Главная /
Старшие классы /
Музыка
Автор: Стеблиненко Галина Эдуардовна
Доклад на тему: "Русская песня в развитии творческих способностей детей"
Нельзя воспитать цельного, духовно- богатого человека, не приобщив его к сокровищнице народной культуры. Богатство идейно-образного содержания русских народных песен с их глубоким эстетическим смыслом способствует воспитанию художественного вкуса ребёнка. Протяжные и грустные, задорные и весёлые русские народные песни отражают все важнейшие стороны общественной и трудовой жизни, быта и деятельности русского народа. В них раскрылась его история, мудрые раздумья о жизни, широта русской души. Народную песню характеризует то, что в ней с помощью простых выразительных средств раскрываются глубокие и содержательные идеи. Именно русская народная песня является богатейшим материалом для эстетического воспитания дошкольников, способствует глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте. Для того, чтобы русская народная песня предстала перед детьми как часть жизни народа, необходимо обратиться к специфике каждого песенного вида. Первой видовой группой народной песни является материнская поэзия. Начиная с колыбели, через песню мать ненавязчиво внушала ребёнку необходимость проявления доброты, развивала чувство оптимизма, порядочность и другие качества. Первые интонации, которые воспроизводит ребёнок – это интонации русской музыкальной речи. Музыкальный фольклор сопровождает русского человека всю жизнь. Уже над колыбелью звучали незатейливые песни. Интуитивно матери всех времён и народов используют этот способ установления особого рода контакта с младенцем. Засыпая под пение матери, ребёнок постепенно начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи. Подрастая, он начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песни: - Киска, киска, киска брысь! -На дорожку не садись. -Наша деточка пойдёт, -Через киску упадёт! Уже над колыбелью звучали незатейливые песни, в которых будущее ребёнка представлялось заполненным трудом: - Баю, бай – колыбели не качай, - Спи - поспи, поскорее расти! - Вырастешь большой - станешь в золоте ходить, - Будешь жить, поживать, не лениться – работать, - Станешь пшеничку пахать на полоске пахарёк, - В тёмном лесе – лесничок, станешь птичку ловить. - И родителей кормить. Оказывается, считалось, что слова, произнесённые над колыбелью, имеют силу заклинания, заговора. Поэтому часто в песнях звучала просьба матери избавить родное дитя: - От всех скорбей, - От всех пакостей, - От зло-человека, Песня всегда находится рядом с человеком. Песня рассказывает о судьбе человека; о том, что его тревожит, радует, о чём он мечтает. Песня всегда сопровождала человека во время труда, помогала работать: - Лён зеленой, при горе, при крутой. - Уж мы сеяли, сеяли ленок. - Уж мы сея приговаривали … Или песня «Во кузнице» - люди в ритм песни ударяли по наковальне, таким образом работать было легче. В песнях люди воспевали красоту земли и природы. С нежностью обращались к рябинушке, берёзке, травушке: «Во поле берёза стояла», «Рябинушка», «Травушка-муравушка» и т.д. Старинные календарно-обрядовые песни, передаваясь от поколения к поколению, дошли и до наших дней. По мнению русских исследователей – фольклористов, такие песни, которые входили в ритуально обрядовые действа зимних святок, масленицы, колядок - это не что иное, как произведения, потерявшие своё значение для взрослых и перешедшие к детям. Для детей эти песни являются источником познания исторического прошлого русского народа. Они мелодичны, образны, невелики по объёму: - Приходила коляда, накануне Рождества Кто даст пирога, тому полон хлев скота, овин с овсом, жеребца с хвостом и т.д - А мы Масленицу повстречали, сыром гору набивали Маслом гору поливали, на широк двор созывали и т.д. На занятиях по приобщению детей к русской народной культуре проходят беседы с ознакомлением детей с русской народной песней, частушками, лирическими песнями и шуточными песнями, юмористическими. Плясовые песни быстрого темпа в народе назывались «частыми» - так появилось название частушек. Для пляски самое главное ритм, поэтому и в ладоши прихлопывают и ногами пристукивают. Нельзя не брать во внимание такого факта, что музыка является лишь составной частью народного песенного творчества, поэтому полноценное восприятие его разнообразных жанров идёт в связи их с другими видами этнографического творчества: танцем, пляской, игрой. Для закрепления знаний детей о русской песне я провожу конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок о русской народной песне: - бедный песни поёт, а богатый только слушает, - беседа дорогу коротает, а песня – работу, - не всяк весел, кто поёт, - песней коня не накормишь, - пой песню тот, у кого голос хорош, - соловья за песни кормят. Игра – викторина: «Что я знаю о русской песне?» 1. Отгадайте загадку: - Не играет фортепьяно, нет ни скрипки, ни баяна, потому что песню пела - наша группа … (анданте, аллегро, а капелла). 2.Название этого музыкального инструмента произошло от слова «жалость … (сопелка, жалейка, рожок). 3.Назовите музыкальный инструмент, который у каждого человека всегда с собой (балалайка, баян, голос). 4. Назовите прибор, с помощью которого в старину слушали музыку (магнитофон, граммофон, телефон). 5. Как называется круговой русский танец ? («яблочко», «барыня», хоровод.) 6. Продолжите стихотворение: - День рождения отмечай Пеней русской … (поздравляй, запевай, каравай). 7. Какую песню пела мама своему ребёнку перед сном? (потешку, закличку, колыбельную). 8. Какое название носит специальная рождественская песня? (частушка, веснянка, колядка) . 9.Закончите стихотворение: - Собирается народ – аводные, озорные), 10.Отмечая этот праздник, наши предки в песнях славили весну (Масленица, Покров, Рождество). 11.Назовите инструмент, у которого струн больше семи (бубен, рожок, гусли). 12.Какие песни в старину исполнялись под звучание гуслей? (былины, колядки, частушки). 13.Какой из перечисленных писателей был одним из первых собирателей русских песен? (Тургенев, Пушкин, Лермонтов). Ребёнок в своём развитии проходит все ранние стадии, пережитые человечеством, поэтому музыкальные жанры фольклора на раннем этапе развития музыкальности ребёнка усваиваются наиболее естественно и легко, тем более, что уже первые занятия народной музыкой дают возможность использовать различные звукосочетания, не заботясь о их консонировании. Именно это даёт перспективу учить детей импровизировать, сочинять. А для этого нам помогает элементарный детский инструментарий, мелодичный и лёгкий для освоения.
Автор: Стеблиненко Галина Эдуардовна
Похожие материалы