Музыкальная гостинная Пушкин в русском романсе
«Лирика А.С.Пушкина в творчестве русских композиторов»
Вокальное произведение для одного голоса с сопровождением чаще всего называют не песней, а романсом. Слово романс испанского происхождения. Первоначально оно обозначало светскую песню на романском, то есть на испанском, языке, в отличие от песнопений на латинском языке. В Россию этот термин пришел из Франции и первоначально обозначал произведения именно на французский текст.
В начале 19 века романс появляется в России, и сразу завоевывает крепкие позиции. Почти все известные композиторы того времени отдают дань этому жанру, возможно потому, что в романсе сливаются музыка поэзии и поэзия музыки. Легкая, приятная мелодия, простые, хорошо запоминающиеся слова делают романс самым популярным явлением музыкальной жизни середины 19 века.
Начало расцвета романса в России, это первая половина 19 века, период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человеческой личности. В это время создавали свои произведения: Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Варламов. Во второй половине 19 столетия и в начале 20 к именам первых классиков романса прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского Корсакова, Рахманинова. Созданные ими романсы и сейчас постоянно звучат в концертных программах, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
Романс, как и песня, по своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как будто сами “просятся на музыку”. В русском романсе, по существу, отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и даже от его предшественников до наших дней.
Автор: Иванова Екатерина Михайловна