"Декоративно-прикладное искусство Кубани"
Из всех народных промыслов Кубани Петриковская роспись – единственная живописная техника. Она пришла к нам с Украины в виде настенной росписи. Необыкновенно красочная и своеобразная она не только служила предметом убранства. В беге ее линий, завитках орнаментов исследователи отмечали отображения наивных верований и представлений, тесно связанных с крестьянским трудом и бытом.
Характер этого суеверного отношения к росписи как к средству предохранения от «нечистой силы» продолжал жить в народе до сравнительно недавнего времени. Поэтому хозяйки, побелив на лето хату, старались расписать стены и печь элементами символических обрядовых орнаментов: «курячи лапы», «калина», «три квитки», «зозуля», «пивень», «Дерево Життя», «Коло Сонця» и другие. Впоследствии потеряв свое древнее символическое значение росписи хат служили исключительно украшением жилья и представляли собой явление эстетического порядка.
Начиная с 19 в. главным центром распространения настенной росписи являлось село Петриковка Днепропетровской росписи откуда она и попала к нам с казаками переселенцами. В легком, перестом и ажурном рисунке росписи до сих пор продолжает жить традиционная украинская манера передачи цветка в раскрытом как бы в развернутом виде. Восновном в мотивах Петриковских росписей преобладают растительные узоры: от простой хвои, «сосенки», обведенной контуром и превращенной в лиственную ветку, до сложных венков, букетов, гирлянд, целое дерево в украинской росписи не встречается, зато часто попадаются гирлянды из листьев, дуба, клена, хмеля, барвинка, огуречника и винограда.
Но не везде на территории Кубани бытовала Петриковская роспись. Наиболее популярна она была на территории нынешнего Северского района – в станицах Крепостной, Шабановской, Смоленской.
К сожалению, образцы настенных росписей, уничтожавшиеся при последующих побелках и перестройки жилья, почти не сохранились, и мы можем познакомиться с ними только на рисуках и фотографиях.
На Украине расписывали не только внутренние стены хаты и печи но и наружные стены, глиняный пол, сени, орнаментом обрамляли окна и двери, если у них отсутствовал деревянный наличник. Иногда роспись использовалась как фриз под «стрихом», на месте карниза, где солома крыши соприкасается со стеной, реже как украшение на угловых частях хаты и простенках, и даже на хозяйственных постройках.
Внутри хаты живописная роспись орнаментального характера покрывала главным образом верхнюю часть печи – дымоход, простенки между окнами под рушниками, угол, где располагалась кровать и изредка потолок ближе к красному углу.
Но, в любом случае, орнамент наружной росписи прост и сдержан по рисунку, тогда как орнамент внутри хаты – сложен и причудлив.
На Кубани украшали преимущественно внутренние стены (часто роспись просто имитировала ковер над кроватью) и печь. Хотя иногда встречались расписанные ульи и курятники, но расписывать их стали позже, когда основной массе сельчан стали доступны масляные краски, потому что растительные краски, лежавшие в основе Петриковки, быстро выгорали на солнце и смывались дождями. В основном Петриковской росписью занимались женщины и молодые девушки. Краски получали из соков и отваров растений: свеклы, моркови, различных ягод, цветов, стеблей чистотела. Сам рисунок наносился на стену куриным перышком, самодельными кистями, тростниковой полочкой или комком тряпки («вихоть»). «Вихоть» опуская в краску, прижимали к стенке и получали красочное пятно неопределенной формы. Точно также в качестве штампа использовали разрезанную картофелину или свеклу с внутренней стороны, которых вырезали какой-нибудь орнамент. Для передачи круга использовалась круглая посуда, например, сковорода. Цветы и листья чаще всего писались пальцем. Имитацию шероховатой поверхности хозяйка достигала торцеванием или набрызгом с помощью связки колосьев.
И, наконец, самые тонкие элементы орнамента выписывались тросниковой палочкой «рогозой».
Хотя в основе декоративной Петриковской росписи лежит растительный узор – «марафет», но в меру своих изобразительных способностей мастерица могла изобразить фигурки животных и людей. В большинстве своем они носят стилизованный характер, как заметил еще Гоголь, «птицы выходят похожими на цветы, а цветы на птиц».
Автор: Хохлачева Ольга Александровна