятия, так и на практическом уровне; привлекать детей к проигрыванию мини-сценок и активному участию в театрализованной игре; развивать эмпатию, воображение, фантазию; повышение уровня передачи эмоционального состояния в речевом плане; терминологическая оснащенность языка; адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере. В игре - драматизации каждый ребёнок должен иметь возможность попробовать себя в разных ролях. Например, в сказке «Заюшкина избушка» ребёнок должен попробовать себя в ролях петуха- героя; зайцы – жертвы, пострадавшего; лисы- агрессора. Это может быть как дополнительным средством накопления собственного эмоционального опыта, так и средством коррекции нарушений в развитии личности. Основная цель игровых занятий ,проведение игр –драматизаций, учить ребёнка осваивать смыслы человеческих взаимоотношений и обеспечение психологических условий для позитивного личностного развития ребёнка. В речевой зоне выставляются настольные театры (тестопластика) для самостоятельного обыгрывания сказки. В вечернее время и в дневные часы с помощью технических средств обучения знакомим детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учим достоверному изображению персонажей. Для самоконтроля над мимикой и жестами используем зеркала. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, пытаются импровизировать самостоятельно, наряжаясь и обыгрывают ту или иную сценку. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. Результатом работы педагогов и детей логопедической группы создана книжка-самоделка «Заюшкина избушка», которая находится в речевой зоне группы. Дети очень гордятся своим творением. После проведенного цикла занятий у воспитанников появилась адекватная реакция на различные явления окружающей жизни. Кроме того, в речевом плане: расширилась и обогатилась эмоциональная лексика; в процессе этой работы идет активная отработка дикции и автоматизация всех поставленных звуков; закрепляется навык прямой и косвенной речи; совершенствуется диалогическая и монологическая форма речи; воспитывается культура речевого общения, умение действовать согласованно в коллективе. Мимика и пантомимика у детей стали намного выразительнее. Дети стали правильнее воспринимать графические изображения эмоций, глубже понимать себя и окружающих людей, замечать и воспринимать эмоциональные состояния сверстников и взрослых, оказывать им помощь. У них стали чаще наблюдаться эмпатийные проявления по отношению к окружающим. У дошкольников с нарушением речи появилась адекватная реакция на различные явления окружающей жизни. Кроме того, в речевом плане: Необходимо включать театрализованную игру в коррекционную работу по социально-эмоциональному развитию дошкольников с нарушением речи, так как театрализованная деятельность способствует развитию личности ребенка, навыков общения, развитию умения воспринимать и воспроизводить эмоции, используя выразительные средства, а также способствует социальной адаптации детей с нарушением речи в общество нормально развивающихся сверстников. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» - М.ТЦ Сфера, 2006г. Баряева Л.Б. «Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками» - Санкт – Петербург «Каро», 2007г. Брызгалова А.Н. «Театрально – игровая деятельность дошкольников» - Минск, 2006г. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» - М. «Просвещение», 1985г. Лаврова Г.Н. «Обучение детей сюжетно – ролевой игре в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида» - Челябинск.,2005г. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - Москва, «Владос», 1995г. Миронова Н. «Как развивать воображение в дошкольном возрасте» - журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2008г.
Автор: Назари Галина Рафаиловна
Автор: Назари Галина Рафаиловна
Похожие материалы