Реализация краткосрочного проекта «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре»
Кукла - самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Цель работы: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры; расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения; обогащать речь детей с помощью потешек и поговорок; воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду народных умельцев.
Задачи:
Воспитательные задачи: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.
Развивающие задачи: развивать социальные навыки – дети проигрывают роли, так девочка может примерить на себя роль хозяйки, жены, матери, бабушки.
Формы: консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре», мастер класс для родителей «Изготовление народных кукол», занятие по теме «Знакомство с русской народной куклой». Организация выставки самодельных кукол.
Результаты: обучая детей изготавливать традиционных кукол, мы убедились: это увлекает как девочек, так и мальчиков. Для создания использовали только лоскуты ткани и нитки. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления – с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Радует результат – яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод. А главное, ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость не утрачены.
I этап реализации
Ознакомление с типологией кукол.
Тряпичные куклы – это куклы, при изготовлении которых используют старинные техники и технологии. По назначению делятся на три группы: куклы обереги, куклы игровые и обрядовые.
Куклы обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связанно с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от опасности. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала куклу – оберег в колыбельную. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза т травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки – знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей – символы плодородия, волнообразные линии – знак воды, горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри – символ засеянного поля, вертикальные линии – знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу – оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок делали ангелочка.
Игровые куклы предназначены для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали головку с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы – закрутки, которые изготавливались так: туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик – голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.
Считается, что наиболее древний среди традиционных свернутых кукол России была кукла – полено. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры: туловище – кусок ткани, свернутый в «скалку», лицо тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой свернутой куклой считается барыня, распространенная в Тульской губернии. Ее делали для самых маленьких. Сначала изготавливали туловище, покрывали его белой тканью и перевязывали в трех местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали и заплетали косички – руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку. Играли дети и в тряпичную куклу малышок-голышок. Ее отличительная особенность – ткань внизу не разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок, как ясно из названия, был без одежды, но пояс являлся не только атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что малышок – голышок, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол. Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородия, то будет достаток и хороший урожай. Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лыка, но обязательно использовали деревом- тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяет буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В тульской губернии, например, Масленица изготавливалась в человеческий рост, лыка или соломы. Ее закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки ее ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
II этап реализации
Описание современной куклы.
Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.
III этап реализации
Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства
Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была близкой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т.д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби – повар». У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток – они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.
Повторим куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
IV этап реализации
Мастер-класс для родителей «Технология изготовления кукол»
Автор: Швец Юлия Викторовна