Программа Студии "Аккорд" Педагог I категории Барсукова Надежда Сргеевна
Содержание.
1. Пояснительная записка……………………………………………………..…3
2. Учебно – тематический план………………………………………………….8
3. Содержание……………………………………………………………………11
4. Методическое обеспечение…………………………………………………..17
5. Литература…………………………………………………………………….20
Приложение………………………………………………………………………22
«Гитара – инструмент восхитительный, сколь же
скромный, столь и богатый, покоряющий своими
нежными или творческими звуками: в нем
сконцентрировалось на протяжении времени богатое
наследие и все достоинства старинных благородных
инструментов, что однако не привело к утрате
характера, приданного ему самим народом. И можно ли
отрицать, что из струнных инструментов с грифом
гитара является самым полным по своим гармоническим
и полифоническим возможностям»
/Мануэль де Фалья/
1. Пояснительная записка.
Актуальность программы
Пение под аккомпанемент гитары во все времена было весьма популярным видом музыкального искусства. Актуально это и в настоящее время. Это дает возможность детям, особенно в непростом подростковом возрасте, проявить свою индивидуальность, обратить на себя внимание ровесников, проявить свое «я», реализовать свой творческий потенциал и просто получать удовольствие от собственного творчества.
Актуальность программы заключается еще и в том, что при повышенном интересе детей и подростков к этому популярному инструменту и исполнение произведений под его аккомпанемент, дети получат реальную возможность овладеть инструментом в достаточно короткие сроки. Данная программа направлена на приобщение детей к музыке, на предоставление возможности их музыкального развития. В процессе обучения дети осваивают основы вокального искусства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
Программа не предусматривает профессионального обучения игре на шестиструнной гитаре, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными. А также учитывается то, что игра на инструменте является аккомпанементом для вокального исполнительства.
Данная программа составлена на основе авторской образовательной программы «Обучение игре на шестиструнной гитаре» Николая Анатольевича Смирнова, педагога дополнительного образования г. Санкт – Петербурга.
Направленность программы.
Программа «Аккорд» относится к программам художественно-эстетической направленности.
Новизна программы заключается в возможности обучения более широкого круга детей, с разными музыкальными данными и способностями в условиях учреждения дополнительного образования детей. В данной программе содержание включает не только обучение игре на инструменте, но и формирование певческих навыков, развитие слуха и голоса детей обучение вокальному мастерству, В основу разработки программы «Аккорд» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Педагогическая целесообразность.
Учебный материал программы составлен с учетом способностей и возрастных особенностей детей, последовательного и постепенного развития обучающихся и направлен на постепенное увлечение и расширение теоретических знаний, а также получение практических умений и навыков пения и игры на шестиструнной гитаре.
В ходе реализации программы ребята овладевают разными приемами игры на гитаре, знакомятся с различными музыкальными стилями и жанрами, вокальными навыками.
Данная программа предусматривает индивидуальный подход в подборе репертуара для воспитанников, от классических произведений до современной музыки. Данная программа формирует умение творчески подходить к исполнительской деятельности, способствует воспитанию трудолюбия и любви к вокальному искусству, инструменту, целеустремленности и настойчивости.
Набор детей на первый год обучения проводится по желанию, без предварительной проверки музыкальных способностей. В дальнейшем используется дифференцированный подход при организации занятий с ребенком: с учетом возраста, способностей и индивидуальных особенностей развития.
Отличительные особенности программы.
Отличие данной программы от других программ заключается в том, что она включает в свое содержание не только обучение игре на шестиструнной гитаре, но и развитие вокальных навыков воспитанников, исполнение произведений как индивидуально, так и в ансамбле.
Цель программы:
Формирование вокальных навыков и навыков игры на шестиструнной гитаре посредством творческой деятельности.
Задачи:
v Обучение воспитанников игре на шестиструнной акустической гитаре;
v Развитие музыкального слуха, вокальных данных воспитанников, певческих навыков;
v Воспитание художественного вкуса, уважения к различным жанрам музыкального искусства, чувства патриотизма через музыкальное образование;
v Формирование сценических навыков.
Принципы образовательной программы.
В основе содержания и методики реализации программы «Аккорд» лежат следующие принципы педагогической деятельности:
Принцип гуманизации - выражается в подходе к подбору репертуара, определении содержания учебного материала, доступных способах его преподнесения, а также в создании наиболее благоприятных условий для развития и проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;
Принцип последовательности - содержательные задачи решаются методом изложения учебного материала «от простого к сложному», в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями ребенка.
Принцип демократизации - проявляется в предоставлении воспитанникам свободы для саморазвития, реализации творческого потенциала через репертуар определенной направленности и стиля;
Принцип комплексности - основан на совершенствовании не только игры на музыкальном инструменте, пения, но и всех взаимосвязанных с ними психофизическими качествами, в том числе различными видами музыкальной, исполнительской и артистической выразительности, волевых навыков, творческих особенностей, совершенствованием качеств души ребенка;
Принцип связи теории с практикой - для выполнения поставленных задач необходимо добиваться такого уровня теоретических знаний, на котором дети не только знают, но и умеют применять свои знания на практике, при исполнении вокального произведения и игре на музыкальном инструменте. В свою очередь, практическая работа является способом закрепления теории, накопления и совершенствования уже приобретенных умений и навыков исполнительства.
Принцип индивидуального подхода в обучении - индивидуальная форма занятий способствует достаточно скорому выявлению музыкальных способностей каждого воспитанника, раскрытию индивидуальных физиологических и психологических особенностей, его интересов, личностно - значимых ценностей.
Возраст воспитанников:
Программа рассчитана на детей 12 - 18 лет
Младшая группа – 12 - 15 лет
Старшая группа 15 - 18 летСрок реализации:
Программа рассчитана на 2 года обучения. Всего 432 часа
- первый год обучения – младшая группа (216 часов)
- второй год обучения - старшая группа (216 часов)
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Всего 216 часов в год. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников студии на занятии не более 12 человек. Индивидуальные занятия включены в данное количество часов.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. Время, отведенное для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
При организации образовательного процесса используются следующие формы занятий:
v Учебные занятия;
v Репетиции к подготовке выступлений;
v Концертные выступления различного уровня;
v Посещение детских вокальных конкурсов и фестивалей и участие в них;
v Творческие встречи с различными детскими коллективами, посещение концертов, театров с последующим обсуждением.
Ожидаемые результаты обучения.
К концу первого года обучения дети должны:
· Овладеть навыками игры на шестиструнной гитаре, используя записи буквенно – цифровых знаков;
· Уметь пользоваться инструментом;
· Овладеть навыками ансамблевой игры. Играть чисто, выразительно, понимая функцию и роль в ансамбле.
· Уметь исполнять песни четко, выразительно, используя различные темпы и ритмы. Изучить 8 – 10 музыкальных произведений различных по форме и содержанию;
· Знать особенности и возможности певческого голоса;
· Владеть постановкой рук, посадкой, исполнительскими движениями;
· Использовать основные приемы исполнения (апояндо и тирандо, исполнение двойных нот);
· Иметь сформированную культуру поведения во время занятий;
· Проявлять интерес к гитарной музыке.
К концу второго года обучения дети должны:
· Совершенствовать навыки игры на шестиструнной гитаре. Уметь слышать инструмент, соблюдая все нюансы музыкального произведения. Четко и выразительно вступать в игру, соблюдая темпоритм и музыкальный размер;
· Освоить 8 - 10 музыкальных произведений разнообразных по форме, стилю и содержанию. Самостоятельно подбирать произведения по желанию, обрабатывать их в нужной манере исполнения;
· Уметь пользоваться всеми тональностями и их параллельными ладами. Знать все лады на слух;
· Использовать модуляцию в нужном произведении;
· Владеть элементарным сценическим мастерством;
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников студии в концертах, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Кроме наблюдения проводится мониторинг результатов обучения ребенка по программе, который включает теоретическую, практическую подготовку. (Приложение).
2. Учебно-тематический план.
I год обучения.
№
Разделы, название темытеория
практика
индивид.
работа
всего
I.
Введение
4
1.1
Презентация творческого объединения
1
2
-
3
1.2
БОЖ
1
-
-
1
II.
Знакомство с акустической шестиструнной гитарой
3
3
6
III.
Аккорды
2
11
11
24
3.1
Обозначение струн и пальцев
1
1
2
3.2
Посадка и постановка рук
2
4
6
3.3
Постановка аккордов
4
4
8
3.4
Приемы и позиции баррэ
3
3
6
3.5
Мажоры, миноры
1
1
2
IV.
Формирование основных вокальных навыков.
3
10
5
18
4.1
Звукообразование.
1
2
1
4
4.2
Певческое дыхание.
1
3
4
4.3
Дикция и артикуляция.
1
5
4
10
V.
Работа над техникой игры на гитаре
4
22
22
48
5.1
Индивидуальная работа (чувство ритма)
18
18
5.2
Ансамблевая работа (единство мастерства)
2
16
18
5.3
Темпы ритма
2
6
4
12
VI.
Знакомство с творчеством музыкантов
8
10
18
VII.
Работа над репертуаром
1
20
18
45
VIII.
Формирование и развитие сценических навыков
2
10
6
18
IX.
Концертно-исполнительская деятельность
2
30
10
42
9.1
Репетиции
6
10
9.2
Выступления, концерты.
2
24
Итого
28
118
72
216
II год обучения.
№
Разделы, название темытеория
практика
индивид.
работа
всего
I.
Организационная работа
3
3
6
II.
Работа над техникой игры на гитаре
6
24
8
38
2.1
Ансамблевая работа. Дуэт, трио, квартет
2
16
18
2.2
Транспонирование и модуляция
2
4
4
10
2.3
Освоение приема апояндо и тирандо.
2
4
4
10
III.
Совершенствование вокальных навыков
1
23
24
48
3.1
Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
6
20
26
3.2
Вокальные упражнения.
6
6
3.3
Артикуляционный аппарат.
4
2
6
3.4
Речевые упражнения
4
2
6
3.5
Дыхание, опора дыхания.
1
3
4
IV.
Шедевры мировой классики
4
8
12
V.
Авторская деятельность
2
4
4
10
VI.
Работа над репертуаром
24
30
54
VII.
Вокально-исполнительские приемы и развитие исполнительских качеств.
2
6
4
12
VIII.
Концертно-исполнительская деятельность
2
32
2
36
8.1
Репетиции
10
2
12
8.2
Выступления, концерты.
2
22
26
Итого
20
124
72
216
3. Содержание программы.
I год обучения
Раздел I. Введение.
1.1. Презентация творческого коллектива.
Теория: Знакомство с программой творческого объединения, традициями. Практика: Просмотр фотоальбомов, записей выступлений.
1.2. БОЖ.
Теория: Правила поведения на занятии. Техника безопасности при работе с инструментом.
Раздел II. Знакомство с акустической шестиструнной гитарой.
Теория: Истории создания шестиструнной гитары.
Исполнительская школа игры на гитаре (латиноамериканская, европейская и русская школы).
Практика: Устройство гитары, её составные части. Качества гитары. Правила ухода и хранения гитары.
Раздел III. Аккорды.
3.1.Обозначение струн и пальцев.
Теория: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте:
правая рука: большой палец – р, указательный палец – i, средний палец – m, безымянный – а;
левая рука: указательный палец – 1, средний палец – 2, безымянный – 3, мизинец – 4.
3.2. Посадка и постановка рук.
Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения.
Практика: отработка посадки и постановки рук.
3.3. Постановка аккордов.
Теория: Виды аккордов. Буквенно – цифровая запись аккордов.
Практика: Постановка аккордов по буквенно – цифровой записи.
3.4. Приемы и позиции баррэ.
Теория: Баррэ – как разновидность аккордов. Позиции баррэ. Объяснение приема исполнения.
Практика: Отработка приема баррэ.
3.5. Мажоры, миноры.
Теория: Тоника. Тональность. Мажор и минор. Высотное положение мажорного или минорного лада. Ладовое наклонение, например: C-dur (до мажор), Fis-dur (фа-диез мажор), a-moll (ля минор), es-moll (ми-бемоль минор).
Практика: Определение тональностей. Применение на практике.
Раздел IV. Формирование основных вокальных навыков.
4.1. Звукообразование.
Теория: Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения.
Практика: Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
4.2. Певческое дыхание.
Теория: Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок».
Практика:.Формирование чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
4.3. Дикция и артикуляция.
Теория: Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Правила орфоэпии. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата.
Практика: Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.
Раздел V. Работа над техникой игры на гитаре.
Теория: понятия темпа и ритма. Требования к игре в ансамбле.
Практика: отработка игры на инструменте дуэтом, трио, квартетом, ансамблем.
5.1. Индивидуальная работа (чувство ритма).
Практика: Отработка навыков игры на инструменте.
5.2. Ансамблевая работа (единство мастерства).
Теория: Основы ансамблевой игры. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный).
Практика: Отработка игры в ансамбле. Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
5.3. Темпы и ритмы.
Теория: Знакомство с видами темпов и ритмов
Практика: Развитие навыков игры различных темпов и ритмов.
Раздел VI. Знакомство с творчеством музыкантов.
Теория: Знакомство с творчеством бардов, рок и реп певцов.
Практика: Прослушивание музыки. Тематические вечера. Творческие встречи.
Раздел VII. Работа над репертуаром.
Теория: Разбор произведений
Практика: тренировочные занятия, работа с музыкальными словарями, анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания музыкального произведения, основы сценической культуры. Работа над вокальными и инструментальными произведениями. Разучивание музыкальных произведений.
Раздел VIII. Формирование и развитие сценических навыков.
Теория эмоциональность, артистичность, внимание, чувство партнера.
Практика: Формирование и развитие таких сценических навыков как поведение на сцене, артистизм.
Раздел IX. Концертно-исполнительская деятельность.
9.1. Репетиции.
Практика: Отработка концертных номеров.
9.2. Выступления, концерты.
Практика: Выступление солистов и ансамбля.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
II год обучения.
Раздел I. Организационная работа.
Теория: Правила поведения на занятии. Техника безопасности при работе с инструментом.
Практика: Повторение пройденного материала.
Раздел II. Работа над техникой игры на гитаре.
2.1. Упражнения для развития техники рук.
Теория: Повторение и закрепление ранее полученных знаний в технике легато, баррэ и пальцевой техники.
Практика: Упражнения для развития беглости пальцев по методике Агафошина. Упражнения на развитие легато и баррэ..
2.2. Транспонирование и модуляция.
Теория: Понятия – тональность, транспонирование и модуляция. Объяснение понятия «смена позиции» и необходимость освоения соответствующих умений и навыков – как условие качественного исполнения.
Практика: Переходы с одной тональности в другую. Формирование умений смены позиций в процессе работы над музыкальным произведением.
2.3. Освоение приема апояндо и тирандо.
Теория: Апояндо и тирандо – основные приемы звукоизвлечения.
Применение этих приемов; их влияние на силу звука, тембр, плотность звучания.
Практика: Освоение этих приемов ногтевым и безногтевым способом звукоизвлечения.
Раздел III. Совершенствование вокальных навыков.
3.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Теория: Понятие «acapelo». Чистота интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Практика: Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
3.2. Вокальные упражнения.
Теория: Значение вокальных упражнений.
Практика: выполнение вокальных упражнений на
– музыкальный звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си с диезами и бемолями)
– ритмическую структуру музыки (целые, половинки, четверт, пунктирный ритм, синкопа, двудольность, трёхдольность и т.д.)
– виды вокальной техники (легато, стаккато, портаменто, беглость, кантилена, трель, филировка и т.д.)
– набор особо полезных для постановки голоса звуков речи (гласные, согласные и слоги, например, а-а-а, э-э-э, и-и-и, о-о-о, у-у-у, м-м-м, йо-о-о, ми-и-и, ды-ы-ы, ля-а-а, на-а-а, рэ-э-эй, и т.п.).
3.3.Артикуляционный аппарат.
Теория: Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи.
Практика: Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
3.4. Речевые игры и упражнения.
Теория: Значение речевых игр и упражнений.
Практика: Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
3.5. Дыхание, опора дыхания.
Теории: Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения.
Практика: Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
Раздел IV. Шедевры мировой классики.
Теория: Знакомство с мировой классической инструментальной музыкой, композиторами и исполнителями классики.
Практика: Прослушивание музыки. Подбор репертуара. Разучивание и исполнение.
Раздел V. Авторская деятельность.
Теория: Разъяснение принципов и основ подбора мелодий по слуху и аккордового аккомпанемента.
Практика: Подбор мелодий и аккомпанемента по выбору детей. Сочинение стихов, музыки. Исполнение собственного произведения.
Раздел VI. Работа над репертуаром.
Теория: Анализ формы, содерж
Автор: Надежда Сергеевна Барсукова