Урок музыки "Музыкальный портрет Бабы яги"
Разработка урока
тема: «Музыкальный портрет Бабы-Яги»
5 класс
Цель: формирование ключевых компетенций школьников на основе восприятия музыкальных и художественных произведений, повышение мотивации и результативности обучения при использовании ИКТ.
Задачи:
· Образовательные:
- познакомить обучающихся со средствами музыкальной выразительности, «музыкальными красками» через музыкальное произведение М.П.Мусоргского «Баба-Яга»; с картинами В.М.Васнецова, В.Гартмана, иллюстрацией И. Билибина.
- закрепить знания о средствах выразительности в музыке, живописи; определять их роль в создании произведений искусства;
- углубить представления о многогранных связях музыки и живописи;
- формировать ценностно-смысловую и учебно-познавательную компетенции.
· Развивающие:
- развивать коммуникативную и информационную компетенции обучающихся;
- развивать умение слышать в музыке определённые музыкальные образы, сопоставлять их с литературными, художественными.
· Воспитательные:
- формировать общекультурную компетенцию;
- воспитывать музыкальную «слушательскую»культуру через восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии;
- вырабатывать умение самостоятельно анализировать.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-исследование.
Принципы организации деятельности: деятельностный подход, наглядности, учет возрастных особенностей.
Методы и приемы организации:
§ методы системного анализа, синтеза, обобщения, сравнительный;
§ метод выхода за пределы музыкального искусства;
§ проблемно-исследовательский, беседа, слушание и анализ музыкальных фрагментов.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование: видео-,аудио-оборудование;
Музыкальный материал: «Избушка на курьих ножках» муз.М.П.Мусоргского, «Баба-Яга»муз.П.И.Чайковского, песня ВИА «Ариэль» «Баба-Яга»;
Художественный материал: В.Гартман «Часы с кукушкой», В. Васнецов «Баба-Яга», И.Билибин «Баба-Яга».
Ход мероприятия:
Организационный момент:
Ø Здравствуйте, ребята!
Вслушайся, весь мир поет,
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир ее волшебен!
Ø Сегодня на занятии мы будем рисовать музыкальными и художественными красками, а также создавать словесным описанием потрет:
ü Что такое портрет?
ü Писатель с помощью чего создаёт портрет?
ü Художник с помощью чего рисует портрет?
ü У композитора тоже свои музыкальные краски, о которых мы сегодня будем говорить на уроке. А вот чей именно портрет мы будем сегодня рассматривать, вы узнаете, отгадав загадку:
«В облаках, не по земле,
Летит баба на метле,
Страшная и злая-
Кто она такая? (Баба-Яга)
Ø Тема нашего урока «Музыкальный портрет Бабы-Яги»:
ü А вот и она сама (кукла Бабы-Яги). Надоело Бабе-Яге одной в глуши сидеть, решила в гости к вам пожаловать, и правильно сделала, Баба-Яга. Мы как раз о тебе собираемся сегодня говорить. Может, и ты узнаешь что-то новое о себе через музыкальные и художественные произведения, в которых авторы воплотили твой образ.
ü Но прежде скажите, что вы знаете о Бабе-Яге? Где она живёт? В чём летает? Кто друзья Бабы-Яги?
Знакомство с новым материалом:
Ø Пришло время познакомиться с музыкальным портретом Бабы-Яги, который воплотил в своём произведении композитор М.П.Мусоргский. Однажды композитор посетил выставку картин своего друга- художника и архитектора Виктора Гартмана, и в память о нём решил написать музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была связана с одной из картин. Так получился фортепианный цикл «Картинки с выставки».
Одной из работ В.Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой».
Внимательно посмотрите на эту картину, какие образы предстают перед вами, когда вы смотрите на эту картину?
Ø А вот композитор М.П.Мусоргский увидел здесь целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полёт Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса. Мусоргский очень хорошо представлял себе облик Бабы-Яги. Однажды он даже побывал в костюме Бабы-Яги на маскараде в Академии Художеств. Рыжие космы, мохнатая шапка надвинута на глаза, ноги в онучах, костлявые руки, страшные глаза на размалёванном лице. Вот такой страшной и смешной изобразил её композитор. Его Баба-Яга была готова на неожиданные превращения.
Ø А сейчас, сели все как слушатели, и послушаем музыкальное произведение из фортепианного цикла «Картинки с выставкой» «Избушка на курьих ножках». Во время слушания подумайте, какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги?
Слушание музыкального произведения «Избушка на курьих ножках»:
ü Какая была музыка по характеру?
ü Музыка звучала громко или тихо?
ü Темп в музыке менялся?
ü Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания сказочного образа? (темп, ритм, мелодия, динамика, лад)
ü Какой вы представили Бабу-Ягу? Составьте словесный портрет Бабы-Яги? Опишите мне её.
Примечание: по ходу анализа проигрываются музыкальные фрагменты из музыкального произведения.
ü М.П.Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях.
ü А теперь посмотрим, как художники представляли себе Бабу-Ягу.
ü На слайде вы видите картину «Баба-Яга» русского художника В.М.Васнецова.
ü Что вы видите на картине?
ü Какую мы видим Бабу-Ягу? Опишите мне её портрет?(Страшная, безобразная ведьма, растрёпанные волосы , костлявые руки, костяная нога ). Васнецов изобразил самое страшное воплощение Бабы-Яги, как похитительницы и пожирательницы маленьких детей.
ü Какие атрибуты Бабы-Яги мы видим на картине? (перст, ступа, метла, которой Баба-Яга заметает следы).
ü Какие слуги Бабы-Яги на картине?(сорока, филин, а также змеи, которых художник изобразил иносказательно; змеится орнамент на юбке Бабы-Яги, змеятся корни деревьев, торчащие из болота).
ü А теперь давайте сравним портрет Бабы-Яги на картине с музыкальным портретом М.П.Мусоргского (дети сравнивают словесно портреты).
Ø Ребята, что-то у нас Баба-Яга засиделась, надо ее расшевелить.
Физкультминутка:
В тёмном лесу есть избушка (шагают)
Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)
Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)
Нос крючком, (Наклоны)
Глаза большие, (Показывают)
Словно угольки горят. («Фонарики»)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)
Ø Теперь посмотрите на иллюстрацию русского художника, книжногоиллюстратора Ивана Билибина «Баба-Яга».
ü Какой изобразил Бабу – Ягу художник? Опишите её.
ü Сравните Бабу-Ягу на иллюстрации с картиной Васнецова, и с музыкальным портретом Мусорского (дети сравнивают словесно портреты).
ü После того, как вы прослушали произведение и посмотрели картину и иллюстрацию, предлагаю поработать в группах. У вас на столах лежат слова, трафарет Бабы-Яги и карандаши. Из слов нужно собрать стихотворения о Бабе-Яге и разукрасить её трафарет, используя те цвета, которые соответствуют вашим представленным образам (работа в группах) .
Ø Баба-Яга, ты столько нового сегодня узнала о себе.
ü Сегодня мы познакомились с образом Бабы-Яги, увидели, какой это многогранный образ, и как его воплотили в своём творчестве композитор и художники. Вы сумели выразить свои чувства, эмоции, настроения и переживания в рисунках и стихах, смогли нарисовать музыкальный портрет.
ü С чьим музыкальным портретом познакомились на уроке?
ü Давайте ещё раз вспомним, какая была музыка по характеру в пьесе? Какой «нарисовал её композитор?»
ü Музыкальный портрет - это портрет характера героя, и вы увидели на примере, что музыка обладает изобразительностью. А дома проявите фантазию и сочините песенку или частушку про Бабу-Ягу.
ü Ну что ж, Баба-Яга, отправляйся в свой сказочный лес к своим друзьям , и не забывай, что доброй быть всё таки приятней.
ü Что нового вы узнали на уроке?
ü Что вам понравилось больше всего на уроке?
ü Наш урок хочу закончить строками поэта М.Яворского:
Много странного в жизни у нас,
Например, я мечтал много лет,
Даже делал попытки не раз
Написать музыкальный портрет.
И сегодня «рисую »портрет
Не простая, поверьте работа,
Мне пюпитр заменит мольберт
Вместо красок, кистей - только ноты.
Партитура не будет простой,
Только нотный закон не нарушу,
И портрет этот будет такой -
Все услышат в нём сердце и душу.
Автор: Хальбаева Лариса Ивановна