Патриотическое воспитание детей
Патриотическое воспитание детей
средствами народного искусства
Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Это фундамент формирования культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развития его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире.
Программа «Фольклор и народные традиции» модульной школы «Русская горница», как начальная ступень приобщения ребенка к народному творчеству, призвана способствовать сохранению и преумножению наследия русской культуры. Дети узнают, как жили на Земле нашей прадеды, какие богатые и славные, добрые обычаи были у них, начнут понимать законы красоты природы, познают секреты мастерства, научатся применять дедовские приемы в своем творчестве. Приобщаясь к народной культуре, они почувствуют и увидят, что корень у всех народов единый и идет он от Земли-матушки и Солнца-батюшки.
Содержание программы подразделяется на четыре блок-темы:
I. У каждого искусства свой язык красоты – постижение и понимание общих законов искусства в окружающей жизни, формирование представления о многообразии художественного творчества, понимание того, что наряду с многообразием представлений народов о красоте существуют и общечеловеческие ценности Добро и Зло, Любовь.
II. Я Руси сын! Здесь край моих отцов! – изучение русского народного искусства, его истоков, воспитание любви и патриотических чувств к родному Отечеству, к большой и малой Родине.
III. Многоликий мир – такие разные культуры! – взаимодействие разных культур, их взаимообогащение. Это и есть тот процесс, благодаря которому каждая культура развивается, чем сильнее мы любим свою культуру, тем эмоциональнее и глубже воспринимаем другие.
IV. Живая связь времен, живое дерево ремесел – связь современного искусства с народным, неугасаемым источником для творчества современного художника и мастера, о необыкновенной способности народного искусства к совершенствованию и бесконечному развитию.
Такой блочный принцип группировки материала в программе позволяет не только выявить основные ключевые моменты изучения народного творчества, но и сплетает изучаемый материал в связную систему представлений о месте и роли народного искусства в жизни людей, преемственности поколений.
Работа педагогов строится на принципах народной педагогики:
наполнить все обучение и воспитание нравственным началом и красотой, дарить детям радость творчества, давать им возможность для самореализации и самовыражения как личности;
создать наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка через общение и активную познавательную деятельность;
не ограничивать занятия искусством искусствоведческой подготовкой воспитанников или овладением отдельными навыками работы, а способствовать общекультурному развитию детей.
У каждого народа существует своя традиционная культура, в которой значительное место отведено обрядовым играм и забавам. Через игру дети впитывают уклад своего народа, его нравственные устои, перенимают житейский опыт родителей. Потому в древности взрослые никогда не прерывали детских игр, не разрушали игровых построек и не выбрасывали игрушек. Наблюдая за играми детей, взрослые делали свои житейские выводы. Долгие, затейливые игры предвещали добрые времена. Когда девочки усердно нянчили кукол, – жди приплода. Если же мальчики не выпускали из рук пращи и луки – быть войне. Через игры и игрушки старший передавал знания и опыт младшему, а младший, играя, моделировал свою будущую жизнь, проигрывал прелюдию своей судьбы, а может быть, судьбу своего рода.
Бесспорное педагогическое воздействие на художественное становление личности ребенка оказывает раннее эмоциональное прикосновение к истокам народной культуры, которое похоже на чудотворную сказочную воду. От родного слова, родной песни, первой игрушки к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре – такой путь познания национальных и мировых культурных ценностей проходит выпускник «Русской горницы».
Занятия проводятся в просторном помещении, так как исполнение значительной части народных песен, музыкальных композиций, народных игр, праздников связано с танцем, хороводом, театрализацией. Эмоционально-нравственный климат на занятиях положительно влияет на духовное развитие обучающихся. На протяжении всех занятий они приобретают опыт коллективизма, сопереживания, сотворчества, учатся самостоятельности, развивают свое воображение и фантазию. Главная задача педагогов: не столько научить, сколько приобщить к народной песне, к народному музыкальному искусству, народным традициями обычаям, привить любовь к народному творчеству.
В силу особенностей возраста принципиально важно, чтобы младшие школьники стали не только свидетелями, но и участниками живого формообразования в художественном событии, могли естественно и радостно существовать в процессе художественной деятельности, могли получать удовольствие от своей причастности к чему-то увлекательному и одновременно значительному. В практике образовательной деятельности разработаны циклы интегрированных занятий по погружению в народную культуру русского, хакасского народов. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Процесс воспитания патриотизма в образовательной деятельности не может обходиться без привлечения родителей, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком своей близости с окружающим и Родиной начинается с осознания им любви к своей семье. Привлечение родителей к воспитательному процессу происходит с помощью совместного с детьми участия в праздничных программах, занятиях, исследовательской деятельности, помощи в изготовлении костюмов, реквизита.
Вершиной творческого роста ребенка является его участие в фольклорных праздниках. Важно, чтобы дети имели возможность показать свои способности, приобретенные знания и для этого успешно решаются вопросы координации образовательных и воспитательных программ, совместных мероприятий, как в школе, так и Центре детского творчества.
Автор: Дуюн Сергей Александрович