Химия в искусстве. Масляные краски
В промышленности выпускают масляные краски двух видов: так называемые густотёртые (пастообразные) и готовые к употреблению (жидкие). При получении густотёртых масляных красок сначала готовят в смесителе однородную пигментную пасту, а затем растирают её на краскотёрках. Готовые к использованию масляные краски получают путём разбавления густотёртых красок олифой.
Помимо масляных красок общего назначения, важное значение имеют также художественные масляные краски, которые готовят растиранием пигментов в отбелённом рафинированном льняном масле (иногда с добавками орехового и подсолнечного). Эти масляные краски наносят на предварительно загрунтованные холст или древесину.
Они не изменяют своего цвета и светлоты после высыхания (если нет пожухания), на поверхность могут наноситься как толстым (корпусным) слоем, так и тонким лессировочным слоем (как в акварели). В живописи используют в основном неорганические красящие вещества, как более стойкие, реже — органические. Существуют пигменты природного происхождения и приготовленные искусственным путем. В масляной живописи связующим для красок служат специально приготовленные высыхающие растительные масла. В производстве современных масляных красок употребляют главным образом льняное масло, а для некоторых красок — ореховое, а также маковое и подсолнечное масла. В отличие от льняного, они меньше желтеют, но зато при высыхании образуют менее долговечные пленки. Высыхание масла — сложный процесс, связанный с окислением, который длится очень долго.
Автор: Малько Нина Васильевна