Игровые модели в концепции олимпиады «О серьезном с улыбкой»
Приступая к подготовке олимпиады для учащихся 3-4х классов музыкально-эстетического цикла мы основывались на игровой концепции известного нидерландского культуролога Йохана Хейзинги, его идеи о том, что человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра. Концепция олимпиады базировалась на мысли Й.Хейзинги о том, что «игра — это содержательная функция со многими гранями смысла, а также на том, что всякая игра есть прежде всего, и в первую очередь свободная деятельность» (Хейзинги Й. Homo ludens. Человек играющий. М., 2001, стр. 9)
Известно, что исполнение музыки определяется как игра на музыкальных инструментах. Игровое начало есть в каждом человеке и может сознательно развиваться через действие. Через игру мы учимся принимать решения, самореализовываться и самоутверждаться. Как справедливо отмечает Эрика Ландау «игры являются своего рода введением в жизнь».
Известно, что познание ребенком мира происходит в игре и через игру. Именно в процессе игры ребенок раскрывает себя самого и других. Когда он играет один — он играет «с собой» и возникает внутриличностное общение. Когда он играет с другими, он входит в жизнь и в общение с другими людьми, иначе говоря, входит в социум.
В игре возникает доступ к новому, что развивает потенциал восприятия новых стимулов и новых реакций.
Олимпиада стала новой формой проведения так называемого «технического зачета». Традиционная форма технического зачета, существующая в музыкальной педагогике, основывается на проверке только технических навыков и умений учащихся играть в быстром темпе гаммы, арпеджио, этюды, а так же знания музыкальной терминологии.
Разработанная нами концепция исходит из возрастных особенностей детей 3-4 классов, из понимания их эмоционального состояния во время экзаменов, а также их приверженности к различным игровым действиям.
Традиционная форма проведения технического зачета была обогащена многочисленными конкурсами, выступлениями юных музыковедов, рассказывающими об олимпиадах от античности до наших дней: в структуру олимпиады были включены занимательные игры, загадки, ребусы, викторины и выступления юных виртуозов. Сложился новый тип музыкально-сценической структуры, интегрирующий различные игровые формы, проникнутый духом творчества и праздника. Этому способствовал также празднично украшенный зал, нарядно одетые участники и волнующиеся родители.
Автор: Линева Валентина Александровна