Алгоритм разучивания песни Алгоритм разучивания песни
Как и в любом деле, в певческой деятельности существуют определенные устоявшиеся формы и этапы работы. Музыка, однако, часто вносит свои коррективы в привычные схемы. В предложенном алгоритме по разучиванию песни отмечены этапы, которые в том или ином виде присутствуют всегда, но их содержание, объем и эмоциональное наполнение каждый раз разное.
Наполнение этапов работы принципиально вариативно и определяется талантом и профессионализмом учителя и степенью подготовленности его учеников. Предлагаемая таблица поможет сориентироваться в богатстве конкретных приемов и методов и найти наиболее подходящий вариант для себя, своих детей и разучиваемого произведения.
Задачи Предъявляемые требования Методы и приемы работы I. Вступительное слово- познакомить с авторами и временем создания;
- подготовить восприятие содержания и смысла песни;
- создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа
- лаконичность
- содержательная насыщенность
- эмоциональность
- объяснение
- разъяснение
- беседа
- пример (в том числе и музыкальный)
- проблемная задача
- демонстрация (портретов, фотографий, произведений изобразительного искусства, творческих работ детей, игрушек и т.д.)
II. Слушание-знакомство- продемонстрировать убедительную интерпретацию песни;
- увлечь, заинтересовать детей песней;
- вызвать у детей эмоциональный отклик, эмоциональное переживание.
- яркость
- выразительность - увлеченность
- свободное исполнение наизусть
- соответствие качества певческого звука, фразировки, артикуляции жанру и стилю произведения.
- исполнение учителя
- исполнение лучшими учащимися
- исполнение в аудио- или видеозаписи
- сравнение различных интерпретаций
- прослеживание по партитуре.
III. Обсуждение- опираясь на достигнутые эмоциональные переживания, выявить отношение детей к песне;
- выявить уровень понимания детьми характера, содержания и смысла музыкального образа;
- проанализировать наиболее важные в данном контексте выразительные средства;
- стимулировать активность мышления учащихся;
- формировать коллективные усилия и непосредственное взаимодействие детей, детей и педагога.
- эмоциональность
- краткость
- активность
- оперативность
- уважение к любому высказыванию детей
- создание ситуации общения, обеспечивающей проявление инициативы, самостоятельности и естественного самовыражения.
- беседа
- разъяснение
- пример
- анализ ситуаций
- проблемное задание
- коллективно-трудовая работа
- дискуссия
- метод эвристических вопросов.
IV. Разучивание- постижение смысла художественного образа песни;
- построение процесса разучивания как постепенного постижения значения всех выразительных средств создания музыкального образа;
- осмысленность и эмоциональная наполненность всей технологической работы по разучиванию песни;
- рассмотрение каждой песни как этапа системы формирования певческих и хоровых умений и навыков;
- освоение мелодии и текста песни;
- тщательная работа над интонацией, выразительное осмысленное интонирование каждого интервала;
- формирование качества звука, обусловленного музыкальным образом, жанром и стилем произведения;
- вариативность и смена заданий, предлагаемых учащимся;
- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы;
- активная эмоциональная и интеллектуальная включенность в процессе работы, создание условий для выявления творческих потенций личности;
- построение процесса разучивания на основе оценки детьми результатов своей певческой деятельности;
- формирование рефлексии в процессе певческой деятельности;
- соблюдение принципа успешности в обучении, создание атмосферы увлекательного совместного действия.
- эмоциональность
- конкретность
- тщательная предварительная проработка партитуры
- планирование каждого этапа работы
- четкость постановки учебных задач и обязательно оценка качества их выполнения
- отдельная проработка наиболее сложных мест
- использование разнообразных методов работы
- сознательное отношение детей к работе.
- метод предупреждения ошибок
- метод сравнения;
- фонетический метод
- объяснительно-иллюстративный метод
- репродуктивный метод
- метод мысленного пения
- метод анализа ситуаций
- метод игрового проектирования
- метод разучивания по слуху
- метод свободного дирижирования
- метод высотного моделирования
- метод пластического интонирования
- метод создания ассоциаций
- метод театрализации
- метод работы по партитуре
- метод сольфеджирования
- метод сольмизации
- пение с опорой на нотную запись
- транспонирование песни или ее части в удобную тональность
- пение вокализом песен или их частей
- выстраивание первого звука
- настройка на тональность
- вычленение из текста песни и интонационное освоение наиболее сложных мелодических оборотов
- прохлопывание ритма по слуху, по графической или нотной записи голоса из звучащей партитуры
- выстраивание на фермате созвучий, аккордов
- произношение текста песни активным шепотом
- активная артикуляция текста при пении про себя.
V. Впевание- освоение формы в процессе целостного исполнения;
- доминирование исполнительских задач;
- достижение необходимого качества певческого звучания;
- достижение необходимого уровня освоения технологических задач, дающих возможность свободно музицировать;
- стимулирование творческого отношения детей к исполнительской деятельности;
- активное обсуждение предполагаемой интерпретации и результатов исполнительской деятельности.
- одухотворенность
- включенность в активное музицирование
- творческое отношение учителя и учащихся
- ощущение живого сотворения музыки
- диалог учителя и учеников с автором и музыкальным произведением
- абсолютное взаимное доверие хора и дирижера.
- целостное исполнение
- сравнение различных интерпретаций различных исполнителей
- сравнение интерпретаций данного коллектива или исполнителя
- звукозапись исполнения с последующим обсуждением
- исполнение для выбранных в хоре экспертов с последующим обсуждением
- исполнение в концертном зале.
VI. Концертное исполнение- создание условий для наиболее яркого воплощения музыкального образа;
- стимулирование творческого эмоционального подъема;
- создание необходимого эмоционального настроя;
- организация энергетического взаимодействия хора и дирижера в процессе исполнения.
- одухотворенность
- собранность
- внимательность
- волевая сконцентрированность
- умение эмоционально раскрываться в процессе исполнения
- активное, творческое музицирование
- сотворчество
- полная самоотдача
- проживание музыкального образа исполняемого произведения.
- метод создания эмоционального состояния
- метод театрализации
- приемы взаимодействия хора и дирижера.
Как и в любом деле, в певческой деятельности существуют определенные устоявшиеся формы и этапы работы. Музыка, однако, часто вносит свои коррективы в привычные схемы. В предложенном алгоритме по разучиванию песни отмечены этапы, которые в том или ином виде присутствуют всегда, но их содержание, объем и эмоциональное наполнение каждый раз разное.
Наполнение этапов работы принципиально вариативно и определяется талантом и профессионализмом учителя и степенью подготовленности его учеников. Предлагаемая таблица поможет сориентироваться в богатстве конкретных приемов и методов и найти наиболее подходящий вариант для себя, своих детей и разучиваемого произведения.
Задачи Предъявляемые требования Методы и приемы работы I. Вступительное слово- познакомить с авторами и временем создания;
- подготовить восприятие содержания и смысла песни;
- создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа
- лаконичность
- содержательная насыщенность
- эмоциональность
- объяснение
- разъяснение
- беседа
- пример (в том числе и музыкальный)
- проблемная задача
- демонстрация (портретов, фотографий, произведений изобразительного искусства, творческих работ детей, игрушек и т.д.)
II. Слушание-знакомство- продемонстрировать убедительную интерпретацию песни;
- увлечь, заинтересовать детей песней;
- вызвать у детей эмоциональный отклик, эмоциональное переживание.
- яркость
- выразительность - увлеченность
- свободное исполнение наизусть
- соответствие качества певческого звука, фразировки, артикуляции жанру и стилю произведения.
- исполнение учителя
- исполнение лучшими учащимися
- исполнение в аудио- или видеозаписи
- сравнение различных интерпретаций
- прослеживание по партитуре.
III. Обсуждение- опираясь на достигнутые эмоциональные переживания, выявить отношение детей к песне;
- выявить уровень понимания детьми характера, содержания и смысла музыкального образа;
- проанализировать наиболее важные в данном контексте выразительные средства;
- стимулировать активность мышления учащихся;
- формировать коллективные усилия и непосредственное взаимодействие детей, детей и педагога.
- эмоциональность
- краткость
- активность
- оперативность
- уважение к любому высказыванию детей
- создание ситуации общения, обеспечивающей проявление инициативы, самостоятельности и естественного самовыражения.
- беседа
- разъяснение
- пример
- анализ ситуаций
- проблемное задание
- коллективно-трудовая работа
- дискуссия
- метод эвристических вопросов.
IV. Разучивание- постижение смысла художественного образа песни;
- построение процесса разучивания как постепенного постижения значения всех выразительных средств создания музыкального образа;
- осмысленность и эмоциональная наполненность всей технологической работы по разучиванию песни;
- рассмотрение каждой песни как этапа системы формирования певческих и хоровых умений и навыков;
- освоение мелодии и текста песни;
- тщательная работа над интонацией, выразительное осмысленное интонирование каждого интервала;
- формирование качества звука, обусловленного музыкальным образом, жанром и стилем произведения;
- вариативность и смена заданий, предлагаемых учащимся;
- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы;
- активная эмоциональная и интеллектуальная включенность в процессе работы, создание условий для выявления творческих потенций личности;
- построение процесса разучивания на основе оценки детьми результатов своей певческой деятельности;
- формирование рефлексии в процессе певческой деятельности;
- соблюдение принципа успешности в обучении, создание атмосферы увлекательного совместного действия.
- эмоциональность
- конкретность
- тщательная предварительная проработка партитуры
- планирование каждого этапа работы
- четкость постановки учебных задач и обязательно оценка качества их выполнения
- отдельная проработка наиболее сложных мест
- использование разнообразных методов работы
- сознательное отношение детей к работе.
- метод предупреждения ошибок
- метод сравнения;
- фонетический метод
- объяснительно-иллюстративный метод
- репродуктивный метод
- метод мысленного пения
- метод анализа ситуаций
- метод игрового проектирования
- метод разучивания по слуху
- метод свободного дирижирования
- метод высотного моделирования
- метод пластического интонирования
- метод создания ассоциаций
- метод театрализации
- метод работы по партитуре
- метод сольфеджирования
- метод сольмизации
- пение с опорой на нотную запись
- транспонирование песни или ее части в удобную тональность
- пение вокализом песен или их частей
- выстраивание первого звука
- настройка на тональность
- вычленение из текста песни и интонационное освоение наиболее сложных мелодических оборотов
- прохлопывание ритма по слуху, по графической или нотной записи голоса из звучащей партитуры
- выстраивание на фермате созвучий, аккордов
- произношение текста песни активным шепотом
- активная артикуляция текста при пении про себя.
V. Впевание- освоение формы в процессе целостного исполнения;
- доминирование исполнительских задач;
- достижение необходимого качества певческого звучания;
- достижение необходимого уровня освоения технологических задач, дающих возможность свободно музицировать;
- стимулирование творческого отношения детей к исполнительской деятельности;
- активное обсуждение предполагаемой интерпретации и результатов исполнительской деятельности.
- одухотворенность
- включенность в активное музицирование
- творческое отношение учителя и учащихся
- ощущение живого сотворения музыки
- диалог учителя и учеников с автором и музыкальным произведением
- абсолютное взаимное доверие хора и дирижера.
- целостное исполнение
- сравнение различных интерпретаций различных исполнителей
- сравнение интерпретаций данного коллектива или исполнителя
- звукозапись исполнения с последующим обсуждением
- исполнение для выбранных в хоре экспертов с последующим обсуждением
- исполнение в концертном зале.
VI. Концертное исполнение- создание условий для наиболее яркого воплощения музыкального образа;
- стимулирование творческого эмоционального подъема;
- создание необходимого эмоционального настроя;
- организация энергетического взаимодействия хора и дирижера в процессе исполнения.
- одухотворенность
- собранность
- внимательность
- волевая сконцентрированность
- умение эмоционально раскрываться в процессе исполнения
- активное, творческое музицирование
- сотворчество
- полная самоотдача
- проживание музыкального образа исполняемого произведения.
- метод создания эмоционального состояния
- метод театрализации
- приемы взаимодействия хора и дирижера.
Автор: Ефимова Александра Владимировна