Урок литературы с открытой сквозной режиссурой по теме «Мистическое и лирическое в стихотворении А.С. Пушкина «Утопленник»» в 6 классе
Урок литературы с открытой сквозной режиссурой по теме «Мистическое и лирическое в стихотворении А.С. Пушкина «Утопленник»» в 6 классе.
Цель урока: дать представление о роли мистического в лирическом произведении.
Распределение ролей среди учащихся:
Iгруппа – выразительное чтение
IIгруппа – декорации, реквизит
III группа – музыкальное оформление
IVгруппа – исполнение ролей
V группа – литературоведческая
Реквизит: мобильный телефон, рыболовная сеть, керосиновая лампа, икона.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
В рассказе братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» описана такая правдивая история:
Раздел, который предваряет эта история, посвящён какому литературному жанру?
Ответ учащихся:
Мистическая фантастика.
Учитель:
Давайте вспомним, что такое мистика с точки зрения литературоведения.
Ответ учащихся:
Мистика – это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.
Учитель:
И мы уже знаем некоторых писателей, которые обращались к этому жанру Кто это?
Ответ учащихся:
Это В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, А.К. Толстой.
Учитель:
Героиней книги, с которой мы делаем литературные открытия. Является девочка Вера, приехавшая на каникулы к своей тёте, литературоведу по образованию. Вот и сейчас мы станем свидетелями их разговора. Прочитаем его содержание на стр. учебника-хрестоматии.
Ученик начинает читать, но его чтение прерывает звонок моб.телефона, лежащего в сумочке учителя. Учитель извиняется перед классом, начинает громко разговаривать по телефону, т.е. разыгрывается сцена №1.
Содержание разговора: Алло?!.. А, Оленька, здравствуй. Нет, нет, не волнуйся…всё хорошо. Вера? По-моему, не скучает, да вот она сама пришла…( В класс входит девочка в летнем сарафанчике с книгами в руках). Верочка, мама ( и протягивает телефон вошедшей Вере).
Разговор Веры: Мамочка?! Что ты… У тёти Лены столько интересных книг. Вчера прочитала «Упырь» Толстого. Нет, Алексея… А до этого «Вий» Гоголя. У тёти Лены и фильм такой есть. Да, посмотрели… Очень, хотя и жутковато…Хорошо…Я тебя тоже целую.
Тётя Лена ( учитель): Ну что?
Вера: Мама советует почитать и Пушкина. Но мне кажется, что Пушкин уж совсем не мистик. Я прочитала уже всё, что рекомендовала на лето Надежда Серафимовна.
( Сценка заканчивается.Урок продолжается)
Учитель:
- Ребята, давайте поможем Вере разобраться. Какие произведения А.С. Пушкина вы прочитали летом?
Ответ учащихся:
- «Барышня-крестьянка», «Метель», «Выстрел»…
Учитель:
- Согласна, что эти повести А.С. Пушкина вряд ли можно считать мистическими. Но, может быть, его лирика носит мистический характер? Какие строки поэта вы помните наизусть?
( Учащиеся читают наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Осень», «Друзья мои,..» и др.)
Девочка, исполняющая роль Веры ( с места ): Вот видите, опять никакой мистики…
Учитель:
- Я тоже хочу прочитать одно из стихотворений Александра Пушкина. Но прежде давайте представим себя в другой обстановке. Осень. Берег реки. Ветер треплет рыбацкие сети. В доме рыбака каждый занят своим делом: хозяйка качает зыбку, хозяин-рыбак чинит снасти. (После каждой реплики учителя ученики-оформители готовят декорации к следующему этапу урока: от двери к углу доски развешивается старая рыбацкая сеть с запутавшимся в ней раком, гасят свет и ставят на учительский стол керосиновую лампу, в верхнем левом от доски углу вешают икону. Важно, чтобы при этом ими не было допущено ни одного лишнего движения и оформление было закончено одновременно с последними словами учителя ).
Учитель начинает без дополнительного объявления читать наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Утопленник».
После слов «В ночь погода зашумела…» чтение прерывается и начинает звучать музыкальный отрывок из пьесы Клода Дебюсси «Диалог ветра и моря», а учитель гасит фитиль керосиновой лампы. На литаврах звучание прерывается, продолжается чтение стихотворения учителем.
Беседа с классом:
1. Можно ли считать эту балладу А. Пушкина мистической?
2. За что наказан мужик?
3. Не является ли герой баллады жертвой обстоятельств.
4. Почему А. Пушкин называет мужика «мужик несчастный»?
5. Какую роль играет в балладе пейзаж?
Необходимо подвести учащихся к мысли, что мужик совершил страшный грех: он вновь бросил в воду тело мёртвого, отказав ему в христианском погребенье; он предал поруганию, может быть, кем-то уже поруганное тело и душу человека, что для Пушкина могло являться страшным преступлением. Человек стал жертвой своей внутренней слабости, рождённой обстоятельствами : «Суд наедет, отвечай-ка»…
Пятый вопрос готовился как индивидуальное домашнее задание.
Примерное содержание ответа, подготовленного учеником:
- Ответ на вопрос «Роль пейзажа в литературном произведении» я нашла в пособии Н.Я. Паскевич «Уроки мастеров слова» ( данное пособие лежит на партах учащихся). Давайте откроем 38-ю страницу этого пособия. Здесь даны несколько функциональных значений пейзажа. Мне кажется, что к балладе А.С. Пушкина подходит второе ( зачитывает ). У Пушкина звучит:
Дети спят, хозяйка дремлет,
На полатях муж лежит.
Буря воет…
Что лишило мужика сна? Человека может тревожить совесть. Борьбу двух начал мы услышали и в споре духовых и струнных инструментов в пьесе Дебюсси.
Вывод урока
Учитель
Какую же роль играет мистика в лирическом произведении?
Девочка, исполняющая роль Веры:
- А можно я сделаю вывод?
Мистическое – это лишь материал, помогающий выразить авторскую мысль. Например, о том, что человек не должен под влияние страха совершать безнравственные деяния.
Учитель:
В качестве домашнего задания я рекомендую вам продолжить знакомство с Пушкиным-мистиком и посмотреть фильм-спектакль по трагедии «Каменный-гость».
Используемая литература:
Е.С.Баранова. Уроки литературы в 6 классе. Методические рекомендации для учителя.
«Баласс»,М., 2000г.
Автор: nadegda_ryabinina