Интернет разработки
Утверждаю
Директор МБУ гимназии №39
«Классическая»
___________________Н.С.Захаренко
Использование компьютерных технологий
в образовательной практике
Сборник
музыкальных обучающих и развивающих компьютерных игр и тренажёров
Составлен учителем
музыки
Маловой Д.А.
Класс 1-8
Рассмотрена на научно-методическом совете
МБУ гимназии №39 «Классическая»
от «__» ________________20_ _г.
Протокол № ___________
Председатель ______________
Тольятти
2011
В данном сборнике собраны и описаны увлекательные, нацеленные на радость общения с миром музыки и на развитие творческих способностей обучающие и развивающие музыкальные игры и тренажёры.
Ценность данной работы заключается в ее актуальности для преподавателей-музыкантов различных дисциплин, носит практико-ориентированный характер, так как позволяет быстро выбрать из множества игр необходимую по тематике и содержанию, с учётом возраста и подготовленности учащихся.
Работа ярко и красочно оформлена. Игры снабжены иллюстрациями, имеют краткое описание содержания и правил использования. Указаны фамилии авторов отдельных игр, адреса сайтов и прямые ссылки на них.
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………….
7
I Обучающие игры, тренажёры и системы музыкального обучения для
освоения музыкальной грамоты, формирования и развития слуховых
и творческих навыков учащихся.
Ø «Музыкальный класс» ………………………………………….......
10
Ø «Изучаем названия нот» (И.В. Бурский) ………………………......
16
Ø «Гена и чебурашка», ритм (И.В. Бурский) ……………………….
17
Ø «Метроном», «Метроном 1» (И.В. Бурский) ………………………
17
Ø «Интерактивная музыкальная обучалка» ………………………..
18
Ø «Однорукий пианист» ……………………………………………….
18
Ø «FleshPlayer» guitar, guitar1 ………………………………………...
18
Ø «Ритмический размер» ………………………………………………
19
Ø «Длительности нот» ………………………………………………….
19
Ø «Интерваллер» (Роман Махно) ……………………………………..
19
Ø «Accordeon» (Сергей Антонюк) ……………………………………..
19
Ø «Том и Джери» (И.В. Бурский) ………………………………….......
20
Ø «Ноты-птицы» (И.В. Бурский) ……………………………………...
20
Ø «Интервалы» (И.В. Бурский) ……………………………………….
21
Ø «Трезвучия» (И.В. Бурский) ………………………………………...
22
Ø «Ритм и интонация» (И.В. Бурский) ……………………………….
23
Ø «Знание нот на клавиатуре и грифе» ………………………………
24
Ø «Музыкальные аркады» …………………………………………….
25
Ø «Музыкальный Колледж Студент 1» ……………………………...
27
Ø «Ear Master Pro» (Мастеробучения) ………………………………
28
Ø «Earope» ………………………………………………………………
29
II Увлекательные музыкальные игры для детей младшего школьного возраста.
Ø Мурзилка. Затерянная мелодия ……………………………………
31
Ø Скоро в школу. Развиваем музыкальные способности………….
32
Ø "Играем с музыкой П.И. Чайковского Щелкунчик" ……………
33
Ø "Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта" ……………..
34
Ø «Алиса и Времена года». …………………………………………….
35
Ø «Улица Сезам. Давайте сочинять музыку» ……………………….
36
Ø «Карнавал животных» ……………………………………………….
37
Ø «Ноты» …………………………………………………………………
37
Ø «Взрываем ноты» ……………………………………………………..
38
Ø «Сочиняем музыку»..…………………………………………………
39
Ø Музыкальная игра «Одинаковые звуки» …………………………
39
Ø «Клавиатура» ………………………………………………………….
39
Ø «Музыкальные инструменты оркестра» ………………………….
39
Ø «Повторяй за щенком». ……………………………………………...
39
Ø «Новая музыкальная обучающая игра» …………………………..
40
Ø «Игра с музыкальными инструментами» …………………………
40
Ø «Изучаем нотный стан и клавиатуру»……………………………..
40
Ø «Нотный стан и клавиатура» ……………………………………….
40
Ø «Развиваем слух и музыкальную память» ………………………..
40
Ø «MusicRoom» …………………………………………………………
40
Ø «Оркестр». …………………………………………………………….
41
Ø «Учебная клавиатура» ………………………………………………
41
Ø «Музыкальная игра» ………………………………………………...
41
Ø «Послушай и повтори за гномами их мелодию». ………………...
41
Ø «Концерт для хора с котенком»…. …………………………………
41
Ø «Музыкальный ансамбль на островах». ………………………….
42
Ø Музыкальная Flash игра "Повтори за птичками" ………………
42
Ø Музыкальная онлайн Flash игра по нотам
"Как под горкой, под горой" ……………………...………………….
42
Ø Играем по нотам на виртуальном пианино
"Маленькая елочка" ………………………………………………….
43
III Флеш игры.
Ø Флеш-игра «Рок-урок» ………………………………………………
43
Ø Флеш-игра «Попади в ноты» ……………………………………….
43
Ø Флеш-игра «Рок-отель» ……………………………………………..
44
Ø Флеш-игра «Высшая музыкальная школа» ……………………..
44
Ø «Пианист» ……………………………………………………………..
45
Ø «Учитель хип-хоп танцев» …………………………………………
45
Ø «Про супер машину-барабанщик» …………………………………
45
Ø «Флеш игра про барабанщика». ……………………………………
46
Ø «Игра про ноты»… …………………………………………………...
46
Ø Игра «Диджейский пульт». …………………………………………
47
Ø «Игра Звуки вокруг нас»… …………………………………………
47
Ø Игра «Грязная музыка» …………………………………………….
47
Ø Игра «Звуки Гомера Симпсона». . …………………………………
47
Ø Флеш игра «Танцы» …………………………………………………
48
Ø Игра «Пение вчетвером»…. …………………………………………
48
Ø Музыкальная игра «Зверушки» ……………………………………
48
Ø Игра «Музыкальные панки»…… …………………………………..
48
Введение
Все люди, за некоторым незначительным исключением, играют в игры.
Игры позволяют занять, структурировать время. Игры будоражат чувства и наполняют жизнь переживаниями. Игры дают энергию для свершений или для удерживания себя от деятельности.
Хорошо продуманная игра захватывает человека целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире. Игра привлекательна для любого человека любого возраста и обладает огромными обучающими, развивающими, совершенствующими личность возможностями.
По определению М.Р. Битяновой в игре заложен широкий потенциал развития:
1. Игра - это внутренне мотивированная самоценная для человека деятельность. В игре человек чувствует себя непринужденно, согласно своей человеческой природе.
2. Человек включается в нее целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, всем своим жизненным опытом и творческими ресурсами. Следовательно, игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, так как человек находится в состоянии «максимальной готовности» к этому.
3. Игра задает участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве. Очевидно, что благодаря этому игра дает значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки.
4. Игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, примерить новые модели отношений к миру и к себе, которые, возможно, останутся с человеком и за пределами игрового пространства.
Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
1. Обучающая функция - развитие обще-учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности.
2. Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
3. Коммуникативная функция - объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов.
4. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
5. Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.
6. Развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
7. Воспитательная функция - психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
Компьютерные игры все увереннее входят в число инструментов обучения. И этот процесс будет продолжаться, подобно тому, как все шире применяются в обучении мобильные технологии. Уже существуют исследовательские группы, изучающие обучающий потенциал игр и их роль в образовании, разрабатывающие педагогическую модель применения игр.
В современном мире с быстро развивающимися информационными технологиями, увлекающими в свой мир всё прогрессивное человечество, возникает вопрос: как помочь школьнику сохранить свое физическое и психическое здоровье, как сделать так, чтобы он жил активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость?
В настоящее время жанр музыкальных развивающих и обучающих игр для детей стремительно развивается. Интересных обучающих музыкальных игр становиться все больше и все большего времени они требуют.
Игры предоставляют платформу для активного обучения. Обучение в них происходит не только в форме пассивного чтения и слушания. Они могут настраиваться под нужды пользователя, предоставляют мгновенную обратную связь, дают возможность самостоятельно делать открытия, приходить к новому пониманию. При этом изученный материал хорошо и надолго запоминается. Мотивация, увлеченность, порождаемая использованием игр гораздо выше, когда они не являются частью формального образования. Игры – это только часть учебной практики, и должны использоваться в рамках подхода смешанного обучения, наряду с иными методами.
Предлагаемая работа имеет своей целью содействие совершенствованию форм и методов музыкального обучения, внедрению информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательную практику гимназии.
Существует огромное количество всевозможных компьютерных игр, которые не только увлекательны, но еще и познавательны. И среди всего этого разнообразия лишь малая доля приходится на музыкальные игры. Однако они все заслуживают пристального внимания, т.к. самое интересное на свете занятие для детей – играть в увлекательные, захватывающие, даже азартные творческие и добрые игры, в том числе и музицировать.
Однако чтобы играть, надо знать правила игры.
Для того чтобы с удовольствием играть в "практическую" музыкальную игру или "музицировать", нужно иметь музыкальный инструмент (хотя бы даже и собственный голос), уметь на нём играть и уметь читать записанные кем-либо (или самим собой) музыкальные образы или, попросту говоря, читать ноты. (Это может быть и гитарная табулатура в том числе).
Несмотря на всё это, человек, который решил серьёзно заниматься музыкой, неизбежно столкнётся с необходимостью чтения нот в классической нотной записи или записыванием сочинённой им музыки той же классической (традиционной) нотной записью.
Собранные автором данной работы, обучающие музыкальные игры сами по себе – увлекательные, нацеленные на радость общения с миром музыки и на развитие творческих способностей.
Такие из них, как комплект из 4 игр «Музыкальные аркады» (авторы Алексей Выграненко, композитор, звукорежиссёр ООО «Виратек»; Алексей Устинов, руководитель компании. music-arcade.virartech.rumusic-training. virartech.ru), русифицированные «EarMaster» и «Earope» - претендуют быть названными системой музыкального обучения.
Ориентируясь на уровень сложности предлагаемых заданий, собранные и исследуемые автором музыкальные обучающие игры и тренажёры условно разделены на разделы, учитывающие возраст, степень обученности и подготовки учащихся:
I Обучающие игры, тренажёры и системы музыкального обучения для
освоения музыкальной грамоты, формирования и развития слуховых
и творческих навыков учащихся.
II Увлекательные музыкальные игры для детей младшего школьного возраста.
III Флеш игры.
Каждая представленная в работе игра имеет краткое описание содержания и правил использования.
Также автором собраны и размещены в работе названия и электронные адреса сайтов, с помощью ссылок на которые можно мгновенно найти в интернете и использовать необходимую «онлайн» или «флеш» игру.
I Обучающие игры, тренажёры и системы
музыкального обучения для освоения музыкальной грамоты, формирования и развития слуховых и творческих навыков учащихся.
Ø «Музыкальный класс»
http://nnm.ru/blogs/Anechka_2008/muzykalnyy_klass/
Система музыкального обучения для детей младшего школьного
возраста, состоящая из девяти самостоятельных игр:
Основной экран
(правила использования)
1. Чтобы остановить звуковой рассказ о предлагаемых играх и упражнениях, нужно щелкнуть мышкой по экрану (но не по какому-либо предмету).
2. Передвинув курсор на какой-либо предмет, можно послушать, что это за игра или урок.
3. Чтобы увидеть в действии какой-либо урок или игру, нужно щелкнуть мышкой по соответствующему предмету.
4. Чтобы закончить работу с программой, щелкнуть мышкой по изображению колокольчика.
Компьютерное фортепиано
В этой игре можно поиграть на фортепиано, используя при этом разные инструменты.
На фортепиано можно играть либо мышкой, либо с помощью клавиатуры (клавиши верхнего ряда от "Й" до "Ъ" для белых клавиш и цифры над ними для черных). На клавиатуре играть удобнее, так как можно нажимать одновременно несколько клавиш. Эти клавиши соответствуют первой октаве фортепиано.
Чтобы выбрать какой-либо инструмент, необходимо щелкнуть мышкой по соответствующему изображению.
Если хочется записать свое произведение, нужно нажать на кнопку "Запись". При этом все ноты, которые будут нажаты, будут записаны.
Для остановки режима записи необходимо нажать кнопку "Стоп". Если затем опять включить запись, новая мелодия будет дописана в конец старой.
Для очистки записанной мелодии нужно нажать кнопку "Очистить".
Чтобы сохранить записанную мелодию, нужно нажать кнопку "Сохранить" и ввести имя файла. В дальнейшем ее можно восстановить (кнопка "Загрузить") и послушать (кнопка "Воспроизведение").
Для возврата в основной экран нужно нажать кнопку "Выход".
Киберсинтезатор
В этом экране можно из готовых музыкальных фрагментов составить свое произведение, включая или выключая разные фрагменты на ходу.
Панель управления состоит из 4-х рядов:
· первый ряд - партия соло,
· второй - басовая партия,
· третий - ритмическая партия,
· четвертый - это специальные эффекты.
Одновременно из каждой партии может исполняться только один фрагмент. Эти партии синхронизированы между собой, причем фрагменты "бас" и "ритм" повторяются постоянно, а фрагменты "соло" и "эффекты" после проигрывания останавливаются. Изменяя на ходу текущий фрагмент (он подсвечивается цветом), можно добиться интересных звуковых сочетаний.
Можно выбрать музыкальный стиль, в котором будет исполняться произведение (стили перечислены справа). После некоторой паузы (загрузка фрагментов в память компьютера) синтезатор включается автоматически. Видеофрагмент, соответствующий выбранному стилю, можно остановить или запустить щелчком мыши по окну видео.
Если хочется записать свое произведение, нужно нажать на кнопку "Запись". При этом все звуки будут записаны. Для остановки режима записи необходимо нажать кнопку "Стоп". Если затем опять включить запись, новая мелодия будет дописана в конец старой. Для очистки записанной мелодии нажать кнопку "Очистить".
Чтобы сохранить записанную мелодию, необходимо нажать кнопку "Сохранить" и ввести имя файла. В дальнейшем ее можно восстановить (кнопка "Загрузить") и послушать (кнопка " Пуск ").
Внимание! Если загружена какая-либо мелодия, то кнопка "Пуск" включает проигрывание этой мелодии, а если нет, то эта кнопка запускает синтезатор.
Для возврата в основной экран нажать кнопку "Выход".
История музыкальных инструментов
Здесь можно узнать историю возникновения и развития музыкальных инструментов, о том, какие бывают виды инструментов и чем они характеризуются.
Внизу экрана находятся изображения, соответствующие различным группам инструментов. Нужно щелкнуть мышкой по какому-либо изображению, и тогда начнется рассказ об этой группе инструментов.
Для управления рассказом, ниже картинки расположены кнопки "Пуск" (включает рассказ), "Стоп" (приостанавливает рассказ), "Вперед" (перемотка вперед) и "Назад" (перемотка назад). Чтобы быстро вернуться в начало рассказа, нужно просто щелкнуть еще раз по активному изображению.
Для возврата в основной экран нажать кнопку "Выход".
Теория музыки
Здесь можно изучить основные понятия из теории музыки.
Материал изложен в виде 14 уроков, каждому из которых соответствует по два упражнения.
По окончанию очередного урока (небольшой лекции) будет предложено первое, а затем второе упражнение. Если успешно их выполнить, произойдет переход к следующему уроку.
Вверху экрана находятся 14 кнопок для выбора желаемого урока.
Слева показывается номер текущего урока, этой кнопкой можно пользоваться для того, чтобы начать урок сначала. Справа находятся две кнопки для выбора первого или второго упражнения.
При показе урока в центре экрана появляется 4 кнопки, при помощи которых можно остановить и продолжить показ, а также пролистать вперед или назад.
Когда в упражнении присутствует мелодия, ее можно повторно услышать, нажав появившуюся в верхней части экрана кнопку "Повтор мелодии".
Для возврата в основной экран нажать кнопку "Выход".
Караоке
Караоке - это исполнение известного музыкального произведения под готовую музыку. В этом упражнении собраны 10 популярных детских песенок, они перечислены внизу.
Чтобы загрузить любую песню, нужно щелкнуть мышкой по ее названию. Сверху изображены нотки этой песни, а под ними - слова, которые нужно петь.
Сначала можно посмотреть слова и послушать песню. Для просмотра использовать кнопки "Следующая страница" и "Предыдущая страница". Для проигрывания мелодии нажать на кнопку "Воспроизведение" (эти кнопки расположены сверху), для остановки - кнопку "Стоп".
Если готовы петь, подключить микрофон и нажать кнопку "Запись" - все, можно петь под музыку.
Когда закончите петь, сохраните свою песенку (нажмите кнопку "Сохранить" и введите имя файла). Позднее ее можно будет загрузить опять и послушать (кнопка "Загрузить"). Чтобы убрать свой голос и попробовать спеть песню заново, нажмите кнопку "Очистить".
Для возврата в основной экран нажать кнопку "Выход".
Внимание! Перед этой игрой необходимо в звуковых настройках Windows установить режим записи для микрофона и отрегулировать уровень записи, а также убедиться в наличии свободного места на жестком диске!
Игра "8"
Эта игра очень похожа на популярную игру "15" с тем различием, что здесь вместо цифр на квадратиках изображены нотки, a также уменьшен размер (3х3 вместо 4х4).
Вначале выдается задание: нотки расположены в правильном порядке, и звучит правильная мелодия. Затем все квадратики перемешиваются, и тебе необходимо выстроить их в том порядке, в котором они были в начале. Чтобы передвинуть квадратик в соседнюю свободную клетку, нужно щелкнуть по нему левой кнопкой мышки.
Чтобы послушать, как звучат ноты в квадратике, нужно щелкнуть по нему правой кнопкой мышки.
Также в любой момент можно послушать, что получилось (выключатель под левым динамиком) и как должно быть (выключатель под правым динамиком).
При этом ноты на квадратике, который сейчас играет, подсвечиваются красным цветом. Если с какой-то мелодией долго не получается –нужно нажать кнопку "Новая мелодия". Когда игра собрана, автоматически включается проигрыш мелодии, а затем появляется новое задание.
Для возврата в основной экран нажать кнопку "Выход".
Игра "Музыкальные кубики"
На кубиках конструктора записаны ноты мелодии, когда кубики рассыпятся - задача игрока собрать их в правильном порядке.
Вначале выдается задание: нотки расположены в правильном порядке, и звучит правильная мелодия.
Затем любые четыре кубика падают вниз, и игроку необходимо поставить их обратно в том порядке, в котором они были в начале.
Чтобы передвинуть кубик в свободную клетку, нужно нажать на него левой кнопкой мышки и потянуть. Чтобы послушать, как звучат ноты в кубике, щелкнуть по нему правой кнопкой мышки.
Также в любой момент можно послушать, что получилось (левый громкоговоритель) и как должно быть (правый громкоговоритель).
Если с какой-то мелодией долго не получается - нажать кнопку "Новая мелодия". Когда игра собрана, автоматически включается проигрыш мелодии, а затем появляется новое задание.
Для возврата в основной экран нажать кнопку "Выход".
Музыкальный диктант
Птички сидят на проводах и весело чирикают, каждая своей ноткой. Чем выше сидит птичка, тем выше нота, а провода - это на самом деле нотный стан. Но вдруг они улетели, и игроку нужно рассадить их обратно на провода.
Чтобы пересадить птичку на другое место, нужно нажать на нее левой кнопкой мышки и потянуть. В любой момент можно послушать, что получилось (левый громкоговоритель) и как должно быть (правый громкоговоритель).
Если с какой-то мелодией долго не получается - нажать кнопку "Новая мелодия". Когда игра собрана, автоматически включается проигрыш мелодии, а затем появляется новое задание.
Для возврата в основной экран нажать кнопку "Выход".
Крестики-нолики
Эта игра - музыкальный аналог известной игры "Крестики-нолики". Компьютер предлагает игроку угадать один из девяти музыкальных терминов, изображенных в квадратиках.
Если угадаешь правильно, то квадратик подсветится зеленым цветом (это крестик игрока), а угадаешь неправильно - квадратик подсветится красным (это нолик компьютера).
Если соберутся три крестика в ряд (зеленые квадраты) - выигрыш за игроком, а если три в ряд нолика (красные квадраты) - выиграл компьютер. Ну, кто кого?
Для возврата в основной экран нажать кнопку "Выход".
Бурский Игорь Владиславович
email:iboursky@mtu-net.ru
http://burskytest.narod.ru/main.htm
http://muzobuch.narod.ru/instructions.htm
Курс обучающих компьютерных игр по начальной теории музыки (сольфеджио).
http://muzobuch.narod.ru/description.htm
http://muzobuch.narod.ru/history.htm
Ø «Изучаем названия нот» (И.В. Бурский)
На нотоносце в скрипичном (или по желанию в басовом) ключе в произвольном неповторяющемся порядке показываются ноты. Игрок должен выбрать в нижней строке правильное название ноты.
В верхнем правом углу находится табло, которое показывает количество правильных и неправильных ответов.
Компьютер комментирует каждый ответ игрока, по окончании выставляется оценка.
Ø «Гена и чебурашка», ритм (И.В. Бурский)
Изучаем ритм.
Как играть: нужно нажимать пробел, чтобы отгадать (воспроизвести) ритм. Нажать кнопку «ИГРАТЬ», чтобы включить игру (перед началом будет 4 пустых отсчёта метронома. Когда нет звука метронома (и аккомпанемента), нужно ориентироваться на движение гармошки.
Ø «Метроном», «Метроном 1» (И.В. Бурский)
скачать
Два немного разных по оформлению и звучанию метронома показывают соотношение целых, половинных, четвертных, восьмых и шестнадцатых длительностей нот. Существует возможность «отключения» звучания отдельных длительностей (автоматически заменяются паузами), «включения» сочетания звучания только требуемых длительностей, изменения полозком темпа звучания метрономов.
Ø «Интерактивная музыкальная обучалка»
http://bukashka.org/index.php/home/singing/musikshool
Интерактивная музыкальная «обучалка» поможет ребенку познать азы музыки, независимо от того, есть ли у него начальное музыкальное образование, или нет:
· названия, буквенные латинские обозначения звуков, их расположение одновременно на фортепианной клавиатуре и нотном стане с указанием октавы и звучанием в диапазоне от «ля» малой октавы – до «ми» третьей октавы;
· сведения о знаках альтерации;
· названия и обозначения длительностей нот, соответствующих им пауз, а также воспроизведение их временного звучания согласно метроному;
· сведения о пунктирном ритме, точке, лиге, триолях.
Наведение курсора на любой расположенный на плеере активный рисунок сопровождается краткими сведениями об этом элементе в информационном окошке. В приложении к игре имеются подсказки для работы с предлагаемым материалом.
Ø «Однорукий пианист»
Настоящая игра – тренажёр поможет:
выучить ноты в разных октавах одновременно на клавиатуре фортепиано и нотоносце;
проверить себя:
· в знании нот и октав в басовом ключе;
· в знании нот и октав в скрипичном ключе;
· в знании клавиатуры.
В перечисленных упражнениях н
Автор: Малова Дарья Анатольевна