Методический доклад на тему : "Организация и содержание урока по специальности"
Методический доклад на тему:
«Организация и содержание урока по специальности»
Содержание
Урок является основной формой общения педагога и ученика. Здесь ставятся и разрешаются главные задачи обучения, происходит творческое взаимодействие двух индивидуальностей, даётся оценка достижениям и недостаткам, ставятся цели, определяется темп продвижения. Именно поэтому необходимо планировать урок. Это не только воспитывает самодисциплину педагога, но и даёт стимул к педагогическому размышлению.
Планируя урок, преподаватель, прежде всего, должен отталкиваться от индивидуальности учащегося. О. Шульпяков так пишет о работе известного исполнителя и педагога Михаила Израилевича Ваймана (4, с.50): «Приступая к занятиям с учеником, полагал Вайман, педагог не может руководствоваться только готовыми решениями. Опираясь на выработанные правила, он обязан находить каждый раз новый путь воспитания в зависимости от личностных особенностей обучающегося, его музыкальных и моторных данных».
В методике проведения урока В.Ю. Григорьев выделяет несколько аспектов. Один связан с его стратегией – выбором целей, долгосрочным планированием, созданием педагогом внутреннего «идеала» ученика. Другой – с определением желательной тактики – выбором ближних целей и задач, установлением круга наиболее эффективных методов развития ученика в той или иной области в связи с раскрытием его индивидуальности. Третий – с отбором конкретных методов, необходимого материала для решения поставленных задач. В процессе занятий в сознании педагога должны присутствовать все три стороны, что позволит избежать дробления процесса, увлечения мелочами. Но в то же время в самом течении урока педагог может столкнуться с тем, что намеченный путь, темп продвижения и другие стратегические и тактические структуры не во всем отвечают реальности. Это происходит и вследствие спонтанности развития ученика, неравномерности его продвижения вперед, и вследствие совершенствования педагогического опыта, нового видения ученика и путей его развития. Следовательно, корректировка намеченного процесса является обязательной частью методики проведения урока.
Как методика проведения, так и содержание урока в классе по специальности, предполагает принцип развивающего обучения. Для этого необходимо соблюдать несколько предпосылок:
1. В работе над произведением опираться на знание и опыт, полученный учеником в классах музыкально-теоретических дисциплин и предметах специального цикла.
2. Так как музыкальное мышление начинается с музыкальных образов, то сознание ученика следует обогащать такими представлениями и понятиями, которые способствовали бы развитию образно-ассоциативного мышления.
3. Расширяя репертуарные рамки за счет обращения к возможно большему количеству музыкальных произведений, следует стимулировать развитие таких практических навыков, как читка с листа, умение охватить произведение в целом, ансамблевое музицирование.
4. Заменить способ деятельности, основанный на памяти и подражании, такой работой в классе, при которой с максимальной полнотой проявились бы самостоятельность, активность и творческая инициатива учащегося.
Важным моментом проведения урока является выработка у ученика чувства ответственности за свою игру, за выполнение заданий педагога, свое творческое развитие. Но такой же ответственностью должен обладать и педагог, готовясь к каждому уроку, обдумывая его течение, предвосхищая достижения ученика, предвидя его просчеты. Задача педагога – воспитать самостоятельно мыслящих музыкантов с широким кругозором музыкальных знаний, способных к творческому поиску. На уроке должна идти речь о стиле, эпохе композитора, строении и форме, фактуре, тонально-гармоническом плане исполняемого произведения.
Педагог должен хорошо владеть методикой различных типов индивидуального урока.
Такой урок целесообразно проводить на различном музыкальном материале, решая одну профессиональную задачу, но в разных вариантах и в различном освещении. Например, помогая ученику проникнуть в сущность музыки, педагог учит, прежде всего, внимательному изучению нотного текста: синтаксису музыкальной речи, анализу аккордов, интонационному строению мелодии, закономерностям исполнения музыкальной ткани. Или, например, урок, посвященный средствам речевой выразительности: чередование долей, интонационные и кульминационные точки фразы, цезуры, дыхание. Если на уроке тема развернута широко, носит обобщающий характер, то планировать и готовиться к такому уроку просто необходимо.
2. Урок, направленный на приобретение умения самостоятельной домашней работы.
Нельзя требовать от ученика того, чему его не научили. Целесообразно такой урок разделить на две составные части. 1) Работа над произведением, изучение которого находится на начальном этапе. Педагог работает особенно тщательно и детально, при этом выбираются и подолгу отрабатываются лишь важнейшие моменты с точки зрения педагога и задач обучения, а не такт за тактом, штрих за штрихом с начала до конца. 2) В произведении, которое находится на завершающем этапе изучения, педагог ставит перед учеником конкретную задачу и рекомендует ученику самостоятельно на уроке добиться ощутимых результатов. К таким урокам педагог должен относиться особенно вдумчиво, так как воспитание навыков самостоятельной работы – один их основных разделов педагогики.
3. Урок, направленный на углубление и шлифовку исполнительских навыков ученика.
Задача этого урока в том, чтобы состоялось исполнение произведения целиком. Здесь педагогу надо проявить выдержку, не вмешиваться в исполнение, даже если оно не вполне удовлетворяет. Такой урок важен и для педагога и для ученика.
Педагог видит, как ученик охватывает произведение в целом, каково соотношение частей и целого, каково восприятие музыки, чувствует ли ученик линию развития.
Для ученика, поскольку он учит произведение по частям, такой урок необходим: во-первых, для проверки результатов домашней работы и выявления недостатков своего исполнения; во-вторых, для охвата произведения в целом и для яркого эмоционального переживания в момент исполнения; в-третьих, для развития артистических качеств.
Такой урок желательно проводить в зале или в классе при небольшой аудитории.
4. Проблемный урок.
На таких уроках следует создавать условия, при которых учащийся сам находит путь к ответу и решению теоретических, технических или исполнительских проблем. Уроки проводятся в форме собеседования, наводящих вопросов, используя при этом объем знаний учащегося, его интуицию, его способность к анализу и выводам. Даже если такие уроки требуют большего времени, время это окупится в самостоятельной деятельности учащегося.
Вышеперечисленные четыре типа урока наиболее ярко выражают задачи музыкальной педагогики. Педагогу надо направлять ученика, создавая такие условия, в которых рождается атмосфера доверительности, взаимопонимания и контакта.
Урок длится 45 минут. Цель проведения урока – пополнить знания ученика. Каждое занятие ставит перед юным музыкантом определённые задачи, которые способствуют его развитию. Основную работу ученик выполняет дома. Урок направляет и является прообразом самостоятельных занятий. В настоящее время в методике придерживаются следующих музыкально - педагогических принципов:
1) Последовательность и постепенность. От простого к сложному.
2) Сознательность обучения.
3) Наглядность, доступность (теория сочетается с практикой).
4) Единство обучения и воспитания.
5) Индивидуальный подход.
За время урока нужно прослушать ученика, дать ему указания, новые знания, показать, потренировать, дать задание на дом, настроить его. Условно урок можно разделить на 4 части.
1. Начальный контакт педагога с учеником.
Эта часть урока должна быть хорошо организована. В.Ю.Григорьев в своей книге (1, с. 97) писал: «Большую роль играет благоприятная творческая атмосфера: приветливость, улыбка педагога, сказанные им несколько слов о готовности ученика, о его самочувствии. Такая психологическая «настройка» во многом способствует снятию излишней скованности, волнения ученика, его раскрепощению».
2. Прослушивание и оценка ученика.
Это – наиболее ответственный этап творческого процесса на уроке. Здесь необходимо терпеливо выслушать ученика. От педагога требуется тонкий обостренный слух, огромное терпение, выдержка и память, так как он должен запомнить все достоинства и недостатки игры, понять, что хотел сделать ученик, но не смог, что появилось нового. Желательно прослушивать целиком произведение или намеченный ранее фрагмент. Остановки чреваты опасностью снижения общего творческого тонуса исполнения, утери целостного охвата, демобилизации внимания.
После прослушивания педагог в первую очередь обязан эмоционально поддержать, поощрить ученика, выделив удавшиеся, по его мнению, места, сконцентрировать его внимание на успехе, удаче – ведь этого ждет ученик. Лишь затем можно указать и на некоторые важнейшие ошибки, неточности, но вовсе не стремиться сделать как можно больше замечаний – ученик и сам многое видит. Полезно изредка попросить ученика и самому оценить свою игру, дать её разбор и указать нужные пути решения проблем.
3. Совместная работа.
На этом этапе урока ученик может повторить некоторые отрывки сочинения с учетом сделанных замечаний, вместе с педагогом поработать над ними. Также педагог может объяснить ученику что-то новое. И из всех знаний педагог должен выбрать самое необходимое для ученика на данный момент. Указания педагога должны быть образными, объяснения – логически убедительными. Желательно приводить примеры из жизни, литературы, живописи, поэзии. Поэтому педагогу необходимо работать над своей речью, музыкальной эрудицией и пополнять собственные знания.
Показывать на инструменте желательно в том случае, если ученик сам не в состоянии выполнить указания педагога или без показа нельзя полностью разъяснить художественный замысел, особенности звучания или технологического решения. Показ может носить позитивный характер образца того, как должен сыграть именно данный ученик. Или он может быть негативным, когда педагог утрирует недостатки ученика с целью выделить существенные отрицательные качества игры. От педагога требуется искусство перевоплощения. Но применять такой показ следует с осторожностью ввиду эмоциональной ранимости ученика. Демонстрация на инструменте наиболее эффективна для рельефного выделения двигательной формы исполнительского приема и показа способов овладения им самым рациональным путем, выявления путей художественного воплощения элементов сочинения, выразительной стороны исполнения, необходимого характера звучания, фразировки, артистического масштаба. И все же увлекаться показом не стоит, так как ученик, подражая, может лишиться индивидуальности.
4. Задание на дом.
Заключительный этап урока. Здесь происходит подведение определенного итога, формулировка основных требований, как общего, так и частного характера, задание для домашней работы. Педагог должен быть конкретен и точен в пожеланиях, чтобы ученик хорошо понимал, что и как делать во время самостоятельных занятий.
Эту часть урока педагог запоминает лучше, чем ученик, чтобы спланировать следующий урок.
Подобное разделение на части не является абсолютным. В «живом» уроке они всегда переплетены. Однако следует учитывать, что на каждом этапе ставятся свои цели и задачи, требующие выбора точных действий, слов, указаний педагога, методов общения с учеником. И здесь педагог должен проявить чуткость в отношении индивидуальности ученика, и все свои педагогические навыки и умения.
Список литературы
1. Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М., 2006.
2. Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М., 1966.
3. Раабен Л. Л.Ауэр. Ленинград, 1962.
4. Раабен Л., Шульпяков О. Михаил Вайман – исполнитель и педагог. Ленинград, 1984.
5. Струве Б.А. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. М.,1952.
Автор: Соколова Мария Александровна