Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные формы работы с бумагой (оригами)». Тема Форма работы
Методическая разработка по теме:
«Нетрадиционные формы работы с бумагой (оригами)»
Воспитатель:
Бударина Алла Федоровна
ГБДОУ №97 Красногвардейского р-на
Г. Санкт-Петербурга.
I.Введение
В настоящее время в связи с совершенствованием воспитания и обучения детей осуществляется поиск новых методов, средств обучения, причем таких, которые способствовали бы выявлению потенциальных возможностей каждого ребенка.
Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвется, мнется, сгибается, скручивается и т. д. Но мало кто из ребят знает, что, перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства - оригами.
Оригами - традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Таким образом, занятия оригами:
-дисциплинируют
-воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережливое отношение к предметам и материалу (бумаге)
-способствует формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками
-влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки
-позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:
-конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путём его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
-изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использование метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
-творческие – оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;
-оформительские - оформление открыток, помещений к празднику;
-театральные – обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.
II.Основная часть
1.Рекомендации педагогам
1.Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приёмы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей.
2.Перед очередным занятием необходимо приготовить: образцы фигурок в двух экземплярах (один – в собранном виде, с существенной дорисовкой и аппликацией, другой – в развёрнутом), материал для складывания, необходимый каждому ребёнку: бумагу определённого цвета, формы, размера, фактуры; клей; карандаши; фломастеры.
3.Демонстрировать складывание фигурки можно только при условии внимательного отношения со стороны детей и отсутствия отвлекающих факторов – в состоянии эмоционального комфорта. При проявлении потери интереса к процессу складывания занятие следует прервать и выполнить простейшие физические упражнения или пальчиковую гимнастику с использованием потешек, не следует забывать и о гимнастике для глаз.
4.Начиная с первого занятия, действия детей следует контролировать и при обнаружении неправильного, неаккуратного складывания обратить внимание на это, попросить исправить ошибку или допущенную неточность.
5.Старших дошкольников постепенно можно приучать к складыванию по чертежам, но при этом обязательно надо учитывать готовность каждого ребёнка к такой деятельности и начинать с освоения простейших обозначений.
6.Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.
7.Желательно оформлять выставки: текущие – состоящие из работ прошедшего занятия; сезонные – охватывающие работу сезона («Золотая осень», «Зимняя сказка», «Весенний перезвон»), тематические – посвященные определённому событию и теме («Сказки Пушкина», «Сказка за сказкой», «День рождения города»), объединяющие как индивидуальные, так и коллективные работы.
8.При проведении занятий оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки.
9.Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действиями, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.
2.Базовые формы
Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со «школы оригами» - с базовых форм. Названия базовых форм во многих странах одинаковые.
Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы.
Из базовых форм можно создать множество фигур, как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе.
Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия как: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «трапеция». Также решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла.
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм лучше проводить индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребенок научился правильно их складывать.
(см. файлы с основным содержанием материала "Базовые формы. оригами").
3.Оригамитерапия
Складывая фигурки из бумаги, человек поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, занимать оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной отвлечь человека от его повседневных забот и тревог, позволяющей прикоснуться к сферам, лежащим выше плоскости обыденности. Помимо этого оригами способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведет к позитивному изменению целого ряда показателей.
Психологами из Ростова-на-Дону, супругами Екатериной и Юрием Шумаковыми, были проведены специальные исследования роли оригами в развитии познавательных и психомоторных особенностей у детей. Работа осуществлялась в опытных и контрольных группах. Уровень интеллекта определялся до и после цикла занятий с помощью методики Равенна. Скорость, гибкость и оригинальность мышления, асимметрия дедуктивно-индуктивных процессов мышления определялись по результатам интерпретации картинок, разработанных Гилфордом. Пространственное изображение оценивалось по тесту ВАЧЧОП, основанному на принципе дополнения рисунка. Также оценивалось образность рисунков и тщательность их прорисовки. Динамику психомоторных показателей измеряли с помощью теппинг-теста Е. П. Ильина, основанного на определении максимального темпа движения рук. При определении глазомера подсчитывалась средняя ошибка воспроизведения в миллиметрах. Уровень тревожности анализировался с помощью методики Люшера. Для определения достоверности результатов применялся стандартный критерий Стьюдента для независимых выборок.
В результате этой работы были сделаны статистические достоверные выводы о том, что оригами:
-повышает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой рук;
-повышает активность правого и левого полушарий мозга;
-повышает интеллектуальные способности;
-активизирует творческое мышление, увеличивает его скорость и гибкость;
-развивает пространственное воображение;
-улучшает глазомер;
-снижает тревожность;
-повышает и стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние.
Таким образом, психотерапевтические эффекты оригами были подтверждены с помощью научных методов. Результаты этих исследований были доложены на 2-й Всероссийской Научной Конференции «Методы психологии».
4.Театральные игры оригами
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, придают большое значение театрализованной деятельности. Они влияют на развитие ребенка, его взаимосвязь с особенностями мира его чувств и переживаний. От того, какие переживания вызывают у ребенка персонажи театра, зависит раскрытие их выразительного образа в оригами.
Я предлагаю соединить эмоциональный мир ребенка и работу с бумагой (оригами) на основе восприятия различного вида театра. Это научит понимать, ценить окружающий мир, сформирует у дошкольников любовь к театру, взаимосвязь понятий «труд», «результативность» и «чувства» и, самое главное, эмоциональную сферу ребенка, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать сове поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
Наиболее эффективное педагогическое средство в создании театра оригами – игровая деятельность, которая определена целью социально-бытовых задач. Театрализованная игра делает детей более внимательными, учит ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе.
Необходимо также учитывать специфику дошкольного возраста и применять в работе основные педагогические методы и приемы, такие как: беседа, наблюдение, рассматривание иллюстраций к сказкам, слушание музыки, знакомство с художественной литературы. Основными художественными произведениями, конечно, будут сказки. По сюжетам знакомых сказок можно создавать с детьми персонажи-оригами и ставить спектакли.
Этюды и сюжеты сказок стали основой для разработки развлечений с поделками из оригами. Детям необходимо предлагать самим разыгрывать спектакли, чтобы они имели возможность показывать сказку в соответствии со своим видением и пониманием ее содержания, чтобы выразительные возможности оригами использовались ими максимально.
Для развития эмоциональной сферы ребенка нужно знакомить его с ролью различных изобразительных средств, в создании выразительного образа и обучать детей использовать сочетание различных изобразительных материалов в оригами. Постоянное внимание детей следует направлять как на средства выразительности, так и на содержание определенного сюжета для того, чтобы они почувствовали красоту и отметили значение изображаемого. В первую очередь необходимо обращать внимание детей на характеристику изображаемых персонажей, на их позы, жесты, выражение шлица, а также характерные детали, благодаря которым персонаж становится узнаваемым.
Необходимо проводить занятия так, чтобы дети научились составлять композиционный сюжет, а не просто производить действие с бумагой.
Формирование умения передавать замысел своими словами в виде диалогов и монологов, в виде речи героев помогает активизировать творчество детей, развивает их речь, направляет их по руслу развития способностей художественного восприятия и выразительных средств с помощью оригами.
Работа по данному направлению может использоваться детьми любого возраста, в любых детских садах воспитателями для усовершенствования художественного восприятия, развитию детского творчества.
Важнейшим условием развития творческой, театрализованной деятельности, творческого воображения и эмоционального благополучия является семья. Поэтому любовь к театру непосредственно зависит от семьи. Эту связь можно подкреплять посредством консультаций, бесед, выставок детских работ, показов спектаклей для родителей, изготовления персонажей-оригами всей семьей. Родители охотно помогают своим детям, помогают и мне при создании сказочных театров-оригами.
Фотоматериал по теме представлен в разделе «Мои альбомы».
6.Работа с родителями
Перспективный план работы с родителями по теме
«Нетрадиционные формы работы с бумагой».
Месяц
Тема Форма работыОформление дополнительного материала для родителей.
Октябрь
Значение оригами для развития ребенка. Из истории оригами.
Беседа с родителями.
Готовые образцы поделок оригами.
Ноябрь
Азбука оригами. Приемы складывания, базовые формы, материалы для изготовления поделок.
Семинар-практикум для родителей.
Книжки-раскладки.
Декабрь
Упражнения по отработке основных элементов складывания
Семинар-практикум для родителей.
Образцы поделок для родителей.
Январь
Первые поделки. Изготовление простейших поделок по базовым формам.
Групповой конкурс «Новогодние украшения».
Подбор специальной литературы.
Февраль
Работаем с картотекой. Изготовление поделок по схемам из картотеки.
Индивидуальная работа с родителями.
Картотека поделок.
Март
Букет для мамы. Конструирование разнообразных цветочных композиций.
Консультация для пап.
Выставка.
Апрель
Домашний театр оригами. Изготовление сказочных поделок для игры дома.
Семинар-практикум.
Образцы поделок, картотека.
Май
Чему мы научились.
Домашнее задание.
Выставка.
«Советы родителям»
1.Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой.
2.Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него слишком много.
3.Не скупитесь на похвалу, найдите слова одобрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше.
4.Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш «маленький учитель» с радостью придет к вам на помощь.
5.Помните, что занятие не должно длиться более 30 минут.
6.При появлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой:
Наши пальцы не ленились,
Над фигуркою трудились,
Уголочки загибали
И немножечко устали.
Мы легонько их встряхнем,
Снова складывать начнем!
III.Заключение
Сразу после появления на свет любящие руки заворачивают ребенка в удобную, сложенную по росту пеленку с красиво вложенным кружевным уголком – и ребенку тепло, удобно, безопасно. Все это остается в памяти.
Наши первые шаги по жизни связаны с аккуратно сложенной одеждой, красиво сложенной простынкой и одеяльцем на детской постельке.
Преподавая детям оригами, я поняла еще одну ценность этого искусства для них. У нас, взрослых людей, есть много личных вещей, которые мы можем самостоятельно приобрести и делать с ними все что захотим. А у малышей есть вещи, которые нельзя запачкать, порвать, игрушки, которые нельзя ломать, дарить. Оригами дарит возможность детям иметь что-то сове, личное. И, конечно же, уметь то, что не умеют многие взрослые.
Целью занятий оригами является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а развитие у детей определенного ряда способностей и навыков:
-учить слушать устные инструкции воспитателя;
-формировать последовательность действий;
-развивать способность контролировать с помощью мозга тонких движений пальцев рук;
-улучшить пространственное воображение и умение мысленно оперировать с обычными предметами;
-учить читать чертежи, по которым складываются фигуры;
-знакомить на практике с основными геометрическими понятиями;
-развивать уверенность в своих силах и способностях;
-помогает развивать первичные чертежные навыки;
-стимулировать развитие памяти;
-учить концентрировать внимание;
-развивать творческие способности и исследовательские навыки.
Занимаясь оригами, я могу отметить положительное влияние этого занятия на другие сферы деятельности детей. Ведь в дальнейшем оригами поможет детям освоить чтение и математику, улучшить подчерк. Но самое главное – оригами способствует развитию положительных контактов между мной и моими воспитанниками.
Фотоматериал по теме представлен в разделе «Мои альбомы».
Список использованной литературы:
1.Афонькин С. Ю. и Афонькина Е. Ю. «Всё об оригами», СПб 2006.
2.Афонькин С. Ю. и Афонькина Е. Ю. «Оригами. Собаки и коты – бумажные хвосты», СПб 1995.
3. Афонькин С. Ю. и Афонькина Е. Ю. «Зоопарк в кармане», СПб 1994.
4. Афонькин С. Ю. и Афонькина Е. Ю. «Цветущий сад оригами», СПб 1995.
5. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги», Москва, 1992.
6. Выгонов В. В. «Оригами», Москва 2004.
7. Гарматин А. «Оригами. Чудеса из бумаги», Ростов-на-Дону, 2007.
8.Гагарин Б. Г. «Конструирование из бумаги», Ташкент 1988.
9.Долженко Г. И. «100 оригами», Ярославль 2004.
10.Парамонова Л. А. «Киригами Зоосад», Москва.
11.Соколова С. В. «Оригами. Игрушки из бумаги», Москва-СПб.
12.Соколова С. В. «Оригами для дошкольников», СПб 2004.
13. Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких», СПб 2011.
14.Джексон Дж. «Поделки из бумаги», Москва 1979.
15.Стейнберг «Смастерим из бумаги. Складывание», Таллин 1988.
16.Журнал «Оригами», «Искусство складывания из бумаги», 1996.
17.Журнал «Дошкольное воспитание», 6/99, 10/99, 3/00, 6/03.
Автор: Бударина Алла Федоровна