"Золотая соломинка"
На Кубани как в России и на Украине, солома применялась практически для всех нужд. Но характерной для нашего края является использование сеченой соломы. Крупно сеченую солому добавляют в глину для изготовления самана и штукатурки, мелко сеченую – в художественных целях для изготовления настенных аппликационных композиций.
В настоящее время активно возрождается и находит широкое применение техника аппликаций из мелко сеченой соломки (ромбиками).
Данная техника синтезировала в себе известные доселе приемы аппликации из соломки: использование бумажной выкройки, элементы обьемной аппликации, свои находки.
Подготовленная солома мелко сечется ромбиками и наклеивается на бумажную выкройку либо сплошную, либо вырезанную только по контуру. Из отдельных элементов составляется целое изображение и приклеивается к основанию только отдельными частями для получения объема. В некоторых случаях детали приклеиваются только по контуру, а в середину для получения объема вкладывают кусочек ваты или бумажной салфетки. Таким приемом художник передает махровость цветка, пушистость ели изображает колючки ежа, шерстку животных, перья птиц – и они будто оживают на глазах.
Заготовка соломы
Для работы широко используют пшеничную и ячменную солому. Золотистый цвет, переливчатый блеск, легкость, пластичность и достаточно высокая прочность пшеничной соломы способствует раскрытию красоты именно этого природного материала. Но ячменная солома по своим свойствам немного преобладает над пшеничной. Она более мягкая, нежная легко и свободно режется на очень тонкие, короткие полости. Заготавливают стебли соломы в период колошения, когда солома имеет серебристо-зеленый цвет, или вначале стадии созревания зерна, когда ствол начинает золотиться. Стебли растения срезают ножницами под самый корень.
Обработка сырья
Стебель любого злакового растения разделен на несколько частей так называемыми узлами. Каждая такая часть называется коленцем или междоузлием. Верхние коленца соломы являются прекрасным материалом для любых видов работ. Их условно можно отнести к первому сорту. Самые толстые коленца имеют жесткие стенки, поэтому они больше используются для плоскостных аппликаций деревьев, листьев, цветов. Срезанную соломку сушат под навесом.
Высушенную соломку делят на две части. Одну хранят в сухом помещении, связав в снопы, другую часть предварительно обрабатывают. У каждой соломины ножницами срезают колос, удаляют покрывные листья, а затем разделяют на отдельные коленца. Чтобы часть соломин приобрела равномерную золотистую окраску, их выдерживают на солнце примерно 2 – 3 дня.
Отбеливание соломы
Заготовленную солому отбеливают в двух случаях - для получения серебристого оттенка или чистого цвета. При отбеливании соломы, на руки нужно надевать резиновые перчатки или стараться работать очень аккуратно, чтобы отбеливающий раствор не попал в глаза.
Соломку кладут на дно алюминиевой или стеклянной посуды и прижимают деревянной решеткой, а сверху еще и тяжелым гнетом. Затем соломку заливают горячим 5-10 % раствором перекиси водорода и выдерживают в нем около 6 часов. Отбеленную солому несколько раз промывают чистой водой, чтобы удалить мельчайшие частицы отбеливателя, оставшиеся на поверхности.
Окрашивание соломы
Отбеленную солому при желании можно окрасить в любой цвет анилиновыми или растительными красителями. С помощью растительных красителей солому можно окрасить в зеленый цвет, бурый, коричневый, красный и близкие к ним тона. Хотя растительные краски имеют приглушенные тона, они отличаются естественной красотой и высокой светостойкостью. Соломка, окрашенная анилиновыми красками, имеет яркий, насыщенный цвет, который как бы усиливает переливчатый блеск природного материала. Но следует помнить, что в отличие от растительных, анилиновые красители быстро выгорают на солнце.
А как же приготовить растительные красители?
За красящими растениями не нужно далеко ходить – они часто растут тут же, у нас под боком: на огороде, даче, у забора, у речки, на меже, на лугу. Здесь можно найти крапиву, пырей, конский щавель, ромашку, сурепку. Можно так же получить красители из молодой картофельной ботвы (желто-лимонный и салатный цвет), цветок тополя (желтый цвет), луковой шелухи (светло-коричневый, коричневый). Заготовленные корни пырея (голубой цвет), крапивы (желтый цвет) нужно помыть, нарезать и посушить. Содержание красящих веществ в каждом растении зависит от многих причин, например: от состава почвы, времени сбора сырья.
Работа с соломкой
Если Петриковская роспись и плетение из талаша нашли свое преимущественное распространение на Кубани, то различные техники работы с соломкой характерны практически для всех стран мира. В России широко использовалось плетение из пшеничной, ячменной и ржаной соломы в бытовых целях. Из нее плели лапти, рогожки, покрывали крыши изб, утепляли помещения, набивали тюфяки. Из соломки изготавливали детские игрушки. В Китае, Японии и Вьетнаме, занимались плетением и аппликацией из рисовой соломки. В Западной Европе соломкой украшали пасхальные яйца, шкатулки, рамки для фотографий, табакерки и другие бытовые мелочи.
Как художественный материал соломка получила свое применение в искусстве «инкрустация». В начале 20 века в Белоруссии археологи обнаружили в двух полуразрушенных церквах алтарные двери, изготовленные в 18 в. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при более детальном рассматривании оказалось, что они выполнены из соломки. Мягкое золотое сияние, излучаемое этим материалом, объединяет энергию солнечных лучей и тепло человеческих рук. Изделия из соломки удивительным образом сочетают в себе красоту и благородство.
В России и на Украине наибольшее распространение получила инкрустация мебели для городского интерьера, потому что техника требует наличие мебельного лака, который в деревенской жизни отсутствовал. Соломкой инкрустировались туалетные столики, рамки для зеркал, дверцы шкафов, спинки стульев и диванов. Сначала всю поверхность изделия покрывали сплошным зеркальным слоем мебельного лака, а вырезанные из соломки элементы вдавливались в этот слой. Таким образом, добивались прочности и возможности длительного использования инкрустированной мебели. Глянцевая поверхность соломки органично сочеталась с зеркальным блеском лаковой основы.
На Кубани инкрустированные соломкой предметы интерьера встречались редко, в основном в городах, и они были привозными.
Различают несколько аппликативных техник, связанных с особенностями технологического процесса: безосновную, на бумажной основе и объемную аппликацию из соломки.
Безосновная техника – плоскостная и предполагает вырезывание деталей аппликации без наклеивания на бумажную основу. Детали этой аппликации приклеиваются к основанию всей плоскостью.
Аппликация на бумажной основе сначала выполняется на бумажной выкройке, а затем целыми фрагментами приклеивается к основанию.
Объемная аппликация может быть, как безосновной, так и выполняется на бумажной выкройке. Объем в любом случае достигается загибанием деталей с помощью ножниц. Готовые элементы крепятся к основанию не всей плоскостью, а только частью. Этим и достигается объем работы.
Автор: Хохлачева Ольга Александровна