Смысл заглавия рассказа Ги де Мопассана «Ожерелье»
Конспект урока по литературе в 8 классе.
Тема урока: « Смысл заглавия рассказа Ги де Мопассана «Ожерелье»
Цели урока
План урока
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
Приветствие. Анализ дидактического материала, восстановление текстов (см.Приложение 1).
Работа в группах
Межгрупповой диалог.
Учитель: Добрый день, ребята! При подготовке к уроку вы, наверное обратили внимание на распечатки, лежащие на ваших партах. Теперь вы можете рассмотреть их повнимательнее. Подумайте, каково должно быть задание к этим материалам.
(Учащиеся знакомятся с материалами и формулируют задание: «Внимательно прочитать тексты, данные на карточках и восстановить пропущенную информацию»)
Учитель: Выполните это задание в группах и вынесите свое мнение на обсуждение в классе, аргументировав его.
(Учащиеся предлагают свои варианты, учитель направляет дискуссию)
Учитель: Понятие «заглавие» имеет отношение к теме нашего сегодняшнего урока по рассказу Мопассана «Ожерелье». Попытайтесь самостоятельно сформулировать ее.
Формулировка темы урока учащимися.
(Учащиеся предлагают формулировки. Учитель предлагает свою. Ребятам предлагается записать формулировку, которая им наиболее близка).
Рефлексивный момент.
(см. Приложение 2)
Учитель: На доске вы видите шкалу, которая сегодня будет отражать ваши знания по теме. Начертите такую же, только в меньшем масштабе, в своих тетрадях и отметьте точку, в которой вы сейчас «находитесь». Насколько процентов вы смогли бы раскрыть тему, если бы вам прямо сейчас нужно было бы, например, написать сочинение? (Учащиеся оценивают свои возможности)
- А что же тогда мы будем считать за стопроцентный результат? Какие цели для себя поставим? Давайте попробуем сделать это в форме вопросительных предложений.
Целеполагание.
(Учащиеся предлагают свои варианты, учитель корректирует формулировки, которые затем ребята записывают в тетрадь)
Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке мы должны будем ответить на следующие вопросы:
• Как заглавие связано с содержанием рассказа?
• Какую роль играет заглавие для раскрытия смысла произведения?
• Что отражает заглавие: тему или основную мысль рассказа?
Учитель: В какой форме удобнее будет оформить результат нашей работы?
Выбор способа действий.
(см. Приложение 3)
(Ответы учащихся: в виде схемы, таблицы, конспекта ит.д. Учитель предлагает наиболее предпочтительную форму схемы).
3. Поисково-исследовательский этап.
Анализ произведения в соответствии с поставленными целями.
Фронтальная работа
Учитель: Открывая любое художественно произведение, мы, прежде всего, читаем его заглавие. Так же было, когда мы начали изучение рассказа «Ожерелье». Какие ассоциации возникли у вас в первый момент в связи с этим словом?
(Учащиеся выстраивают ассоциативный ряд: блеск, роскошь, красота)
- Подтвердились ли ваши ожидания, когда вы рассказ прочитали? Связано ли заглавие с содержанием? Приведите примеры из текста, подтверждающие это.
(Учащиеся пересказывают и прочитывают эпизоды, в которых рассказывается о богатстве и роскоши: мечты госпожи Луазель, эпизод бала и др.) Пооперационный контроль
Учитель: Таким образом, мы достигли одной из целей урока. Сформулируйте и запишите вывод в схеме.
(Ответы учащихся: заглавие ассоциативно связано с содержанием рассказа)
Учитель: Ребята, получившие индивидуальные задания на дом, помогут вам раскрыть еще одну грань смысла заглавия. Расскажите, что делали вы дома и к какому выводу пришли.
(Учащиеся получили на дом задание найти в тексте рассказа слова, относящиеся к той же тематической группе, что и слово «ожерелье». Они делают вывод о том, что в тексте очень много таких слов: драгоценности, камни, браслеты, жемчуга, сокровище и др.)
Учитель: Для чего автор вводит в текст эту группу слов и функцию какого художественного приема они выполняют?
(Учащиеся отвечают на вопрос, учитель корректирует формулировку)
Учитель: С помощью этих деталей автор дает характеристику главной героини рассказа. Мы глубже понимаем ее поступки, мотивы ее поведения. Что мы запишем в схему?
(Учащиеся дополняют записи в тетрадях)
Учитель: Все ли цели урока были достигнуты?
(Учащиеся выясняют, что остался без ответа еще один вопрос).
Учитель: Каково ваше мнение?
Дискуссия
(В ходе дискуссии выясняется, что заглавие отражает основную мысль рассказа)
4. Практический этап. Работа в группах.
Учитель: Какова же основная мысль произведения? Обсудите вопрос в группах и сформулируйте идею произведения, запишите ее в тетрадях. Что может помочь вам? (Текст рассказа).
Учащиеся работают в группах, затем озвучивают формулировки идеи, оценивают ответы одноклассников.
Учитель: А мне хотелось бы подвести итог вашим размышлениям формулировкой самого автора: «Жизнь изменчива и капризна! Как мало нужно для того, чтобы спасти или погубить человека!»
5. Рефлексивно-оценочный этап.
- И в завершение нашей работы давайте вернемся к шкале, по которой вы оценивали свой уровень знаний по теме. Отметьте точку, к которой вы подошли в конце урока. Достигли ли вы 100%? Если нет, то почему вам так кажется?
(Учащиеся отвечают, что смысл лаконичного заглавия рассказа так глубок, что, возможно, существуют и другие его грани)
Домашнее задание
Учитель: В качестве домашнего задания предлагаю вам попробовать найти альтернативные заглавия к этому рассказу, по аналогии выявить их смысл и сделать вывод о том, какое же заглавие лучше.
Приложения
Приложение 1.
Раздаточные материалы
1. О всемогущее … ! Ты часто пророк успеха! Ты для книги то же самое, что и убор для красавицы: чем пышнее, чем великолепнее, тем лучше, тем краше, тем интереснее становятся и книга и красавица.
(Из газеты «Северная пчела»)
2. Это понятие тесно связано с содержанием произведения. Часто оно прогнозирует это содержание, например, называет тему, главного героя, указывает время или место действия. А иногда - подсказывает идею произведения, содержит в себе обобщенный вывод в форме цитаты.
… - сильная позиция любого текста.
Существуют …-ассоциации, которые ставят перед читателем задачу, разрешить которую можно лишь после прочтения произведения. Слова, вынесенные в такое … , часто обретают переносный смысл.
Слова … могут быть метафорой ко всему произведению, превратиться в антитезу или аллегорию, сделаться символом. Часто в основе … лежат другие тропы и риторические фигуры.
Им отводится важная роль в разных речевых ситуациях.
(Школьная риторика под ред. Т.А.Ладыженской)
3. … - словесное обозначение какого-нибудь произведения или его части.
(«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова)
Приложение 2.
Рефлексивная шкала
0% 100%
/___________________________________/
Приложение 3.
Схема «Смысл заглавия рассказа «Ожерелье»
«Ожерелье» - ассоциативно связано с содержанием
- значимая деталь рассказа
- основная мысль рассказа
Автор: Мамонтова Елена Ивановна