"Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР посредством театрализованной деятельности"
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу»
А. С. Макаренко
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной наставницы -- труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку - игру. Игра - путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры -- важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутолимости. Интересной игре он отдается целиком.
В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей это труд, требующий настоящих усилий. Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя сваи силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в жизни.
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор, другие - ловкость, силу, третьи - конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, задуманных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры - театрализованная игра.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в там, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Справедливо ли их относить к разряду творческих игр?
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее пол для творчества детей, ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умением вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой разворачиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем больше воображение, чувства, способности мыслить.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобретательными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно -образовательной работы.
Особенно это важно в работе с детьми с нарушением речи. Опыт работы и длительные наблюдения позволяют сделать вывода том, что театрализованные игры играют очень важную роль во всесторонней коррекции в подготовке детей к школе.
Сказка благотворно влияет на эмоциональный мир ребенка и его речевое развитие. Она учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, побуждает к речевому контакту. Чтобы оценить состояние героя, его настроение, причины и характер его поступков, проникнуть в его внутренний мир, необходимо внимательно прослушать произведение. А кто как не педагог может умело прочесть сказку или другое произведение, чтобы оставить эмоциональный отпечаток в душе ребенка. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на педагога эмоциональных состояний персонажей сказки - все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.
Сами по себе театрализованные игры являются частью такой воспитательно - образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет сваю роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскими фигурками или, так называемые, стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты - кукловоды, в такой игре обычна используются два рода театрализованной игрушки. Первый - типа игрушки - театр петрушки (в практике называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа. Показывается спектакль из - за ширмы, кукловоды держат кукол над головой. Появились куклы устроенные по принципу марионетки. Оба способа вождения кукол достаточно сложны даже для старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения.
Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни ребенок не позволяет себе проявлять: позволяет осознавать причинно - следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное телесное .выражение различным эмоциям, чувствам и состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру. Часто дети выступают в роли изготовителя персонажей предстоящего спектакля. К этому процессу привлекаются родители, старшие братья и сестры. Это сплачивает родителей и детей, позволяет им лучше понимать друг друга. Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику, фантазию, образное мышление, развивает умение малыми средствами выражать характер, развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг. Хочу отметить, что такое всестороннее влияние на развитие основных процессов у ребенка является коррекционно - развивающим в работе с детьми. Ведь умело подбирая литературное произведение для инсценировки, интересно организовав работу над игрой, можно увлечь ребенка, подтолкнуть его к добровольному участию в игре, выполнению задач, поставленных ею.
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно, совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач возникает в игровой деятельности. Особенно если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль - образ выбранного героя.
Но можно обойтись и без заучивания ролей детьми, если предложить, например, вылепить фигурку персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку по памяти. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, мимику, речевые выразительные средства. Четкая постановка задач, разнообразие и умелая организация игровой деятельности способна направить ее в определенное развивающее русло.
Так, например, вместо привычной инсценировки произведения можно предложить инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения. Например, такие, которые подробно в тексте не описываются и не раскрываются. Детям предлагается продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами. Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый маг прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласна своим внутренним симпатиям, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему поставленную в произведении.
Все эти приемы стимулируют у ребенка развитие мышления, фантазии, воображение, умение анализировать прочитанное и увиденное, умение переживать и сопереживать. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно - речевое, музыкально -- игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Дети стремятся к художественному изображению не талька как артисты, исполняющие роли, но как художники, оформляющие спектакль, как музыканты, обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей. Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении к искусству: литературному, драматическому, театральному, Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям. Игра – драматизация или театрализованная игра ставит прея ребенком не мало важных задач: дети должны уметь при небольшой помощи со стороны взрослого организовываться в игровые группы, договариваться а там, что будут разыгрывать, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей и ведущего, провести пробное разыгрывание), уметь пригласить зрителей н показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточна выразительны, внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, образно правдивы. В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения друг с другом.
Дети в игре присматриваются друг к другу; оценивают друг друга, проявляют взаимные симпатии. Роль педагога в организаций и проведении таких игр очень велика, она заключается в тало, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметна передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло: не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана; так и вопросов касающихся лично каждого ребенка (его эмоции, переживания, реакции на происходящее) на трудности с которыми дети сталкиваются. Очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельностью в жизни.
Автор: Любимова Елена Петровна