Урок развития речи. Обучение написанию этюдов
Мастер-класс
(Слайд № 1).
Земля хороша собой…
(ПИШЕМ ЭТЮДЫ, ИЛИ ЗАРИСОВКИ С НАТУРЫ)
…схватить в слове проходящее мгновенье…
М. Пришвин
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Начну я свой мастер-класс с прочтения одной лексической статьи из словаря русского языка С.И. Ожегова. (Слайд №2).
1. Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего большого произведения. Э. к картине.
2. Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу. Литературный э.
3. Музыкальное произведение виртуозного характера. Этюды Рахманинова.
4. Вид упражнения (в музыке, шахматной игре). Этюды для начинающих.
5. мн. Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов. Отправиться на этюды. О прил. этюдный, -ая, -ое (к 1. 3, 4 и 5 знач.).
А так как наша тема: «Пишем этюды, или зарисовки с натуры», то мы сегодня обратимся ко второму значению данного слова. (Слайд № 3).
Этюд – это небольшая зарисовка, набросок, эскиз, описывающие реальные предметы или явления несколькими штрихами, но метко и точно.
Ребята, если вы сумеете сосредоточиться на чем-то ярком, на том, что когда-то произвело на вас сильное впечатление (это может быть интересная встреча, разговор), то вам нетрудно будет создать свой этюд.
Для начала нужно запомнить, что этюд – это не простая фотография явления, события, факта, а отражение действительности. Можно записать: отражение действительности.
Скажите, мы часто замечаем ту неброскую красоту окружающего мира, которая сопровождает нас? (редко).
Поэтому давайте обратимся к творчеству (Слайд № 4) замечательного писателя-пейзажиста М.Пришвина, который умел «схватить в слове проходящее мгновенье», мастерски передавал жизнь природы, замечал мельчайшие детали окружающего мира. Вел дневник и в нем отражал свое отношение к природе и человеку.
Предлагаю познакомиться с его этюдом «Рождение звука» (откройте папки, 1страница).
(Слайд № 5).
Наша задача – увидеть красоту природы, переданную писателем, научиться у него точно, метко, образно подмечать предметы и явления окружающего мира, так «сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». Кроме того, попробовать самим написать этюд.
(Слайд № 6, с музыкой Вивальди).
Итак, читаем этюд «Рождение звука». Я читаю вслух. (выключить музыку)
Какое настроение создается у вас при чтении этого этюда (радостное, хорошее).
А теперь давайте посмотрим, как автор передал свое настроение. Обратимся к изобразительно-выразительным средствам языка. Откройте вторую страницу.
Как вы думаете, какие средства использовал автор в своем этюде?
(Слайд № 7). (сравнения, олицетворения).
Найдите сравнения? (как песком посыпано, как пожар на снегу). Найдем олицетворения (снег осел, выпрыгивают веточки, лес шевелится, лес встает, бегут ручьи, рождается звук).
А еще автор использовал уменьшительно-ласкательные суффиксы. Найдем слова с этими суффиксами (хвоинки, веточки, лапки). Они словно живые, выпрыгивают из-под снега. Значит, писателя радует весна, быстрое пробуждение природы – это чувствуется во всем.
С помощью каких частей речи изображает Пришвин пробуждение жизни? (глаголы, сущ., прил.). Какие слова, выражения вам особенно понравились? (теребили, прогалины).
Как вы думаете, почему Пришвин дал этюду такое название? (Звук первой капели весной рождается из тишины зимнего спящего леса).
Такой увидел и услышал весну Пришвин.
У вас есть сегодня возможность для самовыражения. Я думаю, эта цель достижима. Мы с вами напишем этюд о человеке. Запишите у себя: этюд о человеке.
(Слайд № 8).
Можно писать о чем угодно, кроме того, чего ты не видел сам, и надо постараться, чтобы мы, слушатели, не только поняли, узнали о том, что произвело на тебя впечатление, но и прониклись этим впечатлением, вошли вместе с тобой и увидели твоими глазами и цвета, и формы и поняли твои переживания.
Давайте оттолкнемся от слов Пришвина (Слайд № 9) «Пусто никогда не бывает вокруг нас, даже если ты один и если кажется пусто, то сам виноват».
Кто задаст первую фразу? (Этюд о человеке? О каком? Какое слово вертится в голове? Утро. Я иду в институт и смотрю по сторонам. Люди идут, идут. У них свои дела, свои заботы. Вот идет… на кого похож. Идет первоклассница с портфелем. Она считает себя взрослой. А вот проплывает… Я тоже занимаю какое-то место среди людей. Может и меня кто-то разглядывает…).
Пока ребята пишут, я хочу обратиться к коллегам.
Уважаемые коллеги. Каждый раз, попадая в более или менее сложные педагогические ситуации, ощущаешь какую-то внутреннюю преграду, затрудняющую «обратную связь». Вроде и говоришь то, что нужно, вроде и отвечает ученик как должно, а глубинного взаимопонимания нет. Пытаясь разрушить этот барьер, в каждом классе, где я работаю, предлагаю написать сочинения на темы необычные, неожиданные, стараюсь вывести из стереотипа. Ребята в таких работах, как этюд, сказка, очерк, путевые заметки, эссе раскрываются очень интересно. Я не ставлю перед собой цели сделать своих учеников писателями. Просто учу образному видению и логическому осмыслению увиденного, учу стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди людей.
В какой же последовательности даю темы? Ищу закономерности. Темы идут как бы по спирали.
(Слайд № 10). Мироздание, живой мир, искусство, «Я и мы», нравственные проблемы.
Система работы (Слайд № 11): уроки развития речи, внеклассное чтение, внеклассная работа в краеведческом литературно-исследовательском обществе «Родник»: выпуск журнала, оформление стендов, беседы, иллюстрирование.
Ваше мнение, коллеги, куда могут быть перенесены способности, развитые в процессе литературного творчества школьника? (на любой вид творчества и дадут толчок к развитию общего творческого потенциала личности).
Как можно использовать этот вид работы при изучении своего предмета? (на уроках литературы - развитие умения перерабатывать впечатления от реальной действительности в литературные образы. Например, А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», образ Швабрина).
Итак, ребята, что же получилось у вас? Чтение этюдов. Одобряю первый опыт есть.
Мы заканчиваем наш мастер-класс. Хочу сказать, что, готовясь к нему, я ставила перед собой две задачи: во-первых, поделиться опытом работы и заинтересовать коллег знакомством с возможностями ребят, их потенциалом, глубиной чувств; во-вторых, доказать необходимость – искать пути к ним и показала одну из дорог. Посмотрите, пожалуйста, несколько работ.
(Слайд № 12).(включить музыку Дидюли «Сатиновые берега»).
Благодарю ребят за усердие и старание. Коллег – за внимание.
Всем желаю творческих успехов!
Автор: Кузьмина Галина Николаевна