Детские песни В. Калинникова
Виктор Сергеевич Калинников (1870 – 1927) - композитор, дирижер, хоровой деятель, педагог, профессор Московской консерватории. Большое внимание на музыкальное развитие и формирование Виктора Калинникова оказал его старший брат - Василий Калинников. В 1887 г. брат подготовил Виктора в музыкальное училище. В 1896 г. Виктор окончил училище с медалью и званием свободного художника. Окончил училище по классу гобоя и композиции.
В 1897-1923 г.г. преподавал в Московском синодальном училище.
В 1922-26 г.г. - в Московской консерватории. Руководил хорами, преподавал пение в школах.
Виктор Сергеевич Калинников - автор преимущественно хоровой музыки. Сочинения: 15 хоров a capella:"Элегия"; "Осень" - стихи А.С. Пушкина, "Зима" - сл. Е.Баратынского, "Солнце, солнце встает" - сл. А. Федорова, "Ой, честь ли то молодцу" - сл. А. Толстого, "Звезды меркнут" - сл. И. Никитина, "Нам звезды кроткие сияли" - сл. А. Плещеева, "На старом кургане" - сл. И. Никитина, "Утром зорька" - сл. А. Скитальца, "Кондор" - сл. И. Бунина, "Жаворонок" - сл. В. Жуковского, "Проходит лето", "Спесь" - сл. А. Толстого, "У приказных ворот"-сл.А.Толстого,"Лес"-сл.А.Кольцова; Ряд хоровых обработок русских народных песен для 4-хголосного и 2-хголосного хоров; детские песни в сопровождении ф-но, несколько духовных хоров. Переложения для хора романсов других композиторов: "Рыцарский романс" Глинки; "Море", "Спящая княжна", "Песня темного леса" Бородина; "Менестрель" Аренского; "Ты взойди, солнце красное" Мусоргского; а также "Марсельеза" и "Интернационал"; концертная увертюра.
Хоры В. Калиникова очень разнообразны. Мелодика близка к городской, речевой интонации. Для творчества Вик. Калинникова характерна красочность гармонии, альтерации, несовершенные кадансы, секвенции. Изложение в основном гомофонно-гармоническое, с развитой подголосной линией и элементами имитации. Диапазоны умеренны.
Сохранилась статья Калинникова «О хоровом пении», которая характеризует его как общественного деятеля, увлеченного широкой просветительской работой. В статье автор указывает два пути приобщения масс к музыкальной культуре: «потребительский» (пассивное слушание музыки) и «воспроизводительский» (участие в исполнении). Наиболее демократическим видом исполнительства Калинников считает хоровое пение («русский народ – народ-певец», говорит композитор). Поэтому он горячо агитирует за развитие хоровой деятельности в стране, указывая на облагораживающее влияние работы в ансамбле. Также в работе Калинников призывает бережно хранить традиции русского народного песенного творчества.
Виктор Каллиников - мастер хорового письма, работая с детьми в школах создал два удивительных собрания: «10 одноголосных детских песен», и «10 двухголосных детских песен». Его произведения отличает мелодическая простота интонации, основанная на диатонике, выразительная партия фортепиано, совершенство формы. Задушевность, элегичность - основные черты его творчества. Очень чуткое восприятие текста. В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова.
«Детские песни» Виктора Калиникова представляют собой миниатюры, объединённые в цикл. Все миниатюры могут исполняться самостоятельно, но гораздо интереснее и полезнее петь их циклом. Каждая миниатюра отмечена своим характером, ярким индивидуальным обликом, неповторимостью, а вместе они представляют пёструю вереницу образов, обладают определённой логикой развития композиционной структуры, захватывающей как певцов, так и их слушателей. «Детские песни» подкупают своей простотой, красотой, образностью, кантиленой звучания. Музыка живая и искренняя, с органичным и близким миру ребёнка образным содержанием, с изобретательной, гармонически расцвечиваемой партией фортепианного сопровождения.
Автор: Короленкова Нона Егамбердиевна