Главная / Старшие классы / Музыка

Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты

Скачать
8.6 КБ, 1119265.zip Автор: Маталасова Валентина Ивановна, 7 Июн 2015

Управление образования Добрянского муниципального района пермского края
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»

«Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты»

Методическая тема
Разработана преподавателем
Добрянской детской школы искусств
Маталасовой Валентиной Ивановной,
1 квалификационная категория

г. Добрянка
2009 г.

При работе над аккомпанементом очень важна мотивация ребенка, для чего он это хочет сделать, чтобы аккомпанирование доставляло ученику огромное удовольствие. Помогая ученику в его творческом начинании, педагог одновременно развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, координацию движений, прививает навыки гармонизации мелодий. И здесь важна тесная связь с сольфеджио: знание теории и т.д.

Мы знаем, что фортепиано по своей природе инструмент многоголосный. А исполнение на фортепиано мелодии с аккомпанементом или народной песни с подголоском, требует уменья слушать одновременно два звуковых плана. На самом первом этапе работы важно «выделить» мелодию и «спрятать» аккомпанемент. Сопровождение должно быть услышано в другой, более тихой градации звучания (второй план). Хорошее звучание аккомпанирующих голосов, и в частности баса, осмысленное исполнение гармонического сопровождения – является необходимой предпосылкой для красивого ведения мелодии.

С самых первых шагов обучения игре на фортепиано, ребенку необходимо играть в ансамбле – фортепианном или камерном. Игра с инструменталистом и певцом развивает с самого начала «чувство локтя» и доставляет пианисту истинное удовольствие. Все это является мощным стимулом для развития детского музицирования. При исполнении должен быть хороший ансамбль с солистом: единство мышления, единство темпа, верное динамическое соотношение партий, единая природа звука с солистом.

Аккомпанемент, как всякий ансамбль, требует ритмической точности, согласования нюансов, фразировки.

Создание единства звучания гармонического фона, мелодического движения басового голоса, хорошего темпового движения – основные задачи аккомпаниатора. Он должен сжиться с мелодией ведущей партии, слиться с исполнительскими намерениями солиста. И самое главное, о чем должны помнить юные пианисты – не останавливаться, не поправлять ошибки – недопустимо.

Ф.Э. Бах так говорил об искусстве аккомпанемента: Основная роль в искусстве аккомпанемента – хорошая певучесть. Прислушиваться внимательно к другому соисполнителю. Обучение начинать с легких задач и проходить их все по порядку… Аккомпаниатору присущи чуткость, утонченность, мастерство и проникновение в истинное содержание произведения…Нарастание и спадение звучности выполнять одновременно с солистом».

Какие виды аккомпанемента есть по группам изложения фактуры? –

- Гармонический фон
- Аккордовый аккомпанемент
- чередование баса и аккорда
- гармонические фигурации
- ритмический фон

- метро-ритмическая формула, жанрово- танцевальный (полька, вальс, мазурка) аккомпанемент с элементами полифонии
- аккомпанемент в унисон с солистом.

Аккомпанировать можно 2 способами: По слуху и по нотам.

1 способ практикуется в творческой деятельности учащегося. Это связано с подбором по слуху аккомпанемента к мелодии и жанрового варьирования гармонии.

2 способ более сложный и требует предварительного ознакомления с нотным текстом.

Вначале ученик делает зрительно-слуховой анализ мелодической линии: читает текст и определяет характер; отмечает протяженность фраз; расставляет в нотах дыхания и цезуры; намечает возможные ритмические отклонения. Затем определяет тип фактуры аккомпанемента и делает гармонический анализ. Только после этого ученик проигрывает мелодию и аккомпанемент сначала отдельно, затем только аккомпанемент, слушая вокальную строчку. Итог работы – исполнение песни вместе с солистом. Такой метод работы способствует формированию у ученика аккомпаниаторских навыков:

- Следить за вокальной или инструментальной строчкой;
- Слышать одновременно мелодию и сопровождение;
- Понимать фразировку, цезуры, дыхания, агогику.
- Делать гармонический анализ аккомпанемента;
- Работать над основными фактурными трудностями.

Формирование аккомпаниаторских навыков можно условно разделить на 3 этапа:
- Игра гармонических оборотов с плавным голосоведением при соединении аккордов. (T-S-T, T-D-T, T-S-D-T)
- Гармонизация мелодии.
- Выбор фактуры аккомпанемента.

При гармонизации мелодии обращаем внимание на вводные звуки, устойчивые и неустойчивые ступени лада. Это поможет учащемуся грамотно подобрать гармонию.

Правильность выбора фактуры аккомпанемента зависит от умения ученика находить характерные жанровые признаки в мелодии и определять ее характер. С этой целью он должен проанализировать ритмический рисунок, голосоведение, размер, темп.
При подборе аккомпанемента можно использовать ансамблевую форму музицирования. При этом один ученик играет обоими руками аккомпанемент, а другой – мелодию в октавном удвоении, в терцию.

Проверка аккомпаниаторских навыков осуществляется на контрольных уроках 1 раз в полугодии, на внеклассных мероприятиях. В конце года у нас на отделении традиционно проходит общеотделенческий классный час «Музыкальная гостиная», где учащиеся аккомпанируют инструменталистам (виолончель, скрипка), вокалистам.

Это им очень нравится, все получают большое удовольствие.

А.Шнабель говорил, что «камерную музыку нужно играть, как сольную, а сольную как камерную». И в этом нет противоречия, ведь обе эти родственные сферы музыки должны взаимно дополнять и обогащать друг друга. В этой связи нельзя не вспомнить слова А.Бородина: «Камерная музыка представляет одно из самых могущественных средств для развития музыкального вкуса и понимания».

Список использованной литературы:

1). «Учусь аккомпанировать». Вып. 1. 3-4 классы, сост. Лапина Е.Б., Богодвид С.В., 2002 г.
2). Е.М.Тимакин. «Воспитание пианиста», Изд. 2-е, Москва, «Советский композитор», 1989 г.
3). Н.Перельман. «В классе рояля», Классика- XXI, Москва, 2007 г.



Автор: Маталасова Валентина Ивановна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты Маталасова Валентина Ивановна 7 Июн 2015
документ РАБОТА НАД АККОМПАНЕМЕНТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ Михеева Диана Викторовна 20 Мар 2015
документ Особенности работы над аккомпанементом в вокально-инструментальных произведениях на уроках общего фортепиано малюшина наталья николаевна 10 Апр 2015
документ Работа над произведением на уроке фортепиано Евдокимова Наталья Александровна 20 Мар 2015
документ Конспект урока по аккомпанементу по теме «Работа над разделом соединение хоровой партитуры с аккомпанементом как один из способов подготовки будущего учителя музыки к его практической деятельности» Бегларян Ирина Святославовна 20 Мар 2015
документ Игровые моменты на уроке физики Буданова Надежда Васильевна 4 Апр 2015
презентация, документ Групповая работа на уроке русского языка. Тема: Работа над ошибками. Чувилкина Елена Юрьевна 15 Окт 2015
разное Игровые моменты на уроках физики 7 – 11 классы Передернина Людмила Владимировна 21 Мар 2015
документ Открытый урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом" Яковлева Ирина Михайловна 20 Мар 2015
документ Разработка открытого урока «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению» Мальцева Татьяна Геннадьевна 20 Мар 2015
документ Статья :"Работа над лексикой на уроке иностранного языка" Егорченкова Галина Леонидовна 7 Июн 2015
документ Инновационные приемы организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке литературы Гвоздева Светлана Викторовна 19 Фев 2016
документ Доклад на тему: «Педагогическое моделирование фрагментов урока: Игровые моменты на уроке музыки: «Игра везде и всюду» Пугачёва Людмила Валентиновна 20 Мар 2015
презентация, документ Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко». Кислицкая Ольга Николаевна 20 Мар 2015
презентация Биография Н.Некрасова и некоторые моменты литературной деятельности Сульдженко Ирина Борисовна 27 Июн 2015
разное Формирование учебно – познавательных УУД на уроках математики в 1 классе через игровые моменты. Андрюшина Татьяна Владимировна 31 Мар 2015
документ Виды работы над текстом на уроке чтения. Фёдорова Тамара Александровна 30 Мар 2015
разное Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио. Утямишева Асия Сулеймановна 31 Мар 2015
документ Выступление над педсовете "Приемы рефлексии на уроке" Попова Надежда Петровна 31 Мар 2015
документ Виды работ над текстом на уроке чтения Ногачевская Ольга Леонидовна 26 Июн 2015
документ Кейс – технология на уроке биологии. Архипова Татьяна Михайловна 20 Мар 2015
документ Творческое использование информационно – коммуникационных технологий на уроке музыки Пикалова Виктория Юрьевна 20 Мар 2015
документ САМООЦЕНКА НА УРОКЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА . Головко Наталья Николаевна 31 Мар 2015
разное Эвристический диалог – как метод развития прогностических способностей школьников на уроке музыки. Забайдуллина Мария Викторовна 6 Апр 2015
презентация, документ Зачет – игра на уроке математике в 3 классе Дьяконова Рида Кавыевна 7 Дек 2015
разное Работа на уроке Малыгина Майя Даниловнa 20 Мар 2015
разное Групповая работа на уроке иностранного языка Логинова Ирина Геннадьевна 12 Авг 2015
презентация Презентация на тему "Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства" Волкова Марина Николаевна 20 Мар 2015
документ некоторые психолого-педагогические моменты обучения и краткое содержание научно-исследовательской работы выполненной учениками 6 класса Передереева Татьяна Петровна 31 Мар 2015
презентация Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности. Шишлова Наталья Александровна 31 Мар 2015
документ Курсовая работа "Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки"Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки Курсовая работа Соколкина Анастасия Александровна 6 Июн 2015
презентация Инновационные технологии при внедрении ФГОС. Личностно – ориентированное обучение на основе новых педагогических технологий Черных Людмила Викторовна 30 Мар 2015
документ Выступление на городском семинаре: Тема: «Инновационные методы и формы работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма» Прибыткова Ирина Викторовна 18 Янв 2016
разное Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио. Утямишева Асия Сулеймановна 20 Мар 2015
документ открытый урок "Развитие эмоциональности ученика на уроке специальности при работе над пьесой" Сюняева Елена Борисовна 25 Апр 2015
документ Виды работы над текстом на уроке чтени я в начальной школе Ибрагимова Наталья Владимировна 14 Ноя 2015
документ Использование проектного метода на уроке литературного чтения при работе над загадками во 2 классе. Айвазян Марина Михайловна 29 Янв 2016
разное Групповая работа учащихся на уроке как эффективная форма организации учебной деятельности на уроке и формирование коммуникативных компетенций Лищенко Венера Таштимировна 31 Мар 2015
документ Контрольная работа по логопедии (раздел «Дислалия») Тема: «Некоторые взгляды на механизмы дислалии» Панфилова Екатерина Ивановна 24 Дек 2015
документ Некоторые аспекты работы домриста над приёмом тремоло. Зеленова Галина Геннадьевна 21 Мар 2015