«Развивающие игры в работе с дошкольниками с ОНР».
«Развивающие игры в работе с дошкольниками с ОНР».
В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи. Речевое развитие ребенка тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием. Опираясь на данные исследуемой литературы и проведенных исследований Т.Н. Волковской, Ю.Ш. Фаусек, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и других авторов, мы пришли к выводу, что общее недоразвитие речи важно выявить в дошкольном возрасте, чтобы во время начать коррекционную работу по устранению недостатков речи.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
В связи с вышесказанным возникает необходимость поиска новых педагогических подходов к повышению эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими ОНР.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию. Эффективность организации занятий с дошкольниками в игровой форме подтверждена многими психолого-педагогическими исследованиями.
В игре развивается интеллект, творческие способности, память, внимание, наблюдательность, воля, сообразительность. Главное, чтобы игра была интересной и посильной для ребёнка. Особенно живо игры проходят, когда есть элемент соревнования.
Я в своей работе с детьми подготовительной группы пользуюсь следующими играми:
Разложите перед ребенком несколько картинок с изображениями одиночных предметов. Расскажите, что на одном из этих рисунков спрятался звук, который нужно найти. Предложите малышу показать картинку, где спрятался, например, звук «а» (на одном из рисунков может быть изображен арбуз). Проговорив слово, выясните. В какой его чести спрятался звук – начало, середина, конец. Попросите ребенка придумать такое слово, где звук «а» прячется в середине и т.п.
Вы произносите несколько раз – какое либо слово, неожиданно для ребенка, вставляете другое слово, похожее на первое. Задача малыша – услышать и назвать вставленное слово. Например:
- роса, роса, роса, роса, коса, роса, роса, роса, роза, роса, роса.
Рассмотрите слова, отличающиеся от выбранного вами. Попросите ребенка объяснить, в чем состоит отличие, подчеркните буквы, меняющие слово. Предложите ребенку придумать ряд таких слов.
Это упражнение полезно для развития фонематического слуха у детей. Взрослый уговаривается с ребёнком, что сейчас надо будет внимательно слушать слова и постараться услышать задуманный звук (например: З) Когда ребёнок услышит в слове звук «з», он должен подать знак. Например – хлопнуть в ладоши, присесть, встать, поднять фишку.
Это упражнение можно использовать при дифференциации звуков.
Для этого взрослый произносит подборку слов, в которых действительно есть общий звук. Сначала можно обойтись парным словосочетанием. Например: гном – шаги (г), цапля – кольцо (ц) и т.д.
Произносить слово надо, не торопясь, отчётливо, чтобы дать ребёнку проанализировать предложенное ему словосочетание. После ряда подобных занятий можно увеличить словесную цепочку до трех слов: кролик – рама – забор (р).
Взрослый называет слово, в котором ребёнок выделяет и отдельно произносит первый звук. Затем придумывает как можно больше слов на этот звук. Например, первым было слово «мама», начальный звук – «м». Какие ещё слова начинаются на этот звук? ( мыло, матрос, море и т.д.)
Взрослый объясняет задачу игры. Сейчас он произносит слово, в котором надо выделить последний звук. Потом подобрать слово, в котором этот звук будет первым. Например: стол – лак – куст – том и т.д. Можно играть и по-другому. Один ребёнок называет слово, другой подбирает следующее и становится за ним и т.д. строится цепочка. Затем под музыку дети двигаются змейкой.
Эту игру лучше проводить, используя слова, которые обозначают предметы окружения ребёнка. Например, те, которые находятся в группе. Вот какими могут быть задания.
Назови предмет, который:
- начинается на «п», «с», «к»;
- заканчивается на «а», «р»;
- в середине имеет звук «л», «у».
«Пришел как то большой дом к волшебнику и попросил, чтобы тот превратил его в маленький. Волшебник предложил сломать дом и построить из остатков дом поменьше. Но дом не захотел чтобы его ломали. Думал, думал, волшебник и придумал. Он подарил дому две буквы, которые сделали его маленьким. Как ты думаешь, какие это были буквы? Расскажите ребенку эту сказку и вместе с ним додумайтесь: чтобы дом уменьшился, надо прибавить к его названию суффикс «ик». Дом – домик. Попробуйте уменьшать другие предметы. Предложите малышу с помощью букв увеличить что либо: дом-домище, хвост-хвостище и т.п.»
Ребенку дается задание продолжить фразу, которую начал взрослый. Начало фразы надо подобрать такое, чтобы в ней ребенок ясно почувствовал, о чем надо сказать в дальнейшем. Например:
- Если на улице выпал снег, то….
- Если на небе светит солнце, то….
- Если птицы улетают на юг, то….
Это упражнение развивает ассоциативное мышление. Задача ребенка – найти слово, которое логически близко примыкало бы к предыдущему. Например, к слову «зима» можно назвать слово «снег» и так далее.
Постепенно игру можно усложнить игру, называя не по одному слову, а целые цепочки близких по смыслу слов. Например, «гном»- гора, Белоснежка, колпак.
Чтобы провести эту игру, взрослый сначала должен выступить в ней в роли отвечающего, а ребенок - в роли водящего. Задача водящего - задумать на выбранной картине какой-нибудь предмет. А второй игрок должен угадать, какой предмет задуман, задавая свои вопросы, на которые водящий отвечает.
Понятно, что для проведения этой игры необходимы картины с крупно прорисованными деталями, с этой целью можно использовать четкие книжные иллюстрации.
Вот, например, для игры взята иллюстрация к книге Корнея Чуковского «Доктор Айболит». Ребенок задумал предмет - деревянную кровать, в которой лежит бегемотик. Взрослый задает вопросы:
Это человек? - Нет.
Это животное? - Нет.
Это предмет для лечения больного? - Да.
Этот предмет находится в центре рисунка? — Да.
Его держит в руках доктор Айболит? - Нет.
Это растение? - Нет.
Это предмет, который сделан из растения? — Да.
На рисунке в этом предмете находится бегемотик? - Да.
Это кровать! — Да!
Конечно, играя с ребенком 4-5 лет, взрослому стоит загадывать какой-нибудь заметный предмет кого-то из героев или крупных окружающих их предметов. С детьми постарше можно загадывать детали одежды и внешности персонажей, а также предметы, находящиеся на втором плане рисунка.
Возможные варианты вопросов:
Этот предмет находится вверху картины (внизу, справа, слева)?
Это существо живое или неживое?
Какого оно цвета?
Для того, чтобы детям продемонстрировать технику отгадывания и дать возможность правильно составлять вопросы для игры, на первых порах взрослому надо не торопиться давать отгадку на вопрос. Наоборот, надо постараться задать ребенку как можно больше вопросов, чтобы он поняли принципы их составления, действуя по вашему образцу.
В этой игре понадобятся не только определенные знания, но также память и внимание. Объясните детям, что антонимы — это слова, противоположные друг другу по значению. Даже есть такой стишок, состоящий из одних антонимов:
«Тебе скажу я - «далеко», а ты ответишь - «близко».
Тебе скажу я — «высоко», а ты ответишь - «низко».
Ведущий будет называть одно слово, а ребенок должен произнести другое — противоположное по значению. Например, ведущий говорит слово «близко». Ответ ребенка - «далеко». Ведущий говорит слово «пол», а в ответ должен услышать - «потолок». Если играет сразу несколько детей, то, во избежание шума и путаницы, тот, кто знает ответ, просто поднимает руку, а ведущий предоставляет ему слово.
Далее проводится игра на поиски противоположных значений слов.
Ведущий называет следующие слова: черный (белый), большой (маленький), горячий (холодный), темно (светло), здоровый (больной), хорошо (плохо), сыро (сухо), смеюсь (плачу), говорю (молчу), широкий (узкий), твердый (мягкий), зима (лето), война (мир), горячий (холодный), храбрый (трусливый), полезный (вредный), радость (грусть), худой (толстый), молодой (старый), больной (здоровый), чистый (грязный), хорошо (плохо), мало (много), быстрый (медленный), голодный (сытый), темный (светлый), вниз (вверх), рано (поздно).
Сначала следует рассказать ребятам, что такой профессии - наборщик - в настоящее время не существует. А вот раньше наборщик был почти самый необходимый человек в любой типографии, где печатались газеты, журналы или книги. Потому что именно он составлял из маленьких металлических букв тексты, которые потом поступали в печатный станок и превращались в газетные и книжные листы. Теперь работу наборщика полностью заменяет компьютер, а игра с таким названием осталась, и она также связана с перестановками букв.
Ведущий предлагает в распоряжение детям длинное слово, буквами которого можно распоряжаться, как угодно. Из этих букв надо составить как можно больше новых слов и записать их на листке бумаги.
Для задания можно использовать традиционные длинные слова, из которых реально составить несколько десятков новых маленьких слов.
Например, могут быть использованы слова «республика» (из него можно составить 38 слов), «строительство» (43 слова), «государство» (43 слова), «преподаватель» (43 слова), а также слова «активность», «грамматика», «населенность», «конституция», «гастроном», лекарство», «кинематограф», «крепостница», «мясорубка».
В эту игру можно играть в виде соревнования. Например, кто из игроков запишет больше слов за 10 минут.
А можно соревноваться командами: чья будет смекалистей и оперативней.
Ведущий произносит следующие слова: «Я стану называть разные части нашего тела - руку, ногу, колено, нос, ухо, шею и так далее, но при этом показывать буду не их, чтобы сбить вас с толку. Не попадитесь на мою провокацию, покажите вашу руку, ногу, нос или ухо правильно».
После этого проводится игра, во время которой все дети вместе с ведущим слегка похлопывают себя ладонями по коленям и скороговоркой произносят слово «поехали- поехали». Ведущий внезапно прерывает монотонность речи, выкрикивая, например, название «Рука!», но при этом хватаясь за шею.
Тот, кто, подражая ведущему, также схватится за шею и, тем самым, попадется на обман, выбывает из игры.
Тот, кому удалось продержаться дольше остальных, называется самым внимательным.
Ведущий предлагает игрокам убедиться, как из-за одной буквы меняется смысл всего слова. С этой целью он поочередно показывает заранее приготовленные рисунки и говорит комментарии к ним. После ответа на свой вопрос он переворачивает картинку, показывая на ее обороте правильный ответ.
Жил-был крот, но вот пример -
Укатилась буква «эр».
Кто в норе теперь живет?
Ну, конечно, это кот.
Жил в Индии огромный зверь,
Его все звали слон.
Но убежала буква «эль».
И получился сон.
Всех развеселила шутка.
Но прошла всего минутка.
«Ша» из слова укатилась.
Шутка в утку превратилась.
Ведущий объясняет, что игра будет посвящена повторению Разных цветов. По его команде каждый игрок должен найти и "потрогать предмет нужного цвета. Тот, кто опоздает, будет вынужден выйти из игры. Для «разминки» ведущий по порядку перечисляет вместе с детьми цвета радуги и находит предметы нужных цветов в одежде детей и в комнате, где проводится игра.
После этого ведущий командует: «Раз, два, три, красный цвет найди!» Каждый игрок должен выполнить задание уже самостоятельно, стараясь, как можно быстрее взяться за соответ-
ствующую вещь (предмет, часть мебели, посуды, одежды).
Вариант этой игры таков. Все участники игры встают в круг и по команде ведущего должны быстро схватиться за нужную вещь - но только за часть одежды любого из игроков, себя самого или остальных участников в круге. Тот, кто выполнил команду последним, выбывает из игры. Игра повторяется несколько раз, ведущий произносит свою команду, называя другой цвет.
В ходе этой игры ребенок вспоминает, сравнивает и обобщает свойства разных знакомых ему предметов. Одновременно происходит закрепление таких понятий, как высота, ширина, длина и классификация предметов по форме, размеру и цвету.
Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом идет перемена ролей, ведущим становится ребенок. Вот примеры вопросов:
— Что бывает высоким? Ответы - столб, человек, дом.
Можно ввести в вопрос уточнение, спросив, что выше - дерево или дом; человек или столб?
Что бывает длинным?
Что бывает коротким?
Что бывает широким?
Что бывает узким?
Что бывает круглым?
Что бывает квадратным?
Что бывает пушистым?
Что бывает мягким?
Что бывает, твердым?
Что бывает острым?
Что бывает холодным?
Ведущий задает детям вопросы, которые касаются различных профессий. Хорошо, если в игре присутствует наглядность. Например, карточки с изображением людей разных профессий и их рабочих инструментов. Кроме того, взрослый сам по ходу дела может «превращаться» в исполнителя той или иной профессии. Например, белая косыночка или халат превратят его в доктора, бутафорские очки и указка - в учителя. Если он крутит воображаемый руль, то он - шофер, а подметает улицу - дворник.
Но, помимо этого, детям необходимо задавать вопросы по основному профилю той или иной работы. Например: Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье? Кто ткет ткани?
Ведущий показывает детям приемы загадывания загадок о различных профессиях. Обычно при этом называется вид деятельности в конкретной работе и рабочие принадлежности. Вот некоторые примеры создания подобных загадок.
Этот человек работает на улице, он одет в большой фартук, у него есть метла, лопата и совок для собирания мусора. (Дворник).
Этот человек работает в больнице, он одет в белый халат, у него есть специальная трубка, чтобы слушать больных, и градусник, чтобы измерять им температуру. (Врач).
Этот человек работает под землей, он одет в комбинезон из плотной материи, на голове у него каска со светящимся фонарем, он добывает уголь. (Шахтер).
Этот человек работает в автобусе, у него есть сумка, на которой прикреплены свернутые в рулоны билеты. (Кондуктор).
Этот человек работает в аэропорту. Он одет в форменный китель, на рукаве которого прикреплена специальная эмблема два крыла. Он водит в небе самолеты. (Летчик).
Задача ребенка в этой игре - дополнить его основу (обычно это бывает лишь подлежащее и сказуемое) другими дополнительными словами, образующими сюжетную логику поведения героев.
Скажем, взрослый говорит: «Садовник поливает...». Задача детей - пояснить, где происходит дело, что именно он поливает, когда он это делает и зачем.
Второй пример — «Дети идут..». Дополнения здесь могут быть аналогичные — куда они идут, зачем и с какой целью, в какое время дня и время года.
Таким образом, из сухого «скелета» у детей получается связный рассказ. Естественно, взрослый должен обращать внимание на то, чтобы в рассказе детей присутствовали правильные формы построения фраз.
Для своих учеников в школе, созданной в усадьбе Ясная поляна, писатель Лев Толстой придумывал разные занимательные задания. Вот одно из таких заданий — оно заключалось в создании предложения, в которое включены слова, предлагаемые учителем.
Учитель дает детям три-четыре разноплановых слова, например, - собака, старик, испугаться. Дети должны сочинить предложение и вставить в него эти слова.
Попробуйте сначала сами выполнить задание Льва Толстого.
А потом - придумайте несколько вариантов разных слов, которые ваш ребенок тоже смог бы объединить в одно предложение. Вот несколько примеров для этого.
Мальчик, мячик, окно.
Девочка, туча, зонтик.
Щенок, снеговик, морковка.
Дети, лес, дорога.
Эта игра знакомит детей с началом дедуктивного метода - учит на основе анализа нескольких деталей составлять единое целое. Ведущий может предложить два варианта данной игры.
Первый вариант проводится, когда ведущий заранее приготовил элементы наглядности - карточек с изображенными на них картинками. Детям — участникам игры — раздаются такие карточки, на которых имеются изображения различных предметов. Это могут быть предметы мебели, знакомые овощи, животные, разные виды транспорта и так далее. Ребенок рассматривает свою карточку, после чего, повернув ее к себе и не показывая ее другим игрокам, называет части изображенного на рисунке предмета. Задача остальных игроков - угадать, о ком или о чем идет речь. Если игра проводится в виде соревнования, то тот игрок, который первым даст нужный ответ, забирает карточку себе и, тем самым, зарабатывает одно очко.
Немного проще — устный вариант этой игры, когда в нее можно играть просто «на ходу» - на прогулке, по дороге куда-то ит. д.
Вот несколько примерных заданий для нее. Воротник, рукава, карманы; четыре ножки, спинка, сиденье; цифры, стрелки; носик, крышка, ручка; буквы, картинки, страницы; ствол, ветки, листья; корень, стебель, листья, лепестки; экран, кнопки, электрический шнур, пульт; лапы, хвост, ошейник; лапы, хвост, хобот.
Ведущий читает вслух подборки слов, а ребенок должен повторить их в том же порядке.
Дом, дерево, солнце, ветер, небо.
Мама, брат, сестра, дядя, тетя.
Май, лето, среда, весна, сентябрь.
Луна, звезды, солнце, воздух, облака.
Море, река, озеро, вода, пруд, болото.
Диван, стул, стол, кресло, кровать, шкаф, ковер.
Первые буквы в этих словах правильные, а остальные перепутали свой порядок. Помогите буквам встать на нужные места, тогда вы угадаете, какие слова здесь были зашифрованы.
Мшиана, вртее, кфери, жзееол, кааш.
Класоба, даум, котр, мрео, пнале.
Бсуы, хлодо, рмти, тмае, кворь.
Коин, нжыон, стикрат, кнаиг, сетан.
Пдироом, ксората, шлек, кдокилор, цтевок.
Лсюрта, жкорае, мкаси, блаук, кжао.
Ответы:
Машина, ветер, кефир, железо, каша.
Колбаса, дума, крот, море, пенал.
Бусы, холод, ритм, тема, кровь.
кони, ножны, старик, книга, стена.
Помидор, красота, шелк, крокодил, цветок.
Люстра, жаркое, миска, булка, кожа.
Ведущий предлагает ребятам несколько блоков, состоящих из «рассыпанных» слогов. Надо использовать все слоги по одному разу и составить из них слова. Например, дано 6 слогов - ван, мар, ко, ма, ди и ра. «Из них, - говорит ведущий, надо составить 3 слова по 2 слога в каждом». (Возможные варианты ответа: ра-ма, ко-мар, ди-ван).
По этому принципу выполняются и остальные задания.
Даны 6 слогов — ша, ка, ки, ру, ка, ре. Так же, как и в предыдущем задании, из них надо составить 3 слова по 2 слога в каждом.(Возможные варианты ответа: ру-ка, ре-ка, ка-ша).
Даны 6 слогов - лу, рог, се, на, но, то. Из них надо составить 4 слова по 2 слога в каждом.(Возможные варианты ответа:лу-на, пи-рог, се-но, ле-то).
Даны 6 слогов - ро, ло, мо, до, ко, га. Из них надо составить 2 слова по 3 слога в каждом.(Возможные варианты ответа мо-ло-ко, до-ро-га).
Даны 9 слогов - кра, бе, метр, ло, со, ге, ки, та, мот. Из них надо составить 3 слова по 3 слога в каждом.(Возможные варианты ответа: ки-ло-мерт, кра-со-та).
Это задание - самое непростое. Даны 8 слогов - ран, сте, руч, даш, ка, на, ши, ти. Из них надо составить 2 слова по 2 слога в каждом и 2 слова по 3 слога в каждом.(Возможные варианты ответа: руч-ка, ка-ран-даш, сте-на, ти-ши-на).
Выкладывание букв из палочек, геометрических фигур (по образцу, по памяти) или карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.
Узнавание и обводка букв, написанных точками или нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.
Карточки с буквами частично закрываются «заборчиком», и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.
Узнавание букв, написанных с наложением.
Автор: Емелина Татьяна Александровна