Главная / Старшие классы / Музыка

Методика физического развити детей вначальный период обучения на фортепиано.

Введение

Обучение игре на фортепиано – очень сложный и многогранный процесс, достаточно протяжённый во времени, требующий больших

усилий и от педагога, и от ученика и от его родителей.

Развивая слух, ритм. эмоциональную сферу ребёнка, педагог уже в начальный период обучения занимается постановкой рук, одним из самых ответственных моментов этого периода.

Обучение музыке обладает мощным воздействием на интеллектуальное развитие ребёнка. При игре на фортепиано взаимодействуют все сенсорные системы, задействованы многие мышцы организма: опорно- мышечный аппарат, крупные мышцы спины и шеи, мышцы ног, мелкие мышцы кистей рук и т.д. Делая рекомендуемые ниже упражнения, ученик получает возможность почувствовать своё тело, он учится свободе движений, у него вырабатывается осанка.

Поэтому постоянная забота о физическом состоянии, тренировка двигательной системы очень важна для начинающего пианиста.

Рука и ее роль в жизни начинающего музыканта.

Постановка рук - самый ответственный момент постановочного периода, который требует строго учитывать физиологические закономерности двигательных действий рук.

Важнейшие условия этого процесса: нахождение обоснованных ранее оптимальных точек опоры для корпуса и рук, а также воспитание взаимодействий верхней и нижней частей корпуса, мышечных групп плечевого пояса, области поясницы, тазовой части корпуса и тазобедренных суставов.

Для того, чтобы правильно организовать двигательный процесс начинающего ученика, необходимо не только знать основные причины, вызывающие негативные явления, но и уметь их нейтрализовать в процессе работы над первоначальной постановкой. В этом и заключается основная задача педагога в постановочный период занятий.

Основные положения, которыми необходимо руководствоваться педагогу в работе над начальной постановкой ,заключаются в том, что, приступая к обучению ребенка музыке, необходимо в первую очередь учитывать характерную для его возраста разбалансированность действий руки. В этой связи первое действие педагога - собрать все изолированные части руки в единую двигательную систему, организовать их синхронные действия, что, как показывает практика, процесс весьма сложный.

Ощущение руки как составной части корпуса.

Специфические особенности, обусловливающие ощущения руки как составной части корпуса, характеризуются:

а) стабильным ощущением зоны лопатки как начала руки. Необходимые ощущения формируются на основе постоянного контакта мышечных групп лопатки со всеми мышечными группами области спины;

б) постоянным ощущением плечевой части руки как ведущей, формирующимся при обязательном отведении ее назад - в сторону лопатки.

Таким образом, рука как составная часть корпуса ощущается только в ее непосредственной связи с мышечными группами спинной области - особенно зоны лопаток. Все двигательные действия руки осуществляются за счет силовых действий мышечных групп зоны лопаток, плечевых суставов и плеча. Только после воспитания у ученика стабильных ощущений единства действий руки и корпуса следует приступать к формированию сложнейших двигательных структур, связанных со спецификой их двигательных действий.

Ощущение всей руки как единой двигательной системы целесообразно воспитывать у ученика первоначально при опущенном - нейтральном ее положении. В дальнейшем - во время подъема руки в рабочее положение - исключительно важно организовать двигательные действия руки в физиологически правильном направлении и сохранить те фундаментальные ощущения единства всех частей руки, которые были воспитаны при опущенной руке. На этой основе в дальнейшем будут воспитываться все сложнейшие двигательные действия руки

Учитывая, что область лопатки является началом руки, наиболее естественное для руки первичное движение -отведение ее назад.

В то же время все двигательные действия руки происходят при вьнужденном выносе ее вперед.

Таким образом, воспитание у ученика стабильньх ощущений единства в действиях руки корпуса - основная задача постановочного периода обучения. Формирование двигательньх действий рук вне их связи или без должной связи с силовыми действиями всего корпуса - особенно области спины - грубейшая ошибка педагогики, чреватая в дальнейшем самыми негативными последствиями.

Воспитание стабильного ощущения веса руки.

Современная методика убедительно доказывает, что весовой принцип звукоизвлечения наиболее рационален, прогрессивен и эффективен в отличие от силового, базирующегося в основном на принципе нажимньх действий руки. Управление процессом звукоизвлечения заключается в умении регулировать соотношение веса руки и силы ее нажима.

В опущенном, фиксированном к боку положении рука яснее всего ощущается как часть корпуса. При этом точки опоры корпуса на ноги являются общими для всех его частей, в том числе и для рук. Таким образом, ощущения “всей руки”, а, следовательно, и ощущения ее веса в руке провисшей вдоль корпуса проявляется оптимально. Если ощущение веса руки четко не зафиксировать в памяти ученика до ее подъема, то при подъеме руки оно неизменно теряется.

Вес всей руки формируется на основе максимального ощущения веса ее силовой зоны. В свою очередь, ощущение веса силовой зоны формируется не только на базе ее собственного веса. Силовая зона руки, особенно ее лопаточная область, контактирует непосредственно со всеми мышечными группами спины. Следовательно, к ощущению ее собственного веса добавляются, в известной степени, и ощущения веса мышечных групп, соседствующих с областью лопатки и отдаленных от нее. В данном случае наблюдается своего рода цепная реакция: взаимодействующие мышечные группы спины передают часть своего веса на руку при ее опоре на конкретную плоскость. Естественно, подобная “прибавка” веса при контакте руки с музыкальным инструментом диктуется динамической необходимостью, связанной с увеличением или уменьшением нажима руки на клавиши.

Формирование стабильного ощущения веса всей руки при опущенном ее положении и сохранение этого ощущения при ее подъеме предполагают три этапа действий:

  • Исходное положение: рука опущена вниз, пальцы сложены в кулак, плечевая часть руки несколько отведена в сторону спины (лопатки) и плотно фиксирована на боку. Сосредоточение внимания на стабильном ощущении веса всей руки - от лопатки до кисти и пальцев, при опоре плечевой ее части на корпус.
  • Плечевая часть руки остается в неизменном - опущенном, фиксированном положении, локтевой сустав сгибается и поднимает предплечье кверху, приближая его к плечевой части руки;
  • Из второго положения плечевая часть руки поднимается, при этом она отводится в сторону и несколько назад - движение плечевой части по дугообразной линии.
  • Непременное условие сохранения формирующихся ощущений - соблюдение принципа подъема плечевой части руки в естественном, физиологически обоснованном направлении - отведение ее в сторону и назад.

    Неизменное соблюдение этих условий - одна из трудностей профессии музыканта.

    Вывод: воспитание ощущения веса руки при опущенном положении и сохранении этого ощущения при ее подъеме формируется на основе опоры руки на конкретную плоскость.

    Эффективность системы состоит в том, что последовательность воспитываемых навыков позволяет ученику научиться концентрировать внимание на базовьх ощущениях руки и почувствовать конкретные ощущения опоры руки на плоскость и ее вес. При подъеме руки - концентрация внимания ученика на ее плечевой части дает возможность не только сохранить все конкретные базовые ощущения, но и постепенно трансформировать ик в ассоциативные.

    Сохранить основные ощущения руки при ее подъеме позволяет предельная концентрация внимания ученика на ощущении силовой зоны руки.

    Плечевой сустав и его мышечные группы

    Плечевой сустав - самый подвижный в системе руки, он окружен со всех сторон активно действующими силовыми мышечными группами разнонаправленного действия. Совместно с мышечными группами плечевого сустава постоянно функционируют мышечные группы областей лопатки, ключицы, груди, плечевой части руки и предплечья. Согласованные действия всех перечисленных мышечных групп дают возможность руке совершать самые разнообразные движения во всех направлениях и плоскостях с минимально необходимой степенью напряжения. На основе взаимодействия мышечных групп все части двигающейся руки действуют как хорошо отлаженный единый организм. Координация действий заключается в строгом разграничении их усилий: при работе (напряжениях) мышц одного направления мышцы противоположного направления, то есть антагонисты, должны находиться в относительно пассивном - расслабленном состоянии. Смешанные действия разнонаправленных мышечных групп - их активные совместные усилия приводят к двигательному хаосу и перенапряжении не только данной группы мышц, но и остальных мышечных групп, ибо любое локальное перенапряжение отзывается на всем организме. Педагог, работающий с начинающим учеником, должен строго контролировать работу разнонаправленных мышечных групп, предупреждая тем самым хаотичность их действий.

    Формирование ощущений плечевой части руки как ведущей дает возможность сохранять единство всех частей руки при подъемах и выносах ее вперед в рабочее положение. Более того, стабильные ощущения веса всей руки формируются на основе первичности ощущений веса ее силовой зоны, а первичные ощущения единства действий руки формируются при отведении ее плечевой части назад.

    Вывод: функционирование руки как единой двигательной системы полностью зависит от тех согласованньх действий мышечных групп области. плечевого пояса и плечевого сустава, которые возникают при подъеме, сгибании и разгибании локтевого сустава, а также сгибании и разгибании кисти и пальцев.

    Основные двигательные ощущения и действия руки.

    Подъем руки как начало двигательного процесса.

    Двигательные действия руки начинаются с ее подъема. От того, как совершен подъем, зависят все последующие движения.

    Исходя из физиологических закономерностей двигательных действий, оптимальный вариант подъема руки заключается в определенной последовательности:

  • подъем руки с синхронным отведением ее назад - как первичное действие - при этом неизбежно четкое ощущение области лопатки как начала силовой зоны руки.
  • вторичное действие: после отведения руки назад и фиксации этого положения -выноса поднятой руки вперед. При выносе руки вперед все ее части - от лопатки до кисти и пальцев -двигаются автоматически как единая система. Как и подъем руки с синхронным отведением ее назад, это движение - также абсолютный вариант, не требующий затрат особых усилий. Описываемый вариант подъема руки дает возможность свободно двигать всю руку: отводить ее назад и выносить вперед по дугообразной линии - наиболее естественной для мышечных групп лопаточной области.
  • Что же касается плечевой части руки - она в данном случае берет на себя не свойственную ей основную силовую нагрузку и при этом неизбежно перенапрягается. Речь, естественно, идет о функционирующей руке, то есть поднятой в рабочее положение.

    Вариант подъема руки с выносом ее непосредственно вперед заставляет лопаточную часть руки двигаться прямолинейно, а не по дугообразной линии, как при отведении руки назад. Подъем руки по прямой линии, как и любое прямолинейное движение, провоцирует перенапряжение мышечных групп зоны плечевого сустава.

    Резюмируя вышеизложенное, следует сделать однозначный вывод: первичным движением при подъеме руки должно быть отведение ее в сторону и назад. Таков оптимальный - естественный с точки зрения физиологии прием, при котором у ученика воспитываются ощущения (навыки) подъема всей руки - всех ее частей как единой системы с минимально необходимой степенью напряжений. Предлагаемый прием создает в единой системе руки предпосылки для фазы наивысшей физиологической проводимости, в то время как традиционный для музыкальной педагогики метод подъема руки с одновременным выносом ее вперед создает необходимость изыскивать комплексы специальных вспомогательных упражнений для освобождения зоны плечевого сустава от излишних напряжений, неизбежных при подобном варианте подъема. Однако, как показывает педагогическая практика, даже использование специальных освобождающих упражнений в данном случае далеко не всегда дает положительный, а тем более стабильный результат.

    Воспитание стабильного ощущения руки в подвешенном положении как основа ее
    функционирования.

    Ощущения подвешенного состояния руки относятся к категории фундаментальных, поскольку они позволяют организовать все ее силовые - двигательные действия. Подвешенное положение руки воспитывается на базе двух основополагающих

    факторов:

  • минимально необходимые напряжения мышечных групп области плечевого пояса, позволяющие удерживать руку на весу и создающие предпосылки для фазы наивысшей физиологической проводимости;
  • стабильное ощущение веса руки в поднятом - рабочем ее положении. Добиться этих ощущений возможно только на основе мини бросков – первичных импульсов падения руки. Особенно важно в процессе мини-бросков научиться максимально расслаблять мышечные группы плечевого пояса.
  • Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон способствует их координации, достижению в руке предпосылок для фазы наивысшей физиологической проводимости и координации активных и пассивных движений -основы технического мастерства исполнителя.
  • Таким образом основополагающий принцип единой двигательной системы рук - от общего к частному. Любое локальное движение какой-либо части руки должно быть всегда подчинено общему ее действию. На этой основе воспитывается максимальная управляемость руками.

    Сгибания и разгибания кистевого сустава и пальцев

    Двигательные действия кистевого сустава и пальцев - их сгибания и разгибания должны отличаться особой точностью, ибо от этих действий полностью зависит исполнительское мастерство музыканта. Однако эта область - самая слабая и уязвимая часть руки. Необходимо добиваться ее максимальной гибкости и эластичности, строго соблюдая при этом двигательные физиологические закономерности.

    Сгибатели кистевого сустава расположены на передней (ладонной) стороне предплечья, а его разгибатели - на внешней. Там же соответственно расположены сгибатели и разгибатели пальцев. Мышцы, отводящие кистевой сустав влево и приводящие его вправо, расположены на соответствующих боковьх сторонах предплечья; там же находятся мышцы, отводящие и приводящие большой палец и мизинец влево и вправо.

    Двигательные действия кистевого сустава - его сгибание и разгибание, ведение влево и вправо - должны быть строго подчинены силовым действиям соответствующих мышечных групп, расположенньх на предплечье. Так как амплитуда естественных движений кистевого сустава весьма небольшая, а мышечные группы, организующие эти движения, не отличаются достаточной силой, все перечисленные двигательные действия не должны быть нарочито преувеличенным -они должны всегда носить вторичный, относительно пассивный характер. Как было отмечено выше, все двигательные действия кистевого сустава должны строго подчиняться силовым действиям мышечных групп предплечья.

    Приступая к организации двигательных действий кистевого сустава, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • избегать крайних положений кистевого сустава при любых формах его движений;
  • помнить, что мышцы-сгибатели от природы более развиты, чем мышцы-разгибатели;
  • учитывать, что для кистевого сустава естественны движения круговые или по дугообразной линии, но не нарочито (сугубо) прямолинейные.
  • Пальцы: основные принципы их функционирования и взаимодействий;
    хватательный рефлекс

    Сгибатели четырех пальцев расположены на передней (ладонной) стороне предплечья, а их разгибатели - на внешней. Перечисленные мышечные группы сгибают и разгибают каждый из пальцев поочередно или вместе.

    На боковой стороне предплечья, а также на крайних сторонах ладони - возвышениях большого пальца и мизинца - расположены мышцы, отводящие большой палец и мизинец в стороны и приводящие их обратно; эти мышечные группы также принимают непосредственное участие в сгибании и разгибании большого пальца и мизинца.

    При игре на музыкальных инструментах мышцы-сгибатели пальцев выполняют основную нагрузку. Учитывая, что они от природы более развиты, чем мышцы-разгибатели, педагог в работе над пальцевыми движениями должен уделять особое внимание противодействиям пальцев - их активному разгибанию.

    При сгибании пальцев с особой силой проявляется действие хватательного рефлекса, связанного с необходимостью постоянно приближать большой палец к указательному, то есть движениям в сторону его сгибания.

    Хватательный рефлекс свойствен ребенку с рождения. Рефлекс усугубляется в результате постоянной потребности ребенка держать пальцы сложенными в кулак, брать в руки предметы, например, игрушки, с преувеличенной силой. Сущность хватательного рефлекса заключается в том, что при сближении большого пальца с остальными образуется некое подобие клещей.

    Хватательный рефлекс у ребенка с годами усиливается, ибо постоянная потребность движения большого пальца в сторону его сближения с остальными пальцами и их сгибания провоцирует развитие и без того более сильных мышечных групп-сгибателей. Бороться с проявлением хватательного рефлекса весьма непросто, однако не учитывать это негативное явление в тот момент.

    Не придав должного значения этой проблеме на первых шагах обучения, разрушить в дальнейшем эти ощущения будет чрезвычайно трудно. Первичные детские ощущения оказываются весьма, если не самими устойчивыми навыками и с большим трудом поддаются исправлению. Много времени и большие усилия приходиться тратить даже опытному педагогу, чтобы искоренить это зло.

    Предлагаемые далее комплексы упражнений имеют своей целью подготовить руку ребенка к новым нестандартным ощущениям, необходимым для мягкого контакта пальцев с инструментом - особенно большого пальца. Избавиться от хватательного рефлекса или хотя бы уменьшить в значительной степени его действие поможет изменение принципа расположения пальцев при сжатии их в кулак. В этой связи рассмотрим два варианта взаимодействий пальцев при сжатии их в кулак -традиционный и нетрадиционный.

    Цели, преследуемые при традиционном и нетрадиционном вариантах кулака, совершенно различные:

    традиционный кулак направлен на силовые действия, нетрадиционный - на эластичные.

    Традиционный метод заключается в том, что пальцы сжимаются в кулак для совершения определенных силовых действий или их усиления. Все пальцы с силой прижимаются к ладони, а большой палец - к указательному. При этом взаимодействия между мышечными группами большого и остальных пальцев проявляются слабо.

    Естественно, что пальцы, сжатые подобным образом в кулак, создают в зоне кисти-предплечья не только очаг чрезмерного напряжения, но и провоцируют быструю утомляемость всей руки. При данном варианте значительное усиление хватательного рефлекса неизбежно, ибо он способствует силовым действиям пальцев, сжатых в кулак. Разобщенность пальцевых действий и отсутствие их должного контакта с большим пальцем препятствуют необходимому автоматическому мышечному освобождению. Этому мешает также и усиление при сжатии кулака действий мышечных групп-сгибателей, и без того более сильных, чем мышцы-разгибатели.

    После разжатия кулака в зонах кистевого сустава, пальцев и предплечья неизбежно сохраняются значительные остаточные напряжения, которые необходимо постоянно контролировать и компенсировать. Педагогу приходится длительное время бороться с этой тенденцией ученика.

    Как уже было отмечено, избавиться от хватательного рефлекса или в значительной мере уменьшить его действия поможет нетрадиционный метод складывания пальцев в кулак.

    Расположение большого пальца вдоль ладони (по направлению к мизинцу) ведет к сближению мышечных групп большого и оснований всех остальных пальцев. Сближение всех мышечных групп способствует непосредственным контактам всех пальцев и координации их действий. Большой палец, лежащий вдоль ладони, служит своего рода амортизатором, предохраняющим остальные пальцы от непосредственных контактов с ладонью (кистью), чем в значительной степени уравновешивает действия мышц-сгибателей и разгибателей пальцев. Сближение отводящих мышц большого пальца и мизинца во время сжатия кулака во многом способствует координации их действий. После разжатая кулака между крайними пальцами не возникает зоны напряженности, что дает возможность сохранить ощущение эластичности между всеми пальцами и ненапряженное состояние кистевого сустава. При таком состоянии пальцев увеличивается возможность их естественных растяжек - особенно между крайними пальцами.

    Непосредственный контакт всех пальцев с большим дает возможность не только ощутить единство их действий, но и легче контролировать степень напряжений, как в самих пальцах, так и в кисти. Предложенный вариант сжатия и разжатия кулака аналогичен действию пружины - активному ее сжатию и автоматическому разжатию.

    Таким образом, вместо искусственно создаваемой малоуправляемой силовой зоны в области кистевого сустава и пальцев возникают предпосылки, позволяющие развитие свободных управляемых двигательных действий. Эластичное расположение пальцев позволяет мгновенно расслаблять все мышечные группы.

    При нетрадиционном расположении пальцев создаются условия для оптимальны контактов между большим пальцем и остальными; максимально нейтрализуется

    хватательный рефлекс; воспитывается мгновенная реакция на расслабление всех мышечных групп указанной зоны при разжатии кулака, и в сознании ученика фиксируются оптимальные ощущения второй, крайней точечной зоны руки - кисти и пальцев.

    Объективные закоиомерности, необходимые для воспитания
    двигательного процесса рук пианиста
    .

    Рука - сложнейшая часть человеческого организма, имеющая свои специфические анатомо-физиологические особенности. Все подвижные части руки - от лопатки до пальцев - единая от природы, взаимосвязанная и постоянно взаимодействующая система мышечных групп. На каких принципах основано единство действий и ощущений всех частей руки? Какие основные факторы необходимо учитывать при воспитании руки как единой двигательной системы, чтобы не нарушить ее баланс?

    Мышечные группы руки, двигающие ту или иную ее часть, всегда расположены на один сустав выше того сустава, который они приводят в движение. Так, движение пальцев и кистевого сустава осуществляется мышечными группами, расположенными на предплечье; мышечные группы , двигающие плечевую часть руки, расположены в зонах лопатки плечевого сустава.

    Цепочка двигательных ощущений, формирующих то или иное движение частей руки, стремится снизу вверх: от пальцев к зоне лопатки - через предплечье -плечо, то есть к основному силовому центру руки. Благодаря восходящей цепочке, все двигательные ощущения, возникающие в любой из частей руки, взаимосвязаны, и каждый двигательный импульс, возникающий, к примеру, в пальцах или другой части руки, непременно направлен на зону лопатки.

    Что же касается силовых импульсов, осуществляющих непосредственно двигательные действия любой из частей рук, то они идут в противоположном направлении: сверку вниз, от

    лопатки до пальцев.

    Таковы объективные закономерности, которые необходимо неукоснительно соблюдать при воспитании двигательного процесса рук музыканта. На этих кардинальных принципах должна основываться вся система начального музыкального образования. К сожалению, подавляющее количество ошибок, возникающих в постановочный период, связано с недооценкой или недопониманием специфических природных особенностей двигательных действий руки. Педагог, приступая к постановке рук ученика, как правило, не учитывает тот факт, что в обыденной жизни у ребенка постоянно происходит разбалансирование всех частей руки. Основная причина этого явления в том, что у ребенка в процессе всех его действий руками возникает чрезмерная активизация кистевых суставов, их постоянная перегрузка и, вследствие этого, изоляция кистевых суставов от остальных частей рук.

    Более всего провоцирует изоляцию кистевого сустава и его постоянно напряженное состояние хватательный рефлекс. Как показывает практика, собрать руку воедино после многих лет изолированных действий-движений отдельных ее частей - процесс весьма сложный. Однако без этого невозможно формирование единства всех двигательных действий руки в процессе игры на инструменте.

    Методы тренировки двигательной системы начинающего музыканта.

    Игра на любом музыкальном инструменте, но особенно на фортепиано, является сложнейшим функциональным актом, при котором идет обмен нервными импульсами между рабочими органами и командным центром центральной нервной системы. В двигательных актах задействованы многие мышцы организма, опорно-мышечный аппарат, крупные мышцы спины и шеи, мышцы ног, мелкие мышцы кистей рук, сгибатели - разгибатели и др. Тонкость, “членораздельность” и, одновременно синхронизированность требуют большой натренированности и тонкой “настройки” всего организма. Поэтому любые нарушения в двигательной сфере приводят к большим сложностям в освоении игры на фортепиано. Также важна постоянная забота о физическом состоянии, тренировках всей двигательной системы для начинающего музыканта.

    Чтобы начинающим ученикам удалось “подружиться” с первых шагов с инструментом, почувствовать себя комфортно и естественно педагогу надо соответственно организовать начальный этап работы с учениками. Педагог может знать природу пианистического аппарата, изучить анатома-физиологическое строение руки и все же...

    Гофман говорил : “... можно взять какого-нибудь исключительного учителя с отличной репутацией, который будет превосходным преподавателем для продвинутого ученика, но может оказаться неспособным заложить доброкачественный фундамент у начинающего”.

    Ошибки педагога, дефекты преподавания, особенно на раннем, первоначальном этапе обучения музыке, могут нанести непоправимый вред ученику. Развитие ребенка во многом зависит от того, как рано начинается его погружение в мир музыки. Занятия музыкой улучшают характер у детей и благотворно воздействуют на их психологическое состояние. Музыка не талька развивает ребенка, но и лечит его. С помощью музыки можно преодолеть отставание в развитии детей, исправить дефекты неправильного воспитания, ибо они проявляют себя в наиболее пластичный период, когда устанавливаются психофизиологические параметры будущей личности. Ученые пришли к выводу, что в период активизации развития мозга у детей музыка обладает наибольшей эффективностью. Возрастной период от 2 до 5 лет является наиболее подходящим для восприятия музыки. Именно в этом возрасте воздействие внешней среды оказывается наиболее мощным, начинают реализовываться генетически обусловленные природные задатки, ребенок переходит к осмысленной “продуктивной” деятельности - от манипуляции к игре как таковой. Раннее начало обучения является эффективным средством развития психической и интеллектуальной сферы, открывает доступ к врожденным нейтронным механизмам, ответственным за восприятие, понимание и воспроизведение музыки, и расширяет их использование для образования других высших функций мозга. Музыка является для мозга своего рода специфическим языком, со своими символами и знаками.

    Исследования, проведенные учеными, показали, что особую роль в созревании мозга играют именно пальцы рук. Упражнения для пальцев рук ускоряли процесс образования и закрепления условных р
    Автор: Ковалёва Светлана Степановна

    Похожие материалы
    Тип Название материала Автор Опубликован
    разное Методика физического развити детей вначальный период обучения на фортепиано. Ковалёва Светлана Степановна 7 Апр 2015
    документ "Методика проведения уроков на начальном этапе обучения игре на фортепиано детей 6-7 лет" Жигалкина Лариса Васильевна 20 Мар 2015
    документ Методика ускоренного обучения игре на фортепиано Казанцева Наталья Семёновна 20 Мар 2015
    документ Методика обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования Аристова Наталья Анатольевна 20 Мар 2015
    документ Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год Навыки самообслуживания Индивидуальные особенности Развитие общения Развитие речи Сенсорное развити Зайцева Татьяна Павловна 31 Окт 2015
    документ «Методика обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования» Ахметова Марина Валерьевна 7 Апр 2015
    документ Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано Гайнаншина Татьяна Михайловна 21 Мар 2015
    документ «ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ» Стегачева Любовь Александровна 24 Мар 2016
    документ Коррекционно-развивающие упражнения на начальном этапе обучения игре на фортепиано (для детей с задержкой психического развития) Мурышкина Светлана Ивановна 14 Ноя 2015
    документ Методическое сообщение по теме:«Планирование процесса обучения,методика преподавания урока фортепиано и организация домашней работы ученика» . Костина Алла Борисовна 20 Мар 2015
    документ Методика проведения обследования физического развития детей в ДОУ Ковалева Наталья Сергеевна 31 Мар 2015
    документ Методика проведения мониторинга физического развития детей в ДОУ Потешина Евгения Анатольевна 31 Мар 2015
    документ Методика обследования уровня физического развития детей дошкольного возраста Афанасьева Светлана Владимировна 23 Дек 2015
    документ 2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано" Закутина Оксана Владимировна 20 Мар 2015
    документ Методический доклад «Работа над звуком в начальный период обучения в классе специального фортепиано» Точилова Татьяна Владимировна 20 Фев 2016
    разное Групповые формы работы на начальном этапе обучения игре на фортепиано (методические рекомендации). Васина Галина Михайловна 21 Мар 2015
    разное Применение различных методов обучения на первоначальном этапе игры на фортепиано Новикова Любовь Дмитриевна 20 Апр 2015
    разное Обучение детей игре на фортепиано Кибальченко Клавдия Федоровна 1 Апр 2015
    документ Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано. Кабанова Юлия Петровна 20 Мар 2015
    разное Работа над техникой на начальном периоде обучения в классе фортепиано Джус Татьяна Ивановна 20 Мар 2015
    документ Начальный этап обучения игры на фортепиано Аристова Наталья Анатольевна 20 Мар 2015
    разное Особенности обучения игре на фортепиано в условиях эстетического отделения ДШИ Полякова Наталья Вадимовна 21 Мар 2015
    документ Особенности начального периода обучения игре на фортепиано Артемьева Татьяна Сергеевна 21 Мар 2015
    документ Краткое пособие обучения игре на фортепиано для дошкольников. Ситулина Ирина 6 Сен 2015
    документ Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано Конарёва Елена Петровна 4 Апр 2015
    документ Методика проведения лабораторных работ физического практикума в 10 - 11 классах профильного уровня обучения. Брусьева Оксана Алксандровна 21 Мар 2015
    разное Методика обучения грамоте детей 5-6 лет Наталья Николаевна Бакка 30 Мар 2015
    Методика обучения детей пересказыванию Клепова Светлана Владимировна 1 Июн 2017
    документ Интенсивная методика обучения детей английскому языку на материале детских песенок и стихотворений Г. Доля Зайцева Дарья Сергеевна 20 Мар 2015
    документ Методика обучения игре на музыкальных инструментах детей дошкольного возраста. Юрасова Ольга Ильинична 31 Мар 2015
    документ Выступление на педагогическом совете "Методика обучения детей работе по картинам" Кромская Алла Ивановна 31 Мар 2015
    презентация Презентация на тему :"Методика обучения закаливанию детей дошкольного возраста" Воеводкина Тамара Ивановна 15 Окт 2015
    презентация Презентация на тему: "Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ" Михайлова Заира Мирзамамаевна 15 Дек 2015
    документ Обучение детей ходьбе на лыжах Содержание и методика обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста Наиболее эффективной формой обучения детей ходьбе на лыжах являются организованные занятия под руководством воспитателя с группой детей и индивид Соловова Наталья Алексеевна 31 Мар 2015
    документ Сообщение "Зимние забавы" Организация и методика проведения прогулки: 1.Значение зимней прогулки для детей.Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средство Садыхова Татьяна Викторовна 31 Мар 2015
    документ Методическая разработка: Вопросы комплексного развития детей в начальный период обучения игре на домре Игнатьева Наталья Львовна 21 Мар 2015
    документ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Артемьева Дарья Михайловна 31 Мар 2015
    документ Методика обучения малыша на льду Методика обучения малыш на льду Северная Олимпия 6 Дек 2015
    документ речевое развити детей раннего возраста Карпова Анна Юрьевна 31 Мар 2015
    документ Развити движений у детей с нарушениями слуха. Лебедева Елена Николаевна 7 Апр 2015